Внутри коробки: люди на самом деле не любят креативность.Джессика ОльенВ США нас учат ценить достижения изобретателей и мыслителей - творческих людей, чьи идеи преобразили наш мир. Мы прославляем знаменитых своим воображением, великих художников и новаторов - от Ван Гога до Стива Джобса. Творческий взгляд на мир считается достоинством и даже добродетелью. На сайтах по поиску работы не продохнуть от объявлений о поиске "генераторов идей" и "способных нестандартно мыслить". Нам говорят, что нашу креативность тоже будут прославлять, и что если наши идеи хороши, мы добьемся успеха.
Это все ложь. Говоря о креативности, очень редко упоминают одну важную вещь: большинству людей творческие мысли не нравятся. Исследования подтвердили то, что многие творческие люди и так давно подозревали: люди
с предубеждением относятся к творческому мышлению, несмотря на то, что настаивают на обратном.
читать дальше"Мы представляем творческих людей героями и прославляем их, но на самом деле мы прославляем последствия их деятельности", - говорит Барри Стоу, ученый из бизнес-школы Калифорнийского университета в Беркли, специализирующийся на креативности.
Стоу говорит, что большинство людей неприязненно относятся к риску. Он называет их "удовлетворителями". "Хотя западная культура прославляет независимость, вместе с тем она и давит на людей, заставляя их подчиняться", - говорит он. Удовлетворители не желают раскачивать лодку - даже если из-за этого придется сказать неправду или отказаться от хорошей идеи.
Даже люди, которые, по собственным словам, ищут творческих решений, на деле отрицательно относятся к творческим идеям - это было продемонстрировано в исследовании Пенсильванского университета в 2011 году. Неуверенность - это неотъемлемая часть любой новой идеи, а большинство людей готовы буквально на все, чтобы этой неуверенности избежать. Склонность людей к уверенности и точности заставляет их с предубеждением относиться к творческим идеям и зачастую даже мешает им распознавать эти самые идеи.
Моя близкая подруга работает в технической фирме-стартапе. Она - очень творческий и умный человек, из тех, что не стесняются рисковать. Несмотря на то, что в компанию ее взяли за умение решать проблемы, ей регулярно не удается ничего сделать, потому что никто к ее идеям не прислушивается. "Я даже говорю им: я сама все сделаю, просто дайте мне "отмашку", - говорит она. - Но отмашку никто не дает, так что система остается малоэффективной".
В документальном фильме The September Issue Анна Винтур систематически отвергает идеи своего креативного директора Грейс Коддингтон, причем, похоже, по единственной причине - чтобы показать, кто здесь главный.
Творческим людям часто приходится иметь дело с таким обращением, и оно обычно их разъяряет. Даже в якобы творческих средах, например, в креативных отделах рекламных агентств и на собраниях редакций журналов, я видела, как самые интересные и нестандартные идеи отбрасывают в пользу старых, проверенных решений.
"Если что-то действительно великолепно, это не нравится никому", - говорит эссеист и критик Дейв Хикки. Он знаменит своей язвительной критикой в адрес мира искусств, в частности, художественного образования, которое, по его мнению, превращает посредственность в норму, систематически отбрасывая хорошие идеи. Искусство, по мнению Хикки, проходит через так называемую "фазу глупости".
Все, с кем бы я ни говорила, согласны в одном: ничем не выдающиеся идеи с большей вероятностью найдут признание, чем великолепные.
Стоу в 1995 году попросили принять участие в написании книги о креативности в корпоративном мире. Сытый по горло лицемерием, на которое насмотрелся, он назвал свою главу Почему творчество никому не нужно. Эта глава - приговор тому, как наша культура обращается с новыми идеями и творческими людьми:
"С точки зрения принятия решений большинство людей не соответствует творческому идеалу... если они не несут личной ответственности за свою стратегию принятия решений, они предпочитают простые пути - либо не задумываются слишком тщательно, либо делают свой выбор в зависимости от предпочтений вышестоящего начальства, которое их оценивает".
К сожалению, умирать наши творческие идеи начинают еще в школе - которая, напротив, по идее должна быть наиболее открыта для них. По данным ученых, подавляющее большинство учителей подвергают творческих учеников дискриминации, отдавая предпочтение их одноклассникам-"удовлетворителям", которые с готовностью следуют указаниям и делают все, что им говорят.
Даже если детям везет, и учитель прислушивается к их идеям, стандартизированное тестирование и другие программы вроде No Child Left Behind или Race to the Top (само предназначение этой программы исключает любое творческое нелинейное мышление) направляют детские умы в "верном" направлении, несмотря на то, что достижения взрослых связаны в первую очередь с их креативностью, а не IQ. Вот такая ирония: детям рассказывают о достижениях самых творческих людей мира, но при этом подавляют их собственные творческие способности.
С негативным отношением непросто справиться, и общественное неприятие может причинять не меньше страданий, чем физическая боль. Но в неприятии есть и определенная надежда. В исследовании университета Корнелл говорится, что общественное неприятие не только не подавляет творческий процесс, но и способствует ему. Если у вас есть подозрение, что вы не слишком хорошо вписываетесь в общество, то неприятие лишь подтверждает его. После этого творческие люди перестают даже пытаться подстроиться под общественное мнение и спокойно занимаются своим делом.
Возможно, для некоторых людей боль от неприятия похожа на боль от тренировок к марафону - это тренировка разума на выносливость. Ученые говорят, что она вам понадобится. По-настоящему творческие идеи могут долго оставаться непризнанными. Чем лучше идея, тем больше понадобится времени. Даже работы нобелевских лауреатов не всегда с восторгом встречались современниками.
Большинство людей согласны в том, что знаменитые творческие люди отличаются в первую очередь своей стойкостью. Творчество приносит свои награды, но в целом им занимаются не ради счастья. Стоу говорит, что успешный творческий человек - тот, кто "может пережить внешнее давление и не подчиняется общественному мнению".
Жизнь творческого человека - это определенный выбор. Вы должны посвятить ей себя без остатка и хорошо понимать, что можете и не добиться признания. Вы должны избавиться от стремления удовлетворять ожидания людей - даже свои собственные.