Почему столь немногие называют себя атеистами? Четыре возможных причины.Ни в одной стране мира (за исключением, возможно, Северной Кореи - и то, чучхэ вполне можно назвать религией) люди, открыто называющие себя атеистами, не составляют большинства (нерелигиозное население скандинавских стран, а также многие буддисты предпочитают атеистами себя не называть). Почему их так мало, спросите вы? И благодаря каким переменам в некоторых странах их число неуклонно растет? Тому может быть много причин; вот четыре из возможных.
1. Атеисты - самая преследуемая группа в истории На примере сталинской России мы видели, что с помощью меча можно оторвать от веры миллионы христиан - несмотря на долгую и богатую историю этой религии. Миллионы христиан быстро перешли к атеизму (возможно, искусственным образом, потому что большинство населения вернулось к христианству, как только это снова разрешили). Если уж такое удалось провернуть с христианством в России, где оно всегда доминировало, то представьте, насколько легче насильно искоренить атеизм, который никогда не «захватывал» страны более чем на несколько десятилетий (религия же деспотично правила странами на протяжении тысячелетий).
Тысячелетия пыток, страха и общественного порицания, применяемых против людей, которых объявляли неверующими, выкосили наши ряды и унизили большинство из тех, кто в открытую высказывался против религии и все же выжил. Еще в 1500 - 1200 годах до нашей эры в священной книге племени ариев, «Ригведе», мы находим следующие обвинения в адрес других племен, «даса» и «дасью» (именно эта логика, похоже, заставила ариев напасть и завоевать их): «Далеко от солнца живут те, кто ненавидят поклонение, безбожники, процветающие в своем призвании».
В более поздние времена, в Древней Греции, Анаксагора (500 - 428 до н.э.) приговорили к смерти за неверие. Его современника Сократа тоже приговорили за это к смерти. К тому времени вас могли казнить просто за недостаточную религиозность, не говоря уж об открытом атеизме. Кроме того, Ветхий Завет в нескольких местах прямо призывает убивать тех, кто не верит в Бога. Вообще до XVIII века «атеист» было скорее ругательным словом, которым никто не называл себя добровольно; более того, этим словом оскорбляли христиан, и христианам уже во II веке приходилось уверять обвинителей, что они «не виновны в безбожии и неверии». В конце II века христиан называли «самой безбожной» из всех языческих сект. Причем ругательство уже тогда было не новым: в Cambridge Companion to Atheism отмечается, что «обвинения в «атеизме», похоже, были очень широко распространены, потому что христианские апологеты прилагали все силы, чтобы опровергнуть это обвинение».
Короче говоря, с христианами обращались так плохо во многом потому, что люди в большинстве своем считали, что христиане - намного большие безбожники и неверующие, чем на самом деле.
Многие религии (и, в частности, христианство) на протяжении поколений делали все, чтобы свести количество атеистов к минимуму или хотя бы заткнуть им рты. Даже сейчас, несмотря на то, что компьютеры и, например, Facebook изобрели атеисты, очень немногие христиане доверяют атеистам на государственных постах, а во многих странах атеистов вытесняют в маргинальную часть общества.
Там же, где репутация атеистов улучшается, растет и их количество.
Стоит также отметить, что комментарии религиозных людей по поводу того, что в течение тысячелетий открытые атеисты всегда были в меньшинстве (в тех местах, где их вообще не уничтожили полностью), кажутся немного надуманными, потому что главная причина их малочисленности - именно систематическое преследование в течение тысячелетий.
Кроме того, исключения не подтверждают правило. Если хорошо поискать, то в последнюю тысячу лет действительно найдется пара атеистов, которых не трогали за критику - но это лишь доказывает то, что большинство атеистов заставляли молчать. К тому же те, кто могли позволить себе атеистические высказывания, обычно были либо знаменитыми гениями, либо благородного происхождения (Давид Юм, которого часто приводят как исключение из правила, несмотря на то, что он ни разу открыто не назвал себя атеистом, был и вовсе и тем, и другим).
читать дальше2. Недостаток информации
Нам очень не нравится менять свое мировоззрение, и мы обычно доверяем авторитетам, с которыми росли. Очень многие из нас верят всему, что когда-то сказали родители. Кроме того, если «эксперт», уважаемый в вашем сообществе, говорил что-то о мире, вам по большей части приходилось верить ему на слово - проверять все их слова было очень неудобно и утомительно. А теперь это стало легко и просто. Если кто-то приводит аргумент, то в развитых странах многие люди тут же проверяют с телефонов, правда ли это. Легкий доступ к информации затрудняет защиту ошибочных верований.
Корреляция - это еще не причинно-следственная связь, но есть данные, что рост пользования Интернетом коррелирует со спадом религиозности. Например, MIT Technology Review выпустил статью, где, среди прочего, говорится:
«...мы получили возможный ответ по поводу роста числа людей, не принадлежащих ни к какой религии, благодаря работе Аллена Дауни, ученого-информатика из Олинского инженерного колледжа в Массачусетсе, который подробно проанализировал данные. Он говорит, что на спад влияет несколько факторов, но самый противоречивый из них - рост популярности Интернета. Его вывод: рост использования Интернета в последние два десятилетия серьезно сказался на спаде религиозности».
Рост числа нерелигиозных людей, судя по всему, говорит о спаде интереса к Богу. Опрос Harris в 2013 году показал:
«Еще один заданный американцам вопрос - «Уверены вы или нет в существовании Бога?» Две трети американцев (68%) заявили, что либо абсолютно, либо более-менее уверены в существовании Бога, при этом 54% сказали, что абсолютно уверены; это заметный спад по сравнению с опросами 2003 года, когда уверены в существовании Бога были 79%, а абсолютно уверены - 66%.
С другой стороны, количество людей, уверенных, что Бога нет (16%), и неуверенных в его существовании (тоже 16%) по сравнению с 2003 годом выросло - тогда эти цифры составляли соответственно 9% и 12%».
Я не говорю, что атеисты в скором времени будут составлять большинство, или что дальнейшее развитие очевидно, но есть вполне правдоподобные доказательства того, что причина роста нерелигиозности на Западе - улучшившийся доступ к образованию и информации.
(Стоит отметить, что в некоторых странах, где доступ к информации улучшается, например, в Южной Корее, наблюдается и рост христианства. Я возражу, что во многих случаях это может быть результатом того, что я описал в первом пункте: в течение сравнительно короткого по сравнению с христианством и другими религиями периода навязанной нерелигиозности количество верующих было искусственно занижено, а затем снова выросло, когда религию разрешили.)
Этим также объясняется, почему в некоторых странах с низким уровнем религиозности (например, в некоторых странах третьего мира) доступ к информации затруднен. Соединенные Штаты Америки вообще можно считать аномалией: по состоянию на 2009 год это самая религиозная из всех промышленных стран.
3. Церкви тратят огромные деньги на распространение религии
Католическая церковь быстро поняла, что если достаточно сильно напугать людей, они с удовольствием опустошат ради вас кошельки. Богатством легко запугать, и Католическая церковь использовала деньги, полученные от масс, чтобы поразить их величественными зданиями и проектами.
Creflo Dollar воспользовались похожей тактикой, попытавшись собрать деньги на реактивный самолет, стоящий миллионы долларов, со своих сравнительно бедных прихожан.
Здесь, в метроплексе Даллас — Форт-Уэрт, моя бывшая церковь собрала в сотни раз больше денег за один уик-энд, чем все местные атеистические группы за все время своего существования.
Отчасти это так, потому что мы не пугаем никого адом и не заманиваем раем. И, если уж честно, многим из нас отвратительна сама практика обязательных пожертвований; мы настаиваем, что деньги нужно сдавать (и принимать) исключительно на добровольной основе.
Мы не знаем, сколько зарабатывает Католическая церковь, но получили примерное представление, когда в 2012 году журнал The Economist навскидку подсчитал, что одна только Католическая церковь США ежегодно тратит 170 миллиардов долларов. Это гигантские деньги. Если уж в одной Америке церковь столько тратит, то по всему миру ее общие траты, должно быть, превышают триллион долларов.
Старая «замануха» по-прежнему действует; не менее эффективно и запугивать людей богатством и делать их зависимыми от себя (именно поэтому связь религии с кормлением бедняков оказалась настолько эффективным предприятием).
Тут даже образ Давида и Голиафа недостаточно хорошо отображает неравенство сил и возможностей.
Кроме того, мы, атеисты, не пытаемся никого активно обратить в свою «веру»; мы считаем, что все должно происходить свободно и органично. Но, несмотря на это, многие из нас достаточно неравнодушны, чтобы все-таки браться за клавиатуры и видеокамеры и даже ходить на дебаты (обычно проводящиеся в церквях) и делиться своим мнением.
4. У верующих больше детей
Католическая церковь, опять же, рано поняла, что лучший способ преумножить свои ряды - заставить прихожан «плодиться и размножаться» в как можно большем количестве и как можно раньше приобщать к церкви детей. Возможно, именно поэтому церковь с таким упорством объявляет средства контрацепции грешными и лезет к нам в постель: если заставить людей стыдиться каждый раз, когда они вступают в половую связь не в целях продолжения рода, они гарантированно заведут больше детей.
Эту же идею разделяют мормоны, многие протестанты и так далее, и так далее. Любые табу на секс увеличивают вероятность того, что секс приведет к деторождению.
Как ни странно, в повседневных разговорах многих взрослых деторождение обсуждают, словно эдакую гонку вооружений. Мысль о том, что ваш ребенок должен стать оружием в борьбе с секуляризмом (вспомните хотя бы 127-й Псалом: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах»), немного пугает. Дети должны иметь свободу саморазвития.
Но, в любом случае, это, похоже, действительно серьезная причина роста религии. И это помогает осмыслить некоторые другие вещи, которые на первый взгляд кажутся странными, например, борьбу с контрацепцией и гомосексуальными браками: и то, и другое угрожает монополии церкви на производство и обучение детей (подобные нападки, по словам епископа Джина Робинсона, становятся причиной немалого числа самоубийств среди ЛГБТ-молодежи.
Есть, несомненно, и другие причины, но статья и без того уже достаточно длинна, так что остановлюсь на этом. Достаточно будет сказать, что малочисленность атеистов - и тот факт, что атеистического большинства удавалось добиться лишь в единичных случаях и исключительно силой - больше свидетельствует о систематическом контроле со стороны религиозных организаций, поддерживаемом в течение тысячелетий, чем о том, что сама по себе мысль о несуществовании Бога плоха. Особенно учитывая, что тех, кто высказывал такую мысль, систематически преследовали и репрессировали.
Так или иначе, в США, по данным недавнего опроса Barna, «во многих отношениях скептики [атеисты и агностики] становятся лицом Америки. И их число растет гораздо быстрее, чем ожидалось 20 лет назад».
Итак, по крайней мере, в тех странах, где предрассудков против атеизма стало меньше (хотя полностью они и не исчезли), доступ к информации улучшился, меньше людей ходят в церкви (и, соответственно, несут туда деньги), а церквям приходится ослаблять сексуальные табу, атеизм медленно идет в рост (а количество тех, кто не считает себя принадлежащим к какой-либо религии, растет еще быстрее). Да, корреляция еще не означает причинно-следственной связи, и пусть христиане в это верят — я не возражаю. Но вот для всех остальных... это знак, что нужно продолжать и дальше делать то, что мы делали.
Спасибо за внимание.