Весьма интересное интервью американского профессора Фрэнка Партного.
ОригиналИногда жизнь летит на варп-скорости. Но решения, как утверждает Фрэнк Партной, не должны приниматься так же быстро. Когда в 2008 году рухнул финансовый рынок, бывший инвестиционный банкир и корпоративный юрист, ныне - профессор экономики и права в Университете Сан-Диего, обратил внимание на литературу по принятию решений.
"Многие современные исследования помогают нам понять, что и как нужно делать, но практически ничего не говорят о том,
когда это делать", - говорит он.
В своей новой книге "Wait: The Art and Science of Delay" ("Ожидание: искусство и наука откладывать") Партной заявляет: когда нам необходимо принять решение, мы должны оценить, сколько у нас есть на это времени, и потом ждать до самого последнего момента. Если мы последуем его советам по "управлению опозданием", то сможем жить счастливее.
читать дальшеНеудивительно, что автор книги под названием "Ожидание" - самопровозглашенный прокрастинатор. Как именно вы тянете время?
Я тяну время всеми возможными способами и всегда так делал. Помню, когда я только пошел в начальную школу, мы постоянно спорили с мамой из-за уборки кровати.
Мама просила меня застелить кровать перед уходом в школу. Я отвечал: нет, зачем мне это делать, если вечером все равно в ней снова спать. Она говорила: ну, понимаешь, у нас в 6 вечера будут гости, они могут подняться на второй этаж и заглянуть в твою комнату. Я отвечал: хорошо, застелю кровать, когда точно буду знать, что они пришли. Я хочу увидеть машину на подъездной дорожке. Я хочу услышать, как гости звонят в дверь. Мне нужна всего минута, чтобы застелить кровать; если они придут в 5:59, в 6 вечера я ее уже застелю.
Я занимался прокрастинацией в колледже и юридическом институте. Когда я пришел на работу в Morgan Stanley, то с радостью обнаружил, что, несмотря на то, что в торговом зале царит лихорадочная спешка, а люди думают очень быстро, очень многие успешные сотрудники тоже практикуют прокрастинацию.
Теперь я академик. Для академиков тянуть время - практически обязательное требование. Если я скажу, что к 1 сентября подготовлю научную статью, а сам опубликую ее еще в августе, меня спросят, все ли со мной в порядке.
В нас с самого раннего возраста втемяшивают, что прокрастинация - это плохо. А вы говорите, что не нужно ее избегать. Почему?
Если смотреть с исторической точки зрения, то люди вовсе не считали прокрастинацию чем-то плохим. Греки и римляне высоко ее ценили. Самые мудрые лидеры с удовольствием предавались прокрастинации; по сути, они просто сидели и думали, не делая ничего, если это не было действительно жизненно необходимо.
Идея, что прокрастинация - это плохо, появилась лишь в пуританские времена, когда Джонатан Эдвардс произнес проповедь против прокрастинации, а потом американцы начали жить по пословице "Один стежок, но вовремя, стоит девяти" - такая рабочая этика требовала немедленных и решительных действий.
Но если посмотреть на современные исследования, то выяснится, что управление опозданием - важный инструмент для людей. Люди становятся успешнее и довольнее, если хорошо управляют опозданием. Мы всегда будем должны сделать больше, чем можем, так что какие-то действия неизбежно придется выполнить с опозданием. Вопрос должен стоять не "Прокрастинируете ли вы?", а "Хорошо ли вы прокрастинируете?"
А когда прокрастинация превращается из хорошей в плохую?
Некоторые ученые считают, что существуют два типа прокрастинации: активная и пассивная. Активная прокрастинация - это когда вы все никак не можете постричь газон или разобраться в шкафу, но при этом занимаетесь чем-то более ценным. Пассивная прокрастинация - когда вы просто сидите на диване и ничего не делаете. Это, конечно, проблема.
Что заставило вас заинтересоваться принятием решений?
Я брал интервью у нескольких бывших руководителей Lehman Brothers и наткнулся на любопытную историю. Lehman Brothers осенью 2005 года организовала курсы по принятию решений для своих руководителей. Почти пятьдесят менеджеров высшего звена собрались в "Палас-Отеле" на Мэдисон-Авеню, куда приезжали ведущие ученые, изучающие процессы принятия решений, в том числе Макс Бейзерман из Гарварда и Мазарин Банаджи, известный психолог. На кульминационную лекцию они пригласили Малкольма Гладуэлла, только что выпустившего книгу "Blink" ("Мгновение"), в которой говорится о достоинствах мгновенного принятия решений. Сам Гладуэлл называл ее "книгой о тех самых двух секундах". Президенту Lehman Джо Грегори понравилась идея следовать интуиции и решать все очень быстро, так что он раздал несколько копий Blink в торговом зале.
После окончания лекции менеджеры торопливо отправились в штаб-квартиру и приняли худшие моментальные решения в истории финансовых рынков. Мне захотелось узнать, что же не так с этой идеей, и создать другой курс, которым, как я надеюсь, со временем последует Уолл-Стрит.
Вы рассмотрели не только бизнес: вы говорите о принятии решений в спорте, комедийных выступлениях, медицине, военной стратегии, даже на свиданиях. Что вы обнаружили?
Я изумился, поняв, что двухэтапный процесс, которому я научился в спорах с матерью о том, застеливать ли кровать, на самом деле является тем самым процессом принятия решений, которым пользуются успешные люди во всех областях жизни и в любых временных рамках. У профессиональных спортсменов этот процесс занимает миллисекунды. У военных - минуты. У профессиональных служб знакомств - около часа.
Первый вопрос звучит так: сколько максимум у меня есть времени до того, чтобы сделать это? В каких временных рамках я живу? Второй этап: нужно отложить ответ или решение до самого последнего момента. Если у вас есть год - подождите 364 дня. Если час - подождите 59 минут.
Например, у профессионального теннисиста есть примерно 500 миллисекунд, чтобы отбить подачу. Длина теннисного корта - 78 футов, а скорость подач в профессиональном теннисе превышает 100 миль в час. Большинство из нас скажет, что профессиональный теннисист играет лучше любителя, потому что он очень быстр. Но на самом деле, как я обнаружил и как подтвердили исследования сверхбыстрых спортсменов, они лучше, потому что они медленны. Они доводят удары и реакцию до такого совершенства, что им удается освободить максимальное количество времени между подачей мяча и последней миллисекундой, в которую его нужно отбивать.
Международная служба знакомств It's Just Lunch призывает клиентов не смотреть на фотографии, потому что фотографии вызывают мгновенные реакции буквально в течение миллисекунд. Они просят клиентов не составлять суждений о людях, с которыми те встречаются, с первого взгляда. Вместо этого они просят их просто сходить на обед, дождаться самого последнего момента и под конец обеда задать себе вопрос: "Хочу ли я пойти на второе свидание с этим человеком?" Тренировки позволяют теннисисту выждать несколько лишних миллисекунд, а выжидательная тактика на свидании даст человеку больше времени, чтобы обдумать всею полученную информацию.
Что еще вас удивило?
Большинству людей говорят, что извиняться нужно сразу же. Но я удивился, обнаружив, что в большинстве случаев извинения лучше отложить. Если вы обидели супруга, партнера или коллегу, причем умышленно, им понадобится время, чтобы понять, что же вы сделали. Если вы признаете свою вину и отложите извинения, то обиженный вами человек сможет в ответ поделиться с вами своими чувствами, и ваше извинение будет куда более значимым.
У вас есть какие-нибудь практические советы? Как людям лучше научиться управлять опозданием?
Просто переведите дыхание. Чаще делайте паузы. Посмотрите куда-нибудь вдаль. Задайте себе первый вопрос двухэтапного процесса: "Сколько максимум у меня есть времени, чтобы отреагировать?" Сейчас, когда я получаю электронные письма, то не сразу отвечаю, а сначала задаю себе этот вопрос. Это может показаться невежливым, и я и сам поначалу так считал. Но на самом деле, если вы станете отвечать на все электронные письма сразу же, ваша жизнь станет намного сложнее. Если на электронное письмо можно не отвечать целую неделю, я просто вырезаю из него информацию и копирую ее в календарь на неделю вперед. Я освобождаю время, которое можно потратить сегодня на что-то другое, а над вопросом, заданным в письме, я буду подсознательно раздумывать целую неделю.
Примечание редактора: ему понадобилось три часа, чтобы ответить на мое письмо. Он не без иронии написал мне: "Простите за задержку".
Как нам получить выгоду из ваших идей?
Если нам нужно разрешить долгосрочные вопросы, например, изменения климата или устойчивого развития, и если мы хотим сохранить новаторскую направленность частных фирм, то, как мне кажется, нужно отказаться от мгновенных реакций в пользу задержки и опоздания. Инновации происходят со скоростью надвигающегося ледника, и быстрее им не стать.
Истории о гениальном прозрении обычно кем-то выдуманы. Исааку Ньютону не падало на голову яблоко. Томас Эдисон не выдумал электрическую лампочку внезапно. Тим Бернерс-Ли тоже не внезапно изобрел Интернет. Если мы хотим решать долгосрочные проблемы, то нужно создать новые структуры, в которых группам людей дается много времени на обдумывание, без какого-либо давления и мозговых штурмов. Мы, конечно, дадим им некий реальный срок, чтобы они не просто сидели без дела, но мне кажется, что структуры принятия решений нужно вывести из суточных временных рамок, даже, наверное, из рамок президентского цикла. Нужно не меньше десяти лет.
Иногда (чаще позже, чем раньше) приходит понимание, что на упрёки, требования или даже просто на сообщения в Контакте стоило бы ответить не сразу, а минимум на следующий день. Когда эмоции утихнут, чтобы трезвее оценить и со всех сторон рассмотреть. А иногда и ответа никакого бы не требовали, если бы сами остановились и рассмотрели свой вопрос со всех сторон.
На выходных со смыслом просмотрела Джувса и Вустера, теперь знаю, что это было не напрасно ))