Книга, изданная во времена президентства Честера А. Артура, имеет больше шансов на переиздание, чем книга, выпущенная при Рейгане.
Ребекка Дж. Розен


В прошлом году я писала об очень интересном исследовании, проведенном Полом Дж. Хилдом из Университета Иллинойса с помощью программы, исследовавшей случайные выборки книг на Amazon. Тогда его результаты были еще предварительными, но, тем не менее, поражали: книг, изданных в 1910-х годах, было едва ли не больше, чем изданных в 2000-х. Книг, изданных в 1850-х годах, оказалось вдвое больше, чем изданных в 1950-х. Почему? Копирайт (защищающий книги 1923 года и старше) уничтожил рынок книг середины XX века - их больше нет ни на полках, ни в руках читающей публики.

Сейчас Хилд завершил свое исследование; картина стала подробнее, но в целом практически не поменялась: "Копирайт коррелирует с исчезновением книг из продажи, а не с доступностью", - пишет Хилд. "Вскоре после того, как произведения создаются и защищаются авторскими правами, они пропадают из виду и возвращаются, причем во все большем количестве, только после того, как становятся общественным достоянием и теряют своих владельцев".

График выше показывает простейшую интерпретацию данных. Они шокируют: новых изданий книг 1910-х годов намного больше, чем книг 2000-х. Изданий книг, защищенных копирайтом, примерно столько же, сколько книг, вышедших в первой половине XIX века. Издатели просто не издают книги, защищенные копирайтом, если только они не совсем свежие.

Но это не точное отображение количества доступных книг, потому что книги, являющиеся общественным достоянием, зачастую существуют во множестве разнообразных изданий, и случайная выборка, скорее всего, преувеличит их количество. "В конце концов, - объясняет Хилд, - если ввести в Amazon случайный номер ISBN, то с куда большей вероятностью вы получите "Потерянный рай" Мильтона (401 издание и 401 номер ISBN), чем "Жену из Египта" Лоримера (1 издание и 1 номер ISBN). Он обнаружил, что медианное количество изданий книг, находящихся в общественном достоянии, равно четырем. (Среднее арифметическое равно шестнадцати, но это число сильно искажено из-за небольшого количества книг, существующих в сотнях изданий. Именно по этой причине статистики, с которыми консультировался Хилд, посоветовали воспользоваться медианой.) Хилд разделил количество изданий книг из общественного достояния на 4 и получил график, где сопоставляется количество разных произведений.



Хилд говорит, что картина все равно "довольно драматична". Последняя декада выглядит в сравнении намного лучше, но провал в середине XX века все равно очевиден; за ним, правда, следует небольшой бум. Предположительно, пишет Хилд, на рынке, не искаженном копирайтом, этот график отобразил бы "плавно снижающуюся кривую от 2000-2010 до 1800-1810 годов, основанную на предположении, что чем старше книга, тем она менее популярна и менее привлекательна для рынка". Но на самом деле все по-другому. "Вместо этого кривая спадает очень резко, а потом значительно возрастает, достигая книг, изданных до 1923 года и не подпадающих под копирайт". Вывод? Копирайт "заставляет книги исчезнуть"; после истечения срока действия авторских прав книги возвращаются.

Книги, сильнее всего пострадавшие от копирайта, изданы недавно - в 80-х и 90-х; скорее всего, именно для этих книг разброс между абстрактным спросом людей и приложением наибольший. Хилд пишет:

"Это не плавно снижающаяся кривая! Издатели, похоже, просто продают свои книги на Amazon лишь в первые несколько лет после выпуска. Данные говорят о том, что бизнес-модель издательств заставляет книги исчезнуть довольно быстро после их публикации и задолго до того, как они станут общественным достоянием. После этого закон об авторских правах не дает им появиться снова, пока правами на издание кто-то владеет. А вот в левой части графика, до 1920 года, кривая снижается плавно".

Но даже этот график недооценивает влияние копирайта, потому что предполагается, что во все десятилетия издавалось одинаковое количество книг. Это, конечно, не так: благодаря росту грамотности населения и эффективным технологиям в XXI веке ежегодно издается намного больше книг, чем в XIX. Точное число книг за последние 200 лет неизвестно, но Хилд и его ассистенты нашли неплохое приближение, взяв за основу количество произведений за каждый год в WorldCat, библиотечный каталог, в котором содержится полный список книг из 72 000 библиотек мира. Затем он нормализовал свой график по 90-м, когда книг вышло больше всего.



Согласно этой калькуляции, влияние копирайта просто невероятно. Хилд сказал, что поиски по WorldCat показали, помимо всего прочего, что в 1980-х годах вышло в восемь раз больше книг, чем в 1880-х, но при этом на Amazon количество книг, впервые изданных в эти два десятилетия, почти одинаково. У книги, изданной во времена президентства Честера А. Артура, больше шансов быть переизданной сегодня, чем у книги, изданной во времена Рейгана.

Сторонники копирайта долго (и успешно) отстаивают точку зрения, что копирайт на книги гарантирует, что его владельцы получат доходы со своей интеллектуальной собственности, и что перспективы прибыли "гарантируют доступность и адекватную дистрибуцию [книг]". Цифры, однако, говорят обратное.

P.S. На всякий случай поясню: медиана в статистике - это число со следующим свойством: ровно 50% выборки будут больше этого числа, а другие 50% - меньше.