Бутилированная вода - это обман: PepsiCo, Coca-Cola и величайшая афера индустрии напитков
Транснациональные компании заработали миллиарды долларов на мифе, что вода из-под крана вредна. Они, конечно, не хотят, чтобы вы знали это.
Самая большая афера, которую удалось провернуть над потребителями - это даже не торговля фальшивыми "панацеями" через магазины на диване. Самый большой шарлатан Америки - это индустрия напитков, или "Биг-Бев" (от beverage), которая перепродает самый простой и жизненно важный продукт в тысячи раз дороже его реальной цены. Этот продукт - питьевая вода.
Транснациональные компании вроде PepsiCo, Coca-Cola Company и Nestle зарабатывают в общей сложности около 110 миллиардов долларов в год, продавая по всему миру бутилированную воду. В одних только США более половины населения пьет только бутилированную воду; ее продажи составляют около 30% продаж всех прохладительных напитков и намного превышают продажи молока и пива (лучше нее продается только газировка).
Но дорогая вода, которой торгует индустрия напитков, нисколько не лучше - а то и хуже, - чем вода из-под вашего крана (а иногда они и вовсе продают воду из-под крана). Так как же этим компаниям удалось обмануть широкую публику и заставить платить по несколько долларов за то, что можно получить из-под крана по цене несколько пенсов за галлон?
Страх. Транснациональные компании потратили миллионы на маркетинг, чтобы убедить потребителей, что вода из-под крана плоха на вкус, содержит много вредных веществ и опасна для здоровья человека. "Обычная" вода, говорят они, это просто жуть, а "здоровую" воду для питья можно получить только у частных производителей напитков - где она может быть в 2000 раз дороже, чем из-под крана.
И, похоже, их тактика увенчалась успехом. В США 92% водопроводной воды соответствуют стандартам и государства, и отдельных штатов, и в целом там самая чистая и безопасная водопроводная вода в мире. Тем не менее, опросы показывают, что большинство американцев очень обеспокоены состоянием водопроводной воды.
Хуже того: якобы "здоровая" альтернатива водопроводной воде никак не регулируется. Вода из водопровода подвергается постоянному наблюдению в соответствии со стандартами Агентства по охране окружающей среды (EPA), но вот бутилированная вода этим стандартам соответствовать не обязана. Более того, независимые проверки бутилированной воды показали, что микробиологические загрязнения и высокое содержание фтора и мышьяка опасны для здоровья.
Сомневаемся не в том
"Питьевые фонтанчики когда-то были везде, но они постепенно исчезают, потому что водопроводную питьевую воду вытесняют частные компании, стремящиеся извлечь максимальную прибыль", - пишет Питер Глейк в книге Bottled & Sold. "[Они] стали анахронизмом или даже помехой - символом времен, когда в домах не было водопроводов, а бутилированная вода не продавалась на каждом углу. В нашем обществе, где стало модно следить за здоровьем, мы боимся, что питьевые фонтанчики и водопроводная вода как таковая могут стать источниками загрязнений и заражений".
Когда города еще не могли провести чистую воду в каждый дом, питьевые фонтанчики были выгодны для общественного здоровья. Ирония судьбы состоит в том, что сейчас водопроводную воду все дружно считают небезопасной - в отличии от бутилированной воды, производство которой практически не регулируется.
Девять лет назад элитный производитель бутилированной воды Fiji провел рекламную кампанию, в которой, помимо прочего, фыркнул: "На этикетке написано "Фиджи", потому что воду разливают не в Кливленде".
Жители Кливленда разозлились на это несправедливое оскорбление, связанное с тем, что когда-то, десятилетия назад, у них действительно была проблема с водопроводной водой. Водопроводная компания города закупила несколько бутылок воды Fiji, а также прочих элитных брендов вроде Dasani, Evian и Aquafina и сравнила их с кливлендской водой из-под крана. И знаете, что? Кливлендская водопроводная вода оказалась самой чистой из всех. Более того, в воде Fiji оказалось в среднем 6.31 мкг мышьяка на бутылку. Это, конечно, меньше 10 мкг, разрешенных и EPA, и Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), но в сравнении со всеми остальными число получилось большое.
Но Кливленд проверил лишь несколько порций бутилированной воды. Потребители не могут знать в точности, что именно получают, потому что содержимое двух бутылок даже одного бренда может заметно отличаться. Все потому, что бутилированная вода, производство которой регулирует FDA, не обязана соответствовать более строгим стандартам EPA. Водопроводная вода подвергается регулярному тестированию на бактерии и микробы вроде E. coli, а бутилированная вода - нет. Более того, EPA требует от водопроводных компаний проверять свою воду только в сертифицированных лабораториях, а вот FDA от производителей напитков - не требует. Кроме того, производители напитков не обязаны отсылать регуляторам доклады о проблемах, которые могут возникнуть с их продукцией. Для них нет требований по дезинфекции и фильтрации, которым обязаны соответствовать водопроводные компании. Потребители полностью зависят от желания корпорации защитить их здоровье от своего продукта.
Что в имени твоем?
Вода Fiji действительно добывается на острове Фиджи на юге Тихого океана, но вот почти половина бутилированной воды, которую покупают потребители, - всего лишь фильтрованная водопроводная вода с пафосными названиями, как сообщает Food & Water Watch. Немалая часть бутилированной воды, которую пьют американцы, включая топовые бренды вроде Aquafina и Dasani, - практически такая же вода, которая течет из вашего крана, разве что, может быть, пропущенная через дополнительный фильтр.
"Производители бутилированной воды не хотят, чтобы вы видели эти цифры, - говорит исполнительный директор Food & Water Watch Венона Хотер. - Они показывают, что все большая часть бутилированной воды - по сути, тот же самый продукт, что течет из-под крана и уже оплачен деньгами налогоплательщиков. Его разливают во вредную для экологии упаковку и продают в тысячи раз дороже реальной стоимости".
Экологические проблемы из-за бутилированной воды описаны довольно подробно. Пластиковые бутылки, сделанные из ископаемого топлива, часто не подлежат возврату через государственные программы и засоряют окружающую среду, а иногда попадают в реки и океаны, где разлагаются обратно на нефтехимикаты, которые сильно вредят морской живности. Поднимались даже вопросы о том, не смешиваются ли промышленные химикаты, из которых делают пластиковые бутылки, с водой, которую в них наливают. Особенно пугает бисфенол А. Он нарушает работу эндокринной системы, что приводит к проблемам репродуктивной функции, нарушению нормальной работы сердечной мышцы и даже возникновению некоторых видов рака.
Почему проблемы, вызываемые бутилированной водой, практически полностью игнорируются, а "Биг-Бев" в то же время кормит потребителей ужасными историями о воде из-под крана? Совершенно очевидно, что индустрия изо всех сил старается создать атмосферу страха перед водопроводной водой, чтобы максимально увеличить свою прибыль. И, судя по тому, в каких количествах мы пьем бутилированную воду, широкая публика купилась на эти увещевания.
У водопроводной воды плохая репутация, пусть отчасти и незаслуженная, так что она стала легкой целью для индустрии напитков. У "Биг-Бев" есть лоббисты, промышленные организации и пиарщики, которые всячески работают на улучшение имиджа индустрии, а вот у водопроводных компаний ничего этого нет. Никто не заботится о том, чтобы дать правильную точку зрения на прискорбные происшествия вроде прорывов труб или заражения криптоспоридиями и E. coli в тех редких случаях, когда это реально ухудшает качество воды. В США водопроводная вода в целом очень безопасна, но слышим мы о ней только в тех случаях, когда что-то идет не так. Это приводит к недоверию в отношении водопроводных компаний и даже теориям заговора насчет воды из-под крана.
Фторирование воды, в частности, уже давно считается проявлением злой воли государства. Еще в эпоху холодной войны "антифторные" активисты утверждали, что фторирование воды - часть большого заговора по контролю над населением. Критики фторирования показывают на кучу различных осложнений, связь которых с фтором так никто никогда и не доказал. На данный момент единственное негативное последствие от нормального фторирования воды - зубной флюороз, из-за которого на детских зубах образуются пятнышки; это заболевание в основном косметического характера.
Да, можно задать вполне легитимный вопрос - имеет ли государство право добавлять в воду химические вещества (например, фтор), которые никак не улучшают ее безопасность. Еще можно сказать, что людям не дают возможности отказаться от фторированной воды. Но, к сожалению, любое нормальное обсуждение темы тут же тонет в океане теорий заговора, которые лишь еще усиливают страх перед водой из-под крана.
Но в то же время водопроводные компании обязаны сообщать о полном составе своей воды, в том числе о наличии фтора, а вот чтобы узнать аналогичные данные о бутилированной воде, придется покопаться - на этикетках эту информацию не указывают. Ничего не подозревающие потребители, которые считают, что избегают фтора, потому что пьют бутилированную воду, все равно получают неплохую его дозу.
Отсутствие прозрачности лишь помогает "Биг-Бев" убедить потребителей, что их продукция лучше, а вода из-под крана грязная и заразная. Подобные умолчания помогают индустрии напитков создать искусственный спрос на бутилированную воду.
Сейчас, когда люди стали по-настоящему бояться водопроводной воды, "Биг-Бев" хочет вообще отобрать "общественные" источники воды у общества. В конце концов, как говорил вице-президент PepsiCo Роберт Моррисон в 2000 году, "наш главный враг - водопроводная вода".
Индустрия обрабатывает рестораны, убеждая их продавать посетителям бутилированную воду, а не давать им воду из-под крана. Хуже того, новые спортивные стадионы, где индустрия напитков агрессивно рекламирует свою продукцию, строятся вообще без питьевых фонтанчиков, заставляя страдающих от жажды болельщиков покупать бутилированную воду и прочие напитки по завышенным ценам.
"Когда мы закончим нашу работу, водопроводную воду будут использовать только в душе и для мытья посуды", - сказал руководитель одной из компаний, производящей напитки.