Культовые песни бывают любой формы и содержания: от простенькой перепевки "Rainbow Connection" лягушонка Кермита до ярости AC/DC в "Back In Black", от задумчивых переборов Телониуса Монка в "Round Midnignt" до утопических мечтаний Джона Леннона в "Imagine". Список можно продолжать и продолжать - и, что удивительно, вдохновленные авторы регулярно добавляют все новые песни в пантеон "бессмертных".
Впрочем, создать запоминающуюся песню обычно куда сложнее, чем просто напеть милую мелодию и написать несколько строчек текста. Даже самые успешные авторы песен, как и прозаики, временами заходят в творческий тупик.
Куда же обратиться, когда вы забыли, как писать песни? Что делать, если вы написали убийственный первый куплет, а припев не идет? Или, может быть, перед вами лежит чистый лист, и вы не знаете, с чего начать? Вот несколько советов от опытных авторов песен, которые помогут вам преодолеть застой в творчестве.
читать дальше1. Начните с названия.
"Найдите интересное название, и во многих случаях песня напишет сама себя", - говорит автор песен, гитарист и продюсер Томми Маролда, сочинявший вместе с Ричи Самборой и Родом Стюартом. "Я с этого начинал, сочиняя многие свои песни". Успешные авторы вроде Бон Джови и Дианы Уоррен тоже пользовались этой стратегией; так были написаны, например, песни "Livin' On A Prayer", "Bed Of Roses" и "Dead Or Alive". "У большинства песен название уже рассказывает всю историю", - продолжает он.
Но где взять интригующее название песни, если идей нет? "Попробуйте почитать журналы", - говорит Маролда. "Откройте оглавление - иногда там бывают интересные гиперболы и каламбуры, которые могут натолкнуть вас на мысль. Или сходите в книжный магазин и посмотрите названия стихов в каком-нибудь сборнике".
Маролда очень рекомендует адаптировать фразы под себя, прежде чем использовать их в качестве названий песен. "Иногда можно просто заменить одно слово на другое", - говорит он. "Заменив слова в уже хорошем названии, вы можете получить что-нибудь совсем оригинальное".
2. Смотрите и слушайте везде.
"Едете ли вы в поезде, гуляете или просто разговариваете - никто не знает, что вы можете услышать", - говорит певица и автор песен Натали Джелман. "Когда я действительно чувствую момент и внимательно наблюдаю за тем, что происходит вокруг, иногда я слышу чью-нибудь случайную фразу и думаю: отличная строчка, надо ее использовать!"
Для Маролды "слушание везде" включает в себя прослушивание готовых барабанных ритмов из библиотек в поисках музыкального вдохновения. Гитарист, продюсер и композитор Крис Манджер, работавший, в частности, с группой Public Enemy и каналом Comedy Central, для вдохновения пользуется своим окружением. "Я живу в Нью-Йорке, часто гуляю по городу, смотрю на людей и придумываю про них истории", - говорит он.
3. Носите с собой блокнот, диктофон или и то, и другое.
Это кажется само собой разумеющимся, но, поскольку вы не знаете, когда вас посетит вдохновение, нужно иметь возможность записать хорошую музыкальную идею, как только она придет к вам в голову.
Если вы знаете ноты, то достаточно иметь блокнот с нотной бумагой. Если предпочитаете петь свои мелодии, то поможет диктофон, смартфон или любое другое маленькое записывающее устройство.
Джелман вспоминает, что однажды ей пришла в голову отличная мелодия, но у нее при себе не было ни ручки с бумагой, ни диктофона. Как она поступила? Взяла у друга телефон, позвонила себе на автоответчик и напела эту мелодию.
4. Не забывайте о незаконченных идеях.
Если вы смогли придумать только куплет или только припев, все равно сохраните его, советует Маролда. "У многих знаменитых авторов есть целый чемодан идей, которыми они пользуются, зайдя в тупик", - говорит он. "Просмотрите свои незаконченные работы - и удивитесь, как идеально бридж, написанный несколько лет назад, сочетается с песней, которую вы сочиняете сейчас".
У Маролды целая коллекция блокнотов с незаконченными стихами и мелодиями. Кроме того, он хранит и неиспользованные названия песен. "Когда я работал над сольными альбомами Ричи Самборы, он просил у меня только названия и идеи", - вспоминает Маролда. "Сотнями из них он не воспользовался, так что я их до сих пор держу при себе. Я превратил их в песни для Рода Стюарта и других людей".
5. Пишите много.
Джелман считает, что чем больше времени вы проводите за сочинением музыки, тем легче вам будет работать в целом. "Если вы пишете постоянно, то вам легче овладеть искусством создания песен - и улучшить свои умения", - говорит она. "Мы, авторы песен, должны принимать и плохое, и хорошее, и уродливое. Не нужно отказываться ни от чего сочиненного - просто продолжайте писать дальше".
Главное, что помогает писать много - работать над тем, что вдохновляет вас в данный момент, и неважно, подходит ли оно к вашему жанру. Вы гитарист-виртуоз, внезапно придумавший отличную мелодию для аккордеона? Запишите ее. Пусть ваша группа или проект прямо сейчас ее использовать не смогут, но когда-нибудь она может и пригодиться.
6. Определите собственные клише.
"Когда вы в тупике, это происходит не потому, что вы ничего не слышите", - говорит клавишник Дэнни Луис, который играет и сочиняет музыку в блюзовой команде Gov't Mule. "Вы просто слышите собственные старые клише. Вы придумываете тот же самый бридж и припев, который уже писали тысячу раз". В моменты творческой фрустрации очень легко вернуться к комфортабельным риффам, мелодиям и аккордовым прогрессиям, которыми вы пользуетесь уже не первый год. Но если вы слышите собственные клише, то это позволит вам избежать их и сделать что-нибудь уникальное.
7. Гоните от себя "внутреннего критика".
Самокритика может помешать вам сочинить песню, и любой способ заглушить внутренний голос стоит того, чтобы им воспользоваться. "Хорошее сочинительство, как и актерство и пение - это сочетание сердца, таланта и умения", - говорит Аврора Барнс, композитор для Dramatico Entertainment. "Если песня что-то значит для вас, то она будет что-то значить и для кого-то еще".
"Самая большая проблема авторов песен - страх", - рассуждает Джелман. "Вы можете бояться чего угодно, но главный страх - "Что, если моя песня плоха?" По-хорошему, вы просто должны присутствовать во время сочинения, порадоваться любому результату, а затем записать его. Если ругать себя во время сочинения, ничего хорошего не выйдет".
8. Попросите помощи.
"У меня есть срок в три-семь дней, когда я могу закончить песню самостоятельно", - говорит Джелман. "Если к тому времени закончить работу не получается, я обычно прошу кого-нибудь помочь".
Джелман относится к соавторству не как к "костылю", а как к возможности развить свои навыки. "Мой друг Брэд Йодер однажды сравнил соавторство с разглядыванием чужого кроссворда и вписыванием в него недостающих слов", - говорит она. "Мне нравится писать в соавторстве. Оно может помочь вам добраться туда, куда вы боитесь идти в одиночку".
Выбрать хорошего соавтора может быть так же тяжело, как и хорошего музыканта или продюсера, так что будьте осторожны. Выбирайте людей, которые отнесутся к вашей работе с уважением и вниманием, которого она достойна.
9. Сочиняйте на другом инструменте.
Луис часто создает свежие музыкальные идеи на незнакомом инструменте; большую часть песен для Gov't Mule он сочиняет на гитаре, хотя в группе играет на клавишных. "Я иногда пробую вот такое: беру бас-гитару, импровизирую на ней мелодии и одновременно пою басовую линию", - говорит он. "Чем меньше вы умеете играть на инструменте, тем лучше. Это действительно помогает оторваться от своих клише".
Еще Луис рекомендует провести несколько часов за ударной установкой, особенно если вы не барабанщик. "Очень часто вас могут на что-нибудь вдохновить звуки барабанов или тарелок", - говорит он. "Вы можете стучать в барабаны и придумать на них мелодические идеи, которые ни за что не пришли бы вам в голову на гитаре или синтезаторе. Если играть на барабанах, словно по нотам, то можно придумать и ритмы, и интересные мелодические сочетания, которые вдохновят вас на что нибудь".
10. Отдохните.
"Иногда просто нужно поесть", - говорит Барнс. "Нужен новый виток вдохновения. Иногда я слушаю музыку, читаю книгу, выхожу погулять или просто включаю ненадолго телевизор".
Манджеру часто помогают физические упражнения. "Это отличный способ очистить голову и набраться вдохновения", - говорит он, рекомендуя в качестве отдыха еще и просмотр хорошего фильма. "Если вы зашли в творческий тупик, уйдите от инструмента", - продолжает он. "Сочинение песен - такая же работа, как и все остальные. Если вы отдохнете, то вернетесь к работе со свежими силами".
11. Ищите вдохновение в работах любимых артистов.
"Включите ваши любимые песни и поиграйте под них, неважно, на каком инструменте вы играете", - советует Маролда. "У вас могут появиться собственные идеи - инструментальные, связанные с аккордовой структурой или прогрессией, или же что-то такое, из чего вы сможете сделать песню целиком".
Маролда не говорит, что нужно воровать песни у кумиров. "Может быть, вы и подумаете, что копируете кого-то, но ваше прочтение будет совсем другим", - обещает он. "Просто остановите исходную песню и запишите аккорды, которые вы играли, или фортепианную партию, которую придумали, и на основе этого придумайте что-нибудь новое. Спросите себя: "Что, если я сделаю так, а не сыграю аккорд, который они использовали?"
blog.discmakers.com/2011/08/songwriting-and-wri...
11 советов по выходу из творческого тупика
Культовые песни бывают любой формы и содержания: от простенькой перепевки "Rainbow Connection" лягушонка Кермита до ярости AC/DC в "Back In Black", от задумчивых переборов Телониуса Монка в "Round Midnignt" до утопических мечтаний Джона Леннона в "Imagine". Список можно продолжать и продолжать - и, что удивительно, вдохновленные авторы регулярно добавляют все новые песни в пантеон "бессмертных".
Впрочем, создать запоминающуюся песню обычно куда сложнее, чем просто напеть милую мелодию и написать несколько строчек текста. Даже самые успешные авторы песен, как и прозаики, временами заходят в творческий тупик.
Куда же обратиться, когда вы забыли, как писать песни? Что делать, если вы написали убийственный первый куплет, а припев не идет? Или, может быть, перед вами лежит чистый лист, и вы не знаете, с чего начать? Вот несколько советов от опытных авторов песен, которые помогут вам преодолеть застой в творчестве.
читать дальше
blog.discmakers.com/2011/08/songwriting-and-wri...
Впрочем, создать запоминающуюся песню обычно куда сложнее, чем просто напеть милую мелодию и написать несколько строчек текста. Даже самые успешные авторы песен, как и прозаики, временами заходят в творческий тупик.
Куда же обратиться, когда вы забыли, как писать песни? Что делать, если вы написали убийственный первый куплет, а припев не идет? Или, может быть, перед вами лежит чистый лист, и вы не знаете, с чего начать? Вот несколько советов от опытных авторов песен, которые помогут вам преодолеть застой в творчестве.
читать дальше
blog.discmakers.com/2011/08/songwriting-and-wri...