Я ДВА ДНЯ ЛАЙКАЛ ВСЕ, ЧТО ВИДЕЛ НА ФЕЙСБУКЕ. ВОТ ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛОСЬ.
www.wired.com/2014/08/i-liked-everything-i-saw-...
Вы, наверное, уже видели отличную цитату Энди Уорхола: "Мне кажется, всем должны нравиться все". Вы можете купить плакаты с портретом Уорхола и этой фразой, написанной на его лице шрифтом Helvetica. Но полная цитата из его интервью Art News 1963 года - отличное описание того, как мы общаемся в социальных сетях сегодня.
Уорхол: Кто-то сказал, что Брехт хотел, чтобы все думали одинаково. Я тоже хочу, чтобы все думали одинаково. Но Брехт хотел добиться этого, так сказать, при помощи коммунизма. Россия добивается этого с помощью принуждения. У нас происходит то же самое, но без жесткого контроля правительства; раз это и так без особых усилий работает, то зачем для этого становиться коммунистом? Все выглядят одинаково и думают одинаково, и мы становимся все более одинаковыми.
Art News: В этом смысл поп-арта?
Уорхол: Да. Смысл - в том, чтобы любить вещи.
Art News: А любить вещи - это быть машиной?
Уорхол: Да, потому что вы постоянно делаете одно и то же. Снова и снова.
Лайк - это новое мерило успеха, в буквальном смысле слова. Они не только подпитывают самолюбие каждого человека, выкладывающего что-то в сеть: рекламодатели отслеживают свои кампании на Фейсбуке по количеству лайков. Недавняя статья в New York Times о рекламной кампании крилевого жира отлично раскрыла тему того, насколько лайк важен рекламщикам. Лайк - это акт экономики.
Я лайкаю все. Ну, по крайней мере, я так делал в течение 48 часов. В буквальном смысле все, что Фейсбук мне присылал, я лайкал - если даже на самом деле ненавидел. Я решил устроить кампанию сознательного лайкания, чтобы понять, как это повлияет на выдачу Фейсбука. Я знаю, это звучит как рекламный трюк (в каком-то смысле это так и есть), но на самом деле это просто эксперимент, без всяких задних мыслей. Я не знал, сколько мне удастся продержаться (получилось всего 48 часов) или что я благодаря этому пойму (по ходу, почти ничего).
Понимаете ли, Фейсбук использует алгоритмы, чтобы решить, что показывать вам в выдаче. Это не просто последовательная подборка того, что пишут ваши друзья, а также постов о вещах, которые вас заинтересовали. В 2014 году лента новостей - это тщательно выверенная выдача, рассчитанная по сложной формуле, основанной на ваших действиях на сайте и в Интернете в целом. Я хотел узнать, как изменится работа ленты новостей, если я стану постоянно награждать роботов, принимающих решения за меня: "молодец, робот, мне это нравится". Еще я решил, что ограничу эксперимент только самим Фейсбуком: нажимать "лайк" на каждом сайте, где я его найду, было бы слишком утомительно. Но даже несмотря на ограничение, результаты вышли обескураживающими.
Первое, что я лайкнул, - Living Social: мой друг Джей лайкнул это до меня, и его пост оказался на вершине моей выдачи. Потом я лайкнул еще два статуса друзей. Пока все хорошо. Но вот четвертый пост, который я лайкнул, на самом деле мне совсем не нравился. Нет, мне и Living Social не то, чтобы очень нравится - я вообще не знаю, что это за фигня такая. Но вот содержание четвертого поста мне на самом деле НЕ НРАВИЛОСЬ. Плохая шутка - ну, по крайней мере, очень тупая. Ну и ладно. Ее я тоже лайкнул.
Первое решение, которое пришлось принять очень быстро, - что делать с "похожими" ссылками, которые появляются после того, как что-то лайкаешь. Скажем, вам понравилась статья про коров с сайта Modern Farmer. Фейсбук тут же выдает вам еще четыре "похожих" статьи прямо под ссылкой с коровами. Наверное, это будут другие статьи о коровах или сельском хозяйстве.
"Похожие" статьи быстро превратились в проблему, потому что как только вы лайкаете одну из них, Фейсбук тут же заменяет ее на другую. Так что как только я лайкнул четыре "похожих" статьи, мне тут же выдали еще четыре. А потом еще четыре. И еще четыре. И еще четыре. Я быстро понял, что этот цикл может стать бесконечным, так что установил дополнительное правило: я буду лайкать только первые четыре "похожих" статьи, и больше никакие.
Иногда ставить лайки - довольно странная штука. Моя подруга Хиллари выложила фотографию разбитого личика своей маленькой дочки Перл с подписью "Перл против цемента". Мне это не нравится! Такое меня скорее печалит. Обычно под такими вещами в ленте новостей я оставляю комментарий, а не нажимаю маленькую кнопочку с большим пальцем. Ну, ладно. Лайк. Единственный пост, который я все-таки не лайкнул, - когда друг написал, что у него умер родственник. У меня самого на прошлой неделе умер родственник. Эту черту я все-таки не перешел.
Но и без этого нашлась куча вещей, чтобы лайкать. Я лайкнул статус своего кузена, который он перепостил от Джо Кеннеди, после чего меня просто забросали новыми Кеннеди (а также добавили Клинтона и Шрайвера). Я лайкнул Hootsuite. Я лайкнул New York Times, потом Coupon Clipinista. Еще я лайкнул пост подруги, с которой не общался лет двадцать - что-то там о ее сыне, лагере и змее. Я лайкнул Amazon. Я лайкнул даже хренов Kohl's. Ради вас я лайкнул Kohl's!
Моя лента новостей невероятно быстро преобразилась. После того, как я в течение часа лайкал все подряд, в ленте не осталось ни одного живого человека. Одни бренды и послания - никакого человеческого общения.
А на вершину ленты вылезли конвейеры по производству контента. Почти всю ленту новостей заняли Upworthy и Huffington Post. Перед тем, как лечь спать, я в последний раз просмотрел ленту. Вот что я увидел (по порядку): Huffington Post, Upworthy, Huffington Post, Upworthy, рекламу Levi’s, Space.com, Huffington Post, Upworthy, The Verge, Huffington Post, Space.com, Upworthy, Space.com.
Еще, отправляясь спать, я вспомнил: "Блин. Надо лайкнуть что-нибудь про сектор Газа", и лайкнул какой-то пост "за Израиль".
К следующему утру лента новостей приняла крайне правый характер. Мне предложили лайкнуть Вторую поправку к Конституции и какую-то анти-иммигрантскую страницу. Я лайкнул и то, и другое. Потом я лайкнул Теда Круса. И Рика Перри. В ленте новостей снова и снова начинает всплывать Conservative Tribune. Я даже выучил своеобразный синтаксис этого сайта. Обычная новость там выглядит так:
Предложение, где описывается какая-нибудь горячая новость. Отлично!
Предложение, где объясняется, почему это отлично.
Призыв к действию, часто оканчивающийся вопросительным знаком?
Заметив эту систему, я начал потом видеть ее везде. SF Gate, интернет-представительство San Francisco Chronicle, использует похожую тактику. Это очень своеобразный вид постов на Фейсбуке - он провоцирует на общение. А если вы клюнете на приманку, то похожие посты вам потом будут показывать ad nauseam.
Еще меня поразило, насколько разными оказались ленты новостей на мобильном телефоне и компьютере - даже когда я смотрел их одновременно. К концу первого дня я заметил, что на мобильном телефоне практически не осталось постов, написанных людьми. Мне предлагали лайкнуть только статьи с разных сайтов и рекламу. Но на компьютере, кроме того же "брендированного" контента, я все-таки видел и сообщения от друзей. На малюсеньком экране, где важен каждый пиксель, роботы Фейсбука решили, что лучший способ привлечь мое внимание - спрятать людей и показывать только контент, созданный другими машинами. Странно это все.
В начале второго дня я уже начал бояться заходить на Фейсбук. Он превратился в бесконечный источник провокаций. Моя лента новостей забрала настолько круто вправо, что в конце концов провернулась и начала показывать и посты от левых. Рейчел Мэддоу, Raw Story, Mother Jones, Daily Kos и прочие левые посты перемежались с настолько экстремально правыми высказываниями, что я даже испугался, не занесут ли меня в какой-нибудь проскрипционный список, если я их лайкну.
Это проблема не только и не столько Фейсбука. Она напомнила мне о том, как может испортиться общество, и почему мы сейчас часто говорим *в адрес* друг друга, а не друг *с* другом. Мы устанавливаем свои политические и социальные фильтры, а потом они сами подкрепляют себя: все, что мы читаем и смотрим, - это сверхнишевой контент, подобранный под наши специфические интересы. Мы спускаемся по кроличьей норе собственных интересов, пока не проваливаемся в сад Дамы Червей и начинаем проклинать всех, кто остался над землей.
Но главная проблема - даже не в чрезмерной политизированности ленты, а в том, насколько невероятно тупой она стала. Мне предложили лайкнуть пост с Buzzfeed, где танцует какой-то чувак, в другом посте меня спросили "Какой вы персонаж из "Титаника"?" Третий пост с Buzzfeed провозгласил: "Танцор из подтанцовки Кэти Перри - именно та конфетка для глаз, которую вы заслуживаете". По словам журнала New York, я теперь "официально стар", потому что Малия Обама поехала на фестиваль Lollapalooza (лайк!), а CNN сообщает, что "муж исследует свои мэн-теринские инстинкты", сопроводив сообщение фотографией раздетого по пояс мужчины, прикрывшего ладонями соски. Облако, похожее на пенис. Немедленно все бросьте и посмотрите на этого ребенка, он полная копия Джея-Зи! В моей ленте остался только самый жуткий отстой, в промышленном производстве которого замешаны все мы, репортеры - и мы должны этого стыдиться. Сенсационный мусор. Я все это лайкнул.