Вселенная без меня уже не та... (с)
Многие в детстве видели милый мультик "Песенка мышонка". "Какой чудесный день, какой чудесный пень..." Незатейливые мотивчики и озвучка от великой Клары Румяновой - что еще нужно ребенку для счастья?
Но вот пересмотрел я этот мультик двадцать лет спустя, и показался он мне совсем не простым. Обидно как-то немного стало за коллегу Мышонка - я ж тоже артист, тоже пою.
Давайте вспомним, с чего все начинается. Мышонок на пеньке поет простенькую песенку для своих немногочисленных поклонников-ровесников. Певец он небесталанный (все-таки Клара Румянова озвучивала), содержание песенки, конечно, сомнительное - акынство в сочетании с неплохой такой долей нарциссизма, - но все-таки с чего-то подобного начинали все.
Проходит первый взрослый (Еж) и сразу юного таланта осаживает: "Все поешь? Делом займись!" Да-да, как ты посмел не заниматься творчеством в свободное от работы время, а "петь, когда хочешь"? Впрочем, Еж, к его чести, просто немного брюзжит и уходит.
Мышонок продолжает петь и даже срывает аплодисменты, но тут его глушат радиоприемником еще двое взрослых - Бобр и Заяц. Подойдя поближе, они тут же, с ходу, начинают над Мышонком насмехаться. Ладно бы над плохой песней (они за своим радио ее и не слышали) - просто над тем, что подросток вместо того, чтобы класть на стройке кирпичи или копать где-нибудь картошку, играет на гитаре. Мышонок, естественно, не может не ответить.
Дальше следует сцена, достойная знаменитой сценки "Рояль в кустах": по радио внезапно находится нужная мелодия, под которую Бобр лихо отбивает чечетку. Но даже если опустить эту (запланированную или незапланированную) ссылку на описание талантов простого советского рабочего, то ответ получается несимметричным: старший демонстрирует младшему возможности своего хорошо развитого тела, а не правого полушария мозга. Хиленький Мышонок попадается на провокацию и пытается, в отличие от Бобра, ответить симметрично, но с акробатическими трюками у него не складывается. После этого к насмешкам присоединяются и совсем недавно обожавшие его Зайчата и Белочка.
Месседж (употребим модное слово) вполне четкий. Нечего шариться с гитарой где попало и "петь, когда хочешь" - любой может обидеть или поднять на смех. Да и все твои дружки, которые тебе совсем недавно в рот смотрели, тут же отвернутся. Лучше занимайся делом (читай - физическим трудом), качай мышцы, а потом уже сам станешь взрослым и будешь так же поднимать на смех следующее поколение.
Мышонок, как настоящий артист, переживает потерю публики. Все-таки нарциссизм есть нарциссизм. Притворяется, конечно, что ничего не случилось, и как ни в чем не бывало напевает свой мотивчик. Но, как мы очень быстро увидим, конфуз задел его очень глубоко.
Он пытается всячески доказать, что не хуже взрослых в плане физической силы. Хочет помочь Белочке - не рассчитывает силы. Бывшие приятели - Зайчата в ответ на неформальное приветствие (подозреваю, что он так не в первый раз к ним обращается) обижаются, а потом опять смеются.
Наконец Мышонок добирается до стройки, и начинается вторая часть действия. Наверное, будет уместным даже сложное слово: до самого конца мультфильма нас ждет "инициация по-советски".
Дождавшись обеденного перерыва, Мышонок пробирается на стройку и решает еще раз показать взрослым, что он может и так, как они - начинает сам класть кирпичную кладку. Но артистическая небрежность и высокомерие, естественно, при физическом труде служат ему плохую службу - он прищемляет себе кирпичом палец (в голливудском фильме здесь была бы драма с кровищей, госпиталем и первым вопросом после наркоза: "А я смогу играть на гитаре?") Но после того, как взрослые приходят на помощь, Мышонок все же показывает, что настоящий талант талантлив во всем: он очень быстро понимает процесс и начинает работать так, что Заяц и Еж просто восхищаются "певцом".
Дом построен. Мышонок прошел символическое посвящение во взрослые, даже получив прилагающиеся к этому артефакты - строительные варежки и фартук. Бобр берется за гитару и все-таки показывает, что так, как Мышонок, он не может: гитара у него звучит довольно неприятно. Но Мышонок уже изменился, причем одновременно и в лучшую, и в худшую стороны: исчез его нарциссизм, но при этом он превратился в очередного официально признанного советского артиста, исполняющего плакатные тексты про то, как хорошо работать и быть в коллективе.
Вот такая вот грустная аллегория...
Но вот пересмотрел я этот мультик двадцать лет спустя, и показался он мне совсем не простым. Обидно как-то немного стало за коллегу Мышонка - я ж тоже артист, тоже пою.
Давайте вспомним, с чего все начинается. Мышонок на пеньке поет простенькую песенку для своих немногочисленных поклонников-ровесников. Певец он небесталанный (все-таки Клара Румянова озвучивала), содержание песенки, конечно, сомнительное - акынство в сочетании с неплохой такой долей нарциссизма, - но все-таки с чего-то подобного начинали все.
Проходит первый взрослый (Еж) и сразу юного таланта осаживает: "Все поешь? Делом займись!" Да-да, как ты посмел не заниматься творчеством в свободное от работы время, а "петь, когда хочешь"? Впрочем, Еж, к его чести, просто немного брюзжит и уходит.
Мышонок продолжает петь и даже срывает аплодисменты, но тут его глушат радиоприемником еще двое взрослых - Бобр и Заяц. Подойдя поближе, они тут же, с ходу, начинают над Мышонком насмехаться. Ладно бы над плохой песней (они за своим радио ее и не слышали) - просто над тем, что подросток вместо того, чтобы класть на стройке кирпичи или копать где-нибудь картошку, играет на гитаре. Мышонок, естественно, не может не ответить.
Дальше следует сцена, достойная знаменитой сценки "Рояль в кустах": по радио внезапно находится нужная мелодия, под которую Бобр лихо отбивает чечетку. Но даже если опустить эту (запланированную или незапланированную) ссылку на описание талантов простого советского рабочего, то ответ получается несимметричным: старший демонстрирует младшему возможности своего хорошо развитого тела, а не правого полушария мозга. Хиленький Мышонок попадается на провокацию и пытается, в отличие от Бобра, ответить симметрично, но с акробатическими трюками у него не складывается. После этого к насмешкам присоединяются и совсем недавно обожавшие его Зайчата и Белочка.
Месседж (употребим модное слово) вполне четкий. Нечего шариться с гитарой где попало и "петь, когда хочешь" - любой может обидеть или поднять на смех. Да и все твои дружки, которые тебе совсем недавно в рот смотрели, тут же отвернутся. Лучше занимайся делом (читай - физическим трудом), качай мышцы, а потом уже сам станешь взрослым и будешь так же поднимать на смех следующее поколение.
Мышонок, как настоящий артист, переживает потерю публики. Все-таки нарциссизм есть нарциссизм. Притворяется, конечно, что ничего не случилось, и как ни в чем не бывало напевает свой мотивчик. Но, как мы очень быстро увидим, конфуз задел его очень глубоко.
Он пытается всячески доказать, что не хуже взрослых в плане физической силы. Хочет помочь Белочке - не рассчитывает силы. Бывшие приятели - Зайчата в ответ на неформальное приветствие (подозреваю, что он так не в первый раз к ним обращается) обижаются, а потом опять смеются.
Наконец Мышонок добирается до стройки, и начинается вторая часть действия. Наверное, будет уместным даже сложное слово: до самого конца мультфильма нас ждет "инициация по-советски".
Дождавшись обеденного перерыва, Мышонок пробирается на стройку и решает еще раз показать взрослым, что он может и так, как они - начинает сам класть кирпичную кладку. Но артистическая небрежность и высокомерие, естественно, при физическом труде служат ему плохую службу - он прищемляет себе кирпичом палец (в голливудском фильме здесь была бы драма с кровищей, госпиталем и первым вопросом после наркоза: "А я смогу играть на гитаре?") Но после того, как взрослые приходят на помощь, Мышонок все же показывает, что настоящий талант талантлив во всем: он очень быстро понимает процесс и начинает работать так, что Заяц и Еж просто восхищаются "певцом".
Дом построен. Мышонок прошел символическое посвящение во взрослые, даже получив прилагающиеся к этому артефакты - строительные варежки и фартук. Бобр берется за гитару и все-таки показывает, что так, как Мышонок, он не может: гитара у него звучит довольно неприятно. Но Мышонок уже изменился, причем одновременно и в лучшую, и в худшую стороны: исчез его нарциссизм, но при этом он превратился в очередного официально признанного советского артиста, исполняющего плакатные тексты про то, как хорошо работать и быть в коллективе.
Вот такая вот грустная аллегория...
Да я-то ничего не ожидал. Но в других мультиках в таком явном виде это хотя бы не выражается.
Ну, может, задумка авторов такая и была. Но подтекст, по крайней мере, для меня как для коллеги Мышонка
Ха! так там весь мультик на это и направлен, чтобы творческая интеллигенция поняла, что гегемон - не она.
Артист-эмигрант, типа Барышникова?