Может быть, я уже об этом и писал, но по ссылке тоже хорошая подборка.
Нам нравится считать себя рациональными.
На самом деле, однако, мы подвержены сотням предрассудков, которые заставляют нас думать и поступать иррационально; даже думать о том, что мы рациональны, несмотря на доказательства иррациональности в других - это так называемое "слепое пятно предвзятости".
За изучение того, насколько часто люди ведут себя иррационально, психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике; его работа положила начало отрасли бихевиоральной экономики. Подобные идеи сейчас задействуются в таких разных отраслях, как маркетинг и криминология.
Надеясь дать вам - и себе - понятие о предрассудках, которые формируют наше мышление, мы решили собрать длинный список самых популярных из них.
МНОГО
Аффективная эвристика
То, как вы себя чувствуете, влияет на то, как вы воспринимаете мир.
Представьте, например, что на 1/30 секунды на экране мелькают слова "борт", "порт" и "торт".
Какое из них вы узнаете?
Если вы голодны, то, согласно результатам исследования, вы увидите "торт".
Взаимность
Когда люди верят, что честность превыше любых других ценностей - даже если это не отвечает экономическим или иным интересам.
Выпуклость
Тенденция обращать внимание на самые легкоузнаваемые черты человека или идеи.
Гиперболические скидки
Люди с большей вероятностью выберут "немного денег, но сейчас", чем "много, но через некоторое время".
Горе от ума
Когда хорошо образованные люди не могут понять менее образованных. Например, в телесериале "Теория большого взрыва" ученый Шелдон Купер с огромным трудом понимает свою соседку-официантку Пенни.
Заблуждение планирования
Тенденция недооценки того, сколько времени понадобится на выполнение задачи.
Идеомоторный эффект
Когда мысль вызывает у вас бессознательную физическую реакцию, например, от печальных воспоминаний на глаза наворачиваются слезы. Этот же эффект срабатывает при использовании доски для спиритических сеансов.
Избирательное восприятие
Когда мы позволяем нашим ожиданиям определять, как именно мы воспринимаем мир.
Избыточная уверенность
Некоторые из нас слишком уверены в своих способностях и поэтому избыточно рискуют в повседневной жизни.
Избыточный оптимизм
Когда мы верим, что мир на самом деле лучше, чем он есть, мы не готовы к опасностям и жестокости, которые могут нас подстерегать. Неспособность понять всю широту человеческой природы делает нас уязвимыми.
Иллюзия контроля
У людей есть тенденция переоценивать степень своего влияния на события: например, спортивные фанаты искренне считают, что их мысли или действия повлияли на результат игры, которую они видели по телевизору.
Иллюзия провидца и простофили
Избыточная вера в советы экспертов. Это связано с избеганием ответственности. Мы просим "экспертов" дать прогноз, несмотря на то, что они по большей части не способны спрогнозировать ситуацию лучше, чем обычные люди. Другими словами, "на каждого провидца приходится свой простофиля".
Иллюзия скопления
Тенденция видеть систему в случайных событиях. Она играет главную роль в большинстве игроцких заблуждений: например, идее, что если на рулетке только что выпало несколько красных чисел подряд, это как-то влияет на вероятность того, что следующим тоже выпадет красное.
Иллюзия частоты
Когда слово, имя или вещь, которую вы только что узнали, внезапно начинает появляться везде. Увидев новое слово, вы будете постоянно его замечать!
Иррациональная эскалация
Когда люди принимают иррациональные решения, основываясь на прошлых рациональных решениях. Такое бывает, например, на аукционе, когда начинается ценовая война, и участники назначают цены, которые не готовы на деле заплатить.
Консерватизм
Когда люди больше верят прошлым свидетельствам, чем новой информации. Люди очень медленно соглашались с тем, что Земля круглая, потому что не могли отказаться от прежнего убеждения, что она плоская.
Конформность
Тенденция подчиняться мнению других людей. Она настолько сильна, что может заставить людей делать самые идиотские вещи, что подтверждает следующий эксперимент, проведенный Соломоном Эшем.
Попросите одного подопытного и нескольких подставных людей ответить на вопрос, какая линия такой же длины, как А: B, C, D или Е? Если все подставные люди ответят, что D - той же длины, что и А, то подопытный в ТРЕХ ЧЕТВЕРТЯХ СЛУЧАЕВ с ними согласится.
"Тенденция к конформности в нашем обществе настолько сильна, что вполне умные и доброжелательно настроенные молодые люди готовы назвать белое черным, и это очень беспокоит, - писал Эш. - Это вызывает вопросы о нашем образовании и о ценностях, управляющих нашим поведением".
Межгрупповая предвзятость
Мы относимся к людям из своей социальной группы иначе, чем к людям из другой группы.
Нечувствительность к масштабам
Когда ваша готовность за что-либо заплатить не коррелирует с масштабами результата.
С сайта Less Wrong:
"Однажды три группы подопытных спросили, сколько они готовы заплатить, чтобы спасти соответственно 2000, 20 000 и 200 000 перелетных птиц от смерти в нефтяных лужах. Они ответили соответственно "80, 78 и 88 долларов", Это нечувствительность к масштабам: количество спасенных птиц - масштаб альтруистической акции - почти не коррелирует с желанием заплатить".
Новизна
Стремление относиться к новой информации с большим доверием, чем к более старой.
Оценка по результату
Правильность решения оценивается по результату - а не по тому, что именно привело к принятию именно такого решения в тот момент. Если вы выиграли кучу денег в Вегасе, это не означает, что играть в азартные игры было умным решением.
Переоценка сдержанности
Когда люди переоценивают свою способность противостоять искушению.
Поддержка собственного выбора
Когда вы что-то для себя выбираете, то обычно относитесь к этому хорошо, несмотря на возможные недостатки. Вы считаете, что ваша собака замечательная, даже если она время от времени кусает людей, а другие собаки - глупые, потому что они не ваши.
Поиск точки опоры
Люди слишком сильно цепляются за информацию, полученную первой.
Например, при переговорах о зарплате тот, кто первым назовет цифру, устанавливает определенный разброс значений у обоих собеседников. Любое контрпредложение будет так или иначе опираться на первоначальное.
"Большинство людей считают, что они ни в коем случае не должны называть предпочитаемую зарплату первыми, - говорит Ли Томпсон, профессор из Школы менеджмента имени Келлогга в Северо-Западном университете. - И наши исследования, и многие другие говорят, что это не так. Те люди, которые называют зарплату первыми, в результате получают больше".
Предвзятость в пользу выживших
Ошибка, которая возникает, когда приводятся только примеры "выживших", из-за чего мы неверно оцениваем ситуацию. Например, мы считаем, что быть предпринимателем - просто, потому что ничего не знаем обо всех предпринимателях, которые потерпели неудачу.
Кроме того, из-за этого мы предполагаем, что "выжившие" по определению лучше "неудачников", не принимая во внимание удачу и другие важные факторы.
Предвзятость в пользу инноваций
Когда сторонник инновации переоценивает ее полезность и недооценивает недостатки. Знакомо звучит, а, Кремниевая долина?
Предвзятость "легко - сложно"
Люди слишком самоуверенно подходят к легким проблемам и слишком пессимистично - к трудным.
Предрассудок к единицам измерения
Мы считаем, что существует некая оптимальная единица измерения или общепринятое количество чего-либо. Именно поэтому, если нам дают большие порции, мы едим больше.
Пренебрежение длительностью
Когда длительность события нами практически не рассматривается. Например, мы помним боль в какой-то конкретный момент так же хорошо, как и хроническую.
Прокрастинация
Решение действовать ради текущего момента, а не ради будущего.
Рассуждения задним числом
Конечно же, Apple и Google не могли не стать самыми крутыми производителями телефонов. Ага, скажите это Nokia в 2003 году.
Рационализация после покупки
Когда люди, купив что-то, заставляют себя поверить, что покупка действительно стоящая.
Реактивное сопротивление
Желание сделать прямо противоположное тому, что от вас требуют, чтобы доказать собственную свободу выбора.
Регрессионная ошибка
Люди предпринимают некие действия, реагируя на экстремальную ситуацию. Затем, когда ситуация становится не такой экстремальной, они считают, что самолично ее изменили, хотя на самом деле всего лишь произошла регрессия к среднему.
Склонность к негативу
Тенденция уделять большее внимание негативному опыту, а не позитивному. Люди с таким предрассудком считают, что "плохое сильнее хорошего", и в любой ситуации будут в первую очередь искать угрозы, а не возможности.
Психологи считают, что это эволюционная адаптация: лучше перепутать камень с медведем, чем медведя с камнем.
Склонность к нулевому риску
Мы предпочитаем свести небольшой риск к нулю, а не большой риск - на бОльшую абсолютную величину.
Это соответствует нашему желанию полностью контролировать единственный малозначительный результат, а не больше (но не полностью) контролировать значительный и непредсказуемый результат.
Склонность к пессимизму
Противоположность избыточного оптимизма. Пессимисты придают слишком большое значение отрицательным последствиям своих и чужих действий.
Склонность к превознесению
Любой человек с большей охотой рассказывает об успехах, чем о неудачах. Это приводит к ложному восприятию реальности и неспособности точно оценить ситуацию.
Склонность к сохранению статус-кво
Предпочтение, чтобы все оставалось так, как есть. Есть схожее явление: склонность к избеганию потерь - люди предпочитают избежать потерь, а не добиться приобретений.
Склонность к умолчанию
Тенденция предпочитать действию бездействие - и в личных делах, и в политике.
Психолог Арт Маркман дал отличный пример еще в 2010 году:
"Склонность к умолчанию проникает в наши суждения о домашних спорах, ошибках на работе и даже обсуждения национальной политики. В марте президент Обама заставил Конгресс принять закон о радикальных реформах здравоохранения. Республиканцы надеются, что электорат после принятия закона обвинит во всех проблемах демократов. Но, поскольку со здравоохранением и так проблемы, можно ли считать, что в будущих проблемах обвинят демократов, которые приняли новый закон, а не республиканцев, которые выступали против него? Да, можно - на их стороне склонность к умолчанию".
Слепое пятно предвзятости
Невозможность распознать в себе предрассудки - это само по себе предрассудок.
Психолог из Принстона Эмили Пронин обнаружила, что "люди куда чаще видят существование и работу когнитивных и мотивационных предрассудков в других, чем в себе".
Стадное чувство
Люди склонны подражать друг другу, особенно в трудные времена.
Стереотипы
Предположение, что группа или отдельный человек обладают определенным качеством, ничего реально о них не зная. Именно на этом основаны интуитивные решения, о которых Малкольм Гладуэлл писал в Blink. Стереотипы обладают определенной ценностью, но их используют слишком избыточно.
Тенденция к подтверждению
Мы обычно прислушиваемся только к той информации, которая подтверждает наше заранее сформированное мнение - это одна из многих причин, по которой, например, почти невозможно вести нормальный диалог об изменении климата.
Трагедия общественных ресурсов
Мы используем слишком много общественных ресурсов, потому что их сохранение не отвечает ничьим личным интересам. Это объясняет избыточное использование природных ресурсов, оппортунизм и любые действия в пользу собственных интересов и в ущерб интересам коллектива.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Когда вы связываете поведение человека с его внутренними качествами личности, а не с нынешней ситуацией. Например, вы можете считать коллегу вспыльчивым, хотя на самом деле он просто сильно ушиб палец и злится из-за этого.
Эвристика доступности
Когда люди переоценивают важность информации, доступной лично им.
Например, человек может утверждать, что курение не вредно, потому что его дедушка курил три пачки в день, а дожил до 100 лет. Подобная аргументация не учитывает, что его дедушка, вполне возможно, обладал уникальным здоровьем.
Эмпатическая пропасть
Когда люди, находящиеся в одном состоянии, не понимают людей, находящихся в другом состоянии. Если вы счастливы, то не можете себе представить, почему люди могут быть несчастны. Когда вы не возбуждены сексуально, вы не представляете, как будете действовать, будучи возбужденными.
Эффект Галатеи
Когда люди добиваются успеха - или проваливаются - только потому, что считают, что так и должно быть.
Эффект деноминации
Люди с меньшей охотой тратят крупные купюры, чем их эквивалент более мелкими купюрами и монетами.
Эффект ложной цели
Маркетинговый феномен: потребители изменяют свой выбор из двух вариантов определенным образом, если им предлагают третий вариант. Предложите газировку в стаканах двух размеров - чаще будут покупать меньший. Предложите третий стакан, еще большего размера - и люди чаще станут выбирать средний.
Эффект массовости
Вероятность того, что человек во что-то поверит, пропорциональна количеству людей, которые уже в это верят. Это очень сильная форма группового мышления - и одна из причин, по которой рабочие собрания столь неэффективны.
Эффект ожидания наблюдателя
Близкий родственник тенденции к подтверждению: наши ожидания подсознательно влияют на восприятие результатов. Ученые, которые ждут определенного результата в эксперименте, например, склонны к непреднамеренной манипуляции или интерпретации результатов таким образом, чтобы они отражали их ожидания. Именно для противодействия этому эффекту был изобретен двойной слепой тест.
Эффект ореола
Когда мы берем одно положительное качество и считаем, что все остальные качества этого человека (или вещи) тоже положительные.
Эффект плацебо
Когда вера в то, что что-то происходит, способствует тому, что это действительно происходит. Это основной принцип цикличности фондового рынка, а также один из вспомогательных принципов медицинского ухода.
Эффект страуса
Игнорирование опасной или негативной информации. Человек "прячет голову в песок", словно страус.
Когнитивные ошибки
Может быть, я уже об этом и писал, но по ссылке тоже хорошая подборка.
Нам нравится считать себя рациональными.
На самом деле, однако, мы подвержены сотням предрассудков, которые заставляют нас думать и поступать иррационально; даже думать о том, что мы рациональны, несмотря на доказательства иррациональности в других - это так называемое "слепое пятно предвзятости".
За изучение того, насколько часто люди ведут себя иррационально, психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике; его работа положила начало отрасли бихевиоральной экономики. Подобные идеи сейчас задействуются в таких разных отраслях, как маркетинг и криминология.
Надеясь дать вам - и себе - понятие о предрассудках, которые формируют наше мышление, мы решили собрать длинный список самых популярных из них.
МНОГО
Нам нравится считать себя рациональными.
На самом деле, однако, мы подвержены сотням предрассудков, которые заставляют нас думать и поступать иррационально; даже думать о том, что мы рациональны, несмотря на доказательства иррациональности в других - это так называемое "слепое пятно предвзятости".
За изучение того, насколько часто люди ведут себя иррационально, психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике; его работа положила начало отрасли бихевиоральной экономики. Подобные идеи сейчас задействуются в таких разных отраслях, как маркетинг и криминология.
Надеясь дать вам - и себе - понятие о предрассудках, которые формируют наше мышление, мы решили собрать длинный список самых популярных из них.
МНОГО