Вселенная без меня уже не та... (с)
Полезное чтиво ![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/SoYouWantTo/Avoi...
Для удобства перевода - и автора, к которому обращаются, и персонажей называют в женском роде.
У тебя есть прикольный, сексуальный, милый и т.д. оригинальный персонаж, которого ты хочешь вставить в повествование - будь то фанфик или ориджинал. Но ты не уверен: вдруг этот персонаж - Мэри Сью? Может быть, ты уже раньше писала таких персонажей, или же ты беспокоишься, что воплотила слишком уж много своих желаний. Мы тебе поможем!
Случайная Сью
читать дальшеВо-первых, нужно уметь отличать умышленно сделанную Мэри Сью от случайной. Персонажи вроде Дженны Сильверблейд, например - это явные Мэри Сью, но именно этого и хочет автор. Нет, она, конечно, очень не рада, когда ее персонажа обзывают Мэри Сью, но совершенно очевидно, что она намеренно написала ее именно такой. С такими Мэри Сью наше руководство дела не имеет.
Во-вторых, нужно понимать, кто вообще такая Мэри Сью. Мэри Сью появляется, когда читатели считают, что автор незаслуженно выделяет одного персонажа среди прочих, изменяя характеры других персонажей или законы канона. Если читатели называют персонажа "Мэри Сью", значит, они уже не могут отказаться от недоверия. Есть, конечно, и субъективные пункты: у каждого своя "граница мэрисьюшности". Но все-таки кое к чему стоит присмотреться повнимательнее.
К появлению Случайной Сью приводят, в общем и целом, два фактора. Первый - диссонанс между автором и читателями: автор думает одно, а читатели видят совсем другое. Другой - когда читатель натыкается на какой-либо триггер, который тут же вызывает у него мысль: "Это Мэри Сью".
Два фактора выглядят похоже, но на самом деле они разные. В первом виноват автор, который не смог четко передать свои мысли. Второй фактор автор контролировать полностью не может, так что единственное, что можно сделать, - избегать его. Вот несколько способов избежать распространенных "мэрисьюшных" триггеров.
Боязнь Мэри Сью
Прежде всего честно ответь на один вопрос: зачем ты это читаешь? Может быть, просто статья случайно на глаза попалась? Но если ты действительно ищешь на этой странице совета, то, скорее всего, считаешь, что у тебя уже проблемы. Что именно у тебя за проблема?
Если ты просто хочешь лишний раз проверить, все ли в порядке с персонажем - это одно дело. Но есть еще и явление, известное как "боязнь Мэри Сью". Оно проявляется, когда люди прочитывают несколько "тестов на мэрисьюшность" и считают, что раз их персонажи соответствуют каким-либо пунктам, значит, они Мэри Сью.
В целом, если ты прочитала и просмотрела достаточно книг, фильмов, сериалов и т.д., то, скорее всего, уже представляешь, как уложить персонажей в сюжет. Умышленно сделанная Мэри Сью появляется, если автор явно обожает персонажа. Если ты достаточно разбираешься в законах повествования, то можешь и сама понять, когда твой персонаж явно нарушает его течение и мешает другим действующим лицам. Если же ты этого сделать не можешь, тебе не поможет никакая страница с советами.
Диссонанс
Чаще всего Случайные Сью появляются из-за заявленных, но отсутствующих на деле черт характера. Часто бывает, что автор искренне не понимает, что написала совсем не того персонажа, которого себе представляла.
Вот список триггеров, которых наиболее сложно избежать. Чтобы сделать это, нужно беспристрастно перечитать свое произведение и подумать, что же там на самом деле происходит. В этом могут хорошо помочь беты.
Триггеры
Триггеры важнее для фанфиков, а не оригинальных работ. У большинства фикридеров вырабатываются очень тонко отстроенные детекторы Мэри Сью. Многие из этих детекторов настроены на конкретные фандомы. Оригинальный персонаж, ведущий себя определенным образом, может не вызвать никакой реакции в одном фандоме, но в другом такое поведение тут же заставит читателя заорать "Мэри Сью!" и тут же закрыть фик.
Но важно и доверие. Если автор смог заинтересовать читателя в первых нескольких главах (если, конечно, это не мини), то дальше ей уже будет легче писать что-нибудь не совсем обычное. Если читатель доверяет автору, то будет относиться к ее выходкам иначе.
В разных фандомах триггеры могут быть совершенно разными. Но есть и несколько почти универсальных:
Причины появления Мэри Сью
Помни: Мэри Сью появляется после серии событий, каждое из которых создает новое звено в цепи "мэрисьюшности". Одно из таких событий может разозлить читателей, но само по себе еще проблемы не представляет. А вот несколько событий подряд разозлят обязательно.
читать дальшеНезаслуженные награды
Один из главных индикаторов определенной формы Мэри Сью - она получает то, что еще не заслужила. Например, уважение окружающих, какую-нибудь магическую фиговину, любовь красивого и потрясающего парня или еще что-нибудь такое, за что обычно долго борются... но Сью просто берет и сразу это получает.
Самый злейший враг - это непрописанная черта характера. Автор может думать, что ее героиня действительно обладает этой чертой. Но если она никоим образом не выражена в тексте, для читателей ее не существует. Иногда черта характера все-таки вскользь упоминается, но опять-таки ничем особым не проявляется, так что мы о ней забываем. Это относится и к достоинствам, и к недостаткам.
Когда персонаж что-то получает, он должен это заслужить. Относись к второстепенным персонажам с не меньшим уважением, чем к главным.
Форсирование событий
Многие Мэри Сью появляются для того, чтобы заставить произойти некое событие. То есть автор хочет, чтобы конкретное место сюжета или разговор между персонажами прошел так, а не иначе. Или же она хочет сделать такую сцену, чтобы ее персонаж проявил некую способность Х.
Лучше всего это сделать, создав такие обстоятельства, при которых взаимодействие персонажей естественным образом приведет к желаемой автором ситуации. Придумай сценарий, в котором способность Х проявится естественным образом, благодаря самим персонажам. Если же ты будешь навязывать персонажам события против их воли, то сразу будет заметно вмешательство автора.
Лучший способ избежать этого - разработать четкую сюжетную структуру для всех действующих лиц. Знай, как каждый из персонажей реагирует на определенную ситуацию. И убедись, что второстепенные персонажи тоже ведут себя, как полагается. Иногда для этого придется раз за разом переписывать сцены, чтобы персонажи проявили именно те черты, которые тебе нужно. Попробуй сделать "схему" сюжета, прежде чем писать. Придумай сюжет для каждого персонажа - и тебе не придется впихивать его в общее повествование насильно.
Лучший пример того, как форсирование событий создает Мэри Сью - это Злодейка Сью. Случайные Злодейки Сью обычно появляются, когда автор пытается показать, что новый персонаж действительно всерьез угрожает героям. Читатели еще поймут, когда новый враг пару раз демонстрирует сверхкомпетентность, показав, что так просто его не взять. Но вот если эта сверхкомпетентность проявляется постоянно и в самых разных ситуациях, получается Злодейка Сью.
Возьмем для примера, скажем, "гамбит Занатоса". С виду он очень прост: у конфликта может быть несколько исходов, и все эти исходы выгодны тому, кто его запланировал. Но чем больше возможных исходов, тем сложнее гамбит, соответственно, тем лучше видна рука автора и тем больше вероятность того, что читатели посчитают этого персонажа "Мэри Цзы" - стратегом, который всегда, даже в самых невероятных обстоятельствах, добивается полного успеха.
Влюбленность (автора в Сью, а не Сью в кого-нибудь)
Автор, бесспорно, должен любить своих действующих лиц. Но Мэри Сью - это всегда любимчики авторов. Если автор влюбляется в одного из персонажей и не уделяет внимания другим (особенно в историях, где главных персонажей несколько), она сильно рискует.
Автору очень просто превратить персонажа в Мэри Сью, если она слишком его любит. Представь, что у тебя трое детей. Если ты любишь только одного из них, остальным двоим будет, мягко говоря, фигово. Совсем убирать персонажа, конечно, не надо, но его роль нужно очень тщательно пересмотреть. В хороших историях внимание уделяется всем персонажам, не только главным.
Как избежать распространенных черт Мэри Сью
Общие советы
читать дальше
Характер
читать дальше
Навыки
читать дальше
Внешность
читать дальше
Физические атрибуты
читать дальше
Аксессуары
читать дальше
Отношения с каноническими персонажами
читать дальше
Элементы сюжета
читать дальше
Имена
читать дальше
Подача
читать дальше
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/SoYouWantTo/Avoi...
Для удобства перевода - и автора, к которому обращаются, и персонажей называют в женском роде.
У тебя есть прикольный, сексуальный, милый и т.д. оригинальный персонаж, которого ты хочешь вставить в повествование - будь то фанфик или ориджинал. Но ты не уверен: вдруг этот персонаж - Мэри Сью? Может быть, ты уже раньше писала таких персонажей, или же ты беспокоишься, что воплотила слишком уж много своих желаний. Мы тебе поможем!
Случайная Сью
читать дальшеВо-первых, нужно уметь отличать умышленно сделанную Мэри Сью от случайной. Персонажи вроде Дженны Сильверблейд, например - это явные Мэри Сью, но именно этого и хочет автор. Нет, она, конечно, очень не рада, когда ее персонажа обзывают Мэри Сью, но совершенно очевидно, что она намеренно написала ее именно такой. С такими Мэри Сью наше руководство дела не имеет.
Во-вторых, нужно понимать, кто вообще такая Мэри Сью. Мэри Сью появляется, когда читатели считают, что автор незаслуженно выделяет одного персонажа среди прочих, изменяя характеры других персонажей или законы канона. Если читатели называют персонажа "Мэри Сью", значит, они уже не могут отказаться от недоверия. Есть, конечно, и субъективные пункты: у каждого своя "граница мэрисьюшности". Но все-таки кое к чему стоит присмотреться повнимательнее.
К появлению Случайной Сью приводят, в общем и целом, два фактора. Первый - диссонанс между автором и читателями: автор думает одно, а читатели видят совсем другое. Другой - когда читатель натыкается на какой-либо триггер, который тут же вызывает у него мысль: "Это Мэри Сью".
Два фактора выглядят похоже, но на самом деле они разные. В первом виноват автор, который не смог четко передать свои мысли. Второй фактор автор контролировать полностью не может, так что единственное, что можно сделать, - избегать его. Вот несколько способов избежать распространенных "мэрисьюшных" триггеров.
Боязнь Мэри Сью
Прежде всего честно ответь на один вопрос: зачем ты это читаешь? Может быть, просто статья случайно на глаза попалась? Но если ты действительно ищешь на этой странице совета, то, скорее всего, считаешь, что у тебя уже проблемы. Что именно у тебя за проблема?
Если ты просто хочешь лишний раз проверить, все ли в порядке с персонажем - это одно дело. Но есть еще и явление, известное как "боязнь Мэри Сью". Оно проявляется, когда люди прочитывают несколько "тестов на мэрисьюшность" и считают, что раз их персонажи соответствуют каким-либо пунктам, значит, они Мэри Сью.
В целом, если ты прочитала и просмотрела достаточно книг, фильмов, сериалов и т.д., то, скорее всего, уже представляешь, как уложить персонажей в сюжет. Умышленно сделанная Мэри Сью появляется, если автор явно обожает персонажа. Если ты достаточно разбираешься в законах повествования, то можешь и сама понять, когда твой персонаж явно нарушает его течение и мешает другим действующим лицам. Если же ты этого сделать не можешь, тебе не поможет никакая страница с советами.
Диссонанс
Чаще всего Случайные Сью появляются из-за заявленных, но отсутствующих на деле черт характера. Часто бывает, что автор искренне не понимает, что написала совсем не того персонажа, которого себе представляла.
Вот список триггеров, которых наиболее сложно избежать. Чтобы сделать это, нужно беспристрастно перечитать свое произведение и подумать, что же там на самом деле происходит. В этом могут хорошо помочь беты.
Триггеры
Триггеры важнее для фанфиков, а не оригинальных работ. У большинства фикридеров вырабатываются очень тонко отстроенные детекторы Мэри Сью. Многие из этих детекторов настроены на конкретные фандомы. Оригинальный персонаж, ведущий себя определенным образом, может не вызвать никакой реакции в одном фандоме, но в другом такое поведение тут же заставит читателя заорать "Мэри Сью!" и тут же закрыть фик.
Но важно и доверие. Если автор смог заинтересовать читателя в первых нескольких главах (если, конечно, это не мини), то дальше ей уже будет легче писать что-нибудь не совсем обычное. Если читатель доверяет автору, то будет относиться к ее выходкам иначе.
В разных фандомах триггеры могут быть совершенно разными. Но есть и несколько почти универсальных:
- Главнейший триггер. Очень многие примеры из этой статьи можно свести к одной фразе: Твой персонаж должен вписываться в существующий мир". Нельзя просто создать персонажа, который тебе нравится, и запихнуть его в произведение: она должна выглядеть так, словно родилась и выросла в этом мире. Первый вопрос, который ты должна себе задать - не "Как сделать персонажа крутым?", а "Как сделать персонажа правдоподобным"?
- Халява. Если твой оригинальный персонаж сразу после появления получает что-то на халяву от канонических персонажей (либо вещи, либо уважение/любовь), то читатели тут же разбегутся. Даже если этому будет определенное объяснение. Избегай этого, пока не добьешься доверия читателей.
- Нарушения канона. У любого канона есть определенные правила. Если персонаж начнет нарушать правила, то читатели быстро назовут ее Мэри Сью - если, конечно, тебе не удастся немедленно и очень хорошо все объяснить. Оригинальным злодеям нарушение правил еще можно простить - в конце концов, так они выглядят более угрожающе. Но вот новым героям - нет.
- Вписывание оригинального персонажа в канон. Циничные фикридеры всегда отнесутся к этому с подозрением, особенно если прописать романтические отношения. Кстати, если уж об этом заговорили...
- Роман с каноническим персонажем. Если рассказ полностью посвящен отношениям оригинального персонажа с каноническим, то читатели точно скажут "Мэри Сью". А если ради оригинального персонажа еще и разбивают канонический пейринг, недовольных будет еще больше. Если в повествовании появляются романтические отношения, они должны быть важны для общего сюжета и развития персонажей и не забивать собой все остальное, что происходит. Не надо сразу говорить, что твоя ОЖП замужем за каноническим персонажем и родила от него троих детей. Стоит ли вообще продолжать такую историю?
- Слишком цветастые описания оригинальных персонажей и сухие, скучные описания канонических. Большинство фиков про Мэри Сью написаны очень плохо, зато изобилуют подробными описаниями самих Мэри Сью. Избегай любых подробных описаний в самом начале истории; в дальнейшем либо пышно описывай всех персонажей, либо вообще никого (за исключением случая, когда пишешь от лица персонажа, который любит такие описания).
- Оригинальный персонаж, который круче канонического. Если твой персонаж круче канонического в чем-то, в чем канонический не особо силен, это еще не Мэри Сью. Но вот если твой суперкрутой ОП бегает быстрее Соника, летает дольше Тейлса, сильнее Наклза, владеет психокинезом, как Сильвер, и пирокинезом, как Блейз, то это точно Мэри Сью.
Причины появления Мэри Сью
Помни: Мэри Сью появляется после серии событий, каждое из которых создает новое звено в цепи "мэрисьюшности". Одно из таких событий может разозлить читателей, но само по себе еще проблемы не представляет. А вот несколько событий подряд разозлят обязательно.
читать дальшеНезаслуженные награды
Один из главных индикаторов определенной формы Мэри Сью - она получает то, что еще не заслужила. Например, уважение окружающих, какую-нибудь магическую фиговину, любовь красивого и потрясающего парня или еще что-нибудь такое, за что обычно долго борются... но Сью просто берет и сразу это получает.
Самый злейший враг - это непрописанная черта характера. Автор может думать, что ее героиня действительно обладает этой чертой. Но если она никоим образом не выражена в тексте, для читателей ее не существует. Иногда черта характера все-таки вскользь упоминается, но опять-таки ничем особым не проявляется, так что мы о ней забываем. Это относится и к достоинствам, и к недостаткам.
Когда персонаж что-то получает, он должен это заслужить. Относись к второстепенным персонажам с не меньшим уважением, чем к главным.
Форсирование событий
Многие Мэри Сью появляются для того, чтобы заставить произойти некое событие. То есть автор хочет, чтобы конкретное место сюжета или разговор между персонажами прошел так, а не иначе. Или же она хочет сделать такую сцену, чтобы ее персонаж проявил некую способность Х.
Лучше всего это сделать, создав такие обстоятельства, при которых взаимодействие персонажей естественным образом приведет к желаемой автором ситуации. Придумай сценарий, в котором способность Х проявится естественным образом, благодаря самим персонажам. Если же ты будешь навязывать персонажам события против их воли, то сразу будет заметно вмешательство автора.
Лучший способ избежать этого - разработать четкую сюжетную структуру для всех действующих лиц. Знай, как каждый из персонажей реагирует на определенную ситуацию. И убедись, что второстепенные персонажи тоже ведут себя, как полагается. Иногда для этого придется раз за разом переписывать сцены, чтобы персонажи проявили именно те черты, которые тебе нужно. Попробуй сделать "схему" сюжета, прежде чем писать. Придумай сюжет для каждого персонажа - и тебе не придется впихивать его в общее повествование насильно.
Лучший пример того, как форсирование событий создает Мэри Сью - это Злодейка Сью. Случайные Злодейки Сью обычно появляются, когда автор пытается показать, что новый персонаж действительно всерьез угрожает героям. Читатели еще поймут, когда новый враг пару раз демонстрирует сверхкомпетентность, показав, что так просто его не взять. Но вот если эта сверхкомпетентность проявляется постоянно и в самых разных ситуациях, получается Злодейка Сью.
Возьмем для примера, скажем, "гамбит Занатоса". С виду он очень прост: у конфликта может быть несколько исходов, и все эти исходы выгодны тому, кто его запланировал. Но чем больше возможных исходов, тем сложнее гамбит, соответственно, тем лучше видна рука автора и тем больше вероятность того, что читатели посчитают этого персонажа "Мэри Цзы" - стратегом, который всегда, даже в самых невероятных обстоятельствах, добивается полного успеха.
Влюбленность (автора в Сью, а не Сью в кого-нибудь)
Автор, бесспорно, должен любить своих действующих лиц. Но Мэри Сью - это всегда любимчики авторов. Если автор влюбляется в одного из персонажей и не уделяет внимания другим (особенно в историях, где главных персонажей несколько), она сильно рискует.
Автору очень просто превратить персонажа в Мэри Сью, если она слишком его любит. Представь, что у тебя трое детей. Если ты любишь только одного из них, остальным двоим будет, мягко говоря, фигово. Совсем убирать персонажа, конечно, не надо, но его роль нужно очень тщательно пересмотреть. В хороших историях внимание уделяется всем персонажам, не только главным.
Как избежать распространенных черт Мэри Сью
Общие советы
читать дальше
- В первую очередь помни, что писательство - это не просто создание крутых персонажей. Некоторым авторам нравится подробно прописанный мир, другим - отношения, третьим - определенные жанры, четвертые предпочитают выворачивать душу наизнанку, пятые - провоцировать на сильные эмоции. Помни: крутые персонажи, конечно, полезны для повествования, но они не залог хорошей истории. Для хорошей истории нужен хороший автор, сюжет и мир.
- Ты пишешь рассказ, а не житие-прославление. А твой персонаж - часть рассказа. Не рассказ - часть ее, а она - часть рассказа.
- Не считай, что Мэри Сью или Анти-Сью по определению плохи. Если твой персонаж - среднестатистическая, ничем не замечательная девушка, то читатели будут ее презирать по новой причине: "она не имеет права играть главную (или даже второстепенную) роль, когда рядом такие офигенные персонажи из канона). Персонаж должен быть уникальным и интересным, но не превращаться при этом в черную дыру, которая втягивает в себя внимание абсолютно всех вокруг. Не бойся делать персонажа в чем-то эксцентричным... но не во всем.
- Нельзя любить только своего персонажа. Внимание нужно уделять абсолютно всем, даже злодеям.
- Соблюдай закон сохранения подробностей. Любая упомянутая мелочь должна быть полезна либо для сюжета, либо для развития персонажа, либо для прописывания мира.
- Описание персонажа не должно выглядеть так, словно автор заставляет читателей полюбить персонажа. Если описание не от первого лица какого-нибудь персонажа, который обожает цветастые фразы, избегай чисто субъективных терминов и сравнений. Например, если твоя НЖП - блондинка с длинными волосами, так и скажи - "у нее длинные светлые волосы", ну, добавь еще пару деталей, если необходимо. Но не говори "Таких потрясающих золотых локонов не видел никто с тех пор, как Сандро Боттичелли изобразил Афродиту на ракушке" - опять же, если повествование идет не от лица персонажа, который любит похвастаться красноречием. Если насильно заставлять читателей любить персонажа, реакция будет по большей части ровно обратной. В общем, следуй золотому правилу: "Показывай, а не рассказывай".
- Не менее важно и избегать авторских суждений, описывая реакцию мира на персонажа. Если ты напишешь "Все к ней всегда придирались, но только потому, что завидовали", то все сразу поймут, что ты не просто пишешь автобиографию, но еще и страдаешь от серьезных заблуждений.
- Реши, чем твой персонаж выделяется среди прочих, еще до того, как начнешь писать. Никогда не придумывай ей особых новых сил, отношений с каноническими персонажами или экзотической предыстории уже по ходу повествования.
- Давая своему персонажу особые возможности, помни: эти возможности должны существовать в сюжете не просто потому, что они офигенные. Придумывая историю персонажа, начни с самой интересной ее черты - причиной, по которой ты вообще собралась писать о персонаже, - а потом работай в обратном направлении. Создай историю, которую можно описать как довольно скучную последовательность причин и следствий этой самой интересной черты. Придумай и отрицательные, и положительные переживания, связанные с ней, и выработавшиеся в связи с ними особенности характера - персонаж не должен быть просто набором крутых, но бессвязных свойств и особенностей.
- Твой персонаж не должен разрешать конфликт благодаря одному своему присутствию. В любом повествовании должен быть конфликт; если герои и без того уже непобедимы, совсем непобедимый оригинальный персонаж лишь ухудшит ситуацию. Если набор навыков героини в точности заточен под все трудности, которые встретятся в повествовании, то рассказ выйдет скучным, и читателям он вряд ли понравится.
- С другой стороны, она не должна и фейлить все подряд. Герой-неудачник не менее скучен, чем неуязвимый герой, а то и более. Читателям уже не нравятся персонажи, которые просто путаются под ногами. Она должна либо временами побеждать, а временами проигрывать, либо, если она всегда побеждает, ей должно это даваться не слишком легко. Если у тебя сюжет а-ля "Герой с нуля", в первых нескольких главах что-нибудь подобное может и сработать; но когда героиня уже несколько лет тренируется и все равно не может завалить в бою даже хилого бесенка, это плохая история.
- Не делай так, чтобы предположения и оценки твоей героини всегда совпадали с реальностью. Ты, как автор, отлично знаешь, что дальше произойдет, а вот персонаж - нет. Если она всегда "чувствует" истинную природу чего-либо, всегда высказывает правильные догадки или почему-то знает то, чего знать не должна, то ты, по сути, позволяешь ей проникнуть через четвертую стену и заглянуть в сценарий. Персонаж должен быть участником событий, а не твоим аватаром, вооруженным прохождением игры.
- Единственное возможное исключение - если ты пишешь об очень циничном или параноидальном персонаже, который подозревает, что кто-то еще на самом деле злой. Он ожидает худшего от всех, но помни: это отрицательная черта характера, а подтверждение его подозрений - просто совпадение. И то, если он циник или параноик, не факт, что ему кто-нибудь поверит.
- Если твоя героиня может "видеть" чужие ауры, можно ей позволить "видеть" и то, добрый человек или злой. Но не стоит перегибать.
- Не относись к своему персонажу по особому. Она должна переживать такие же трудности и злоключения, как и все остальные персонажи. Если ты подаришь ей "сюжетную броню" или просто будешь самыми невероятными способами спасать, то сразу станет ясно, что она твоя любимица. Если ты искренне не можешь причинить своему персонажу вреда (по крайней мере, реалистичного вреда), то надо учиться не настолько эмоционально относиться к событиям фика. Как говорится - "убивайте своих любимцев".
- Если не хочешь "убивать любимцев", то пиши фики, где смерть вообще никак не задействована: флафф, комедию, романтику или что-то среднее между ними. Впрочем, это не значит, что с персонажем не должно происходить вообще ничего плохого. С другой стороны, если ты убиваешь персонажа, это еще не значит, что он не был Мэри Сью; это просто значит, что он наконец-то больше не портит собой рассказ.
- Многие "распространенные черты Мэри Сью" можно использовать правильно, если сделать их определяющими характеристиками персонажа, а не просто подарить их ему, чтобы он был круче других.
- "Пародийные Сью" используются слишком широко. Они, конечно, сами по себе не плохи, но постарайся все же не делать их главными персонажами.
- И помни вот еще что: персонаж, которого нарочно сделали хреновым, остается хреновым. Насмешки над хреновостью не делают хренового персонажа лучше. Хотя, возможно, сам фик от этого может и выиграть.
- Когда пишешь персонажа, очень важно знать стандарты сеттинга. То, что в одной вселенной кажется невероятным абсурдом, в другой - вполне допустимо. Обязательно изучи вселенную, в которой пишешь, тогда будет меньше риска написать Мэри Сью.
Характер
читать дальше
- Не пиши оригинальных персонажей так, чтобы они идеально сходились характерами с каноническими; в частности, ни в коем случае не создавай "женских версий" мужских персонажей. Она может быть похожей на существующего героя, но, поскольку два человека не могут быть абсолютно одинаковыми, она не должна быть его полным эквивалентом. Кроме того, ее похожесть на мужского персонажа еще не значит, что тот ее полюбит; иногда слишком большое сходство вызывает ровно противоположную реакцию.
- Но не иди и противоположным путем - не пиши Мэри Сью, которая компенсирует все недостатки канонического персонажа, терпит (или исправляет) все его изъяны и всегда точно знает, как реагировать на его поведение: это просто скучно. В отношениях неизбежно будут изъяны; даже любящие друг друга люди временами ругаются.
- "Кто твоя героиня, когда она одна?" Не характеризуй ее исключительно через других персонажей, их реакции на нее или ее реакцию на них. Представь, что твоя героиня одна в комнате. О чем она думает?
- Убедись, что у твоего персонажа есть характер. Ты пишешь персонажа рассказа, а не просто описываешь, как какой-то человек делает всякие крутые вещи. Что твоему персонажу нравится, а что нет? Чего он хочет от жизни? Чего он боится? Что он думает о других персонажах?
- Не делай характер персонажа просто "крутым" или "таким, какой хочешь быть сама". Даже самые крутые персонажи должны обладать определенной глубиной. Им приходится бороться с недостатками, или, например, не все считают, что они на самом деле крутые. А вообще - не нужен никакой "крутой" характер. Нужно писать хорошую историю, которая понравится другим: в конце концов, ты пишешь фанфикшн. Если твой персонаж пачками кладет драконов просто потому, что ты считаешь это крутым, он не обязательно понравится другим.
- Не заставляй всех соглашаться с твоим персонажем по любому поводу. Если твоя героиня не владеет телепатическим контролем или психотронным оружием, все должны иметь право высказать свое мнение. Именно разногласия делают их разными - даже героев. Конфликт - один из важнейших элементов повествования, и он нужен даже твоему персонажу.
- Следствие: нельзя делать так, чтобы все, кто не согласен с твоим персонажем, оказывались неправы. Непогрешимых людей не бывает.
- Следствие 2: с другой стороны, нельзя делать всех несогласных и правыми. Если персонаж постоянно и во всем неправ, то ему просто рано или поздно перестанут доверять даже читатели.
- Твой персонаж может быть веселым или грустным. Но не делай его настолько счастливым или несчастным, что это становится его единственной выдающейся чертой характера. Твой счастливый персонаж может быть наивен. Твой несчастный персонаж может радоваться некоторым вещам, но грустить от того, что эти вещи редко встречаются. Если твоя героиня кого-то любит, возможно, ей приходится страдать от частых разлук.
- Твой персонаж не поддается никаким соблазнам? Тому должна быть причина. Возможно, когда-то он, скажем, поддался искушению и теперь знает, что этого делать не стоит.
- У Мэри Сью часто бывают недостатки, которые не имеют никакого значения. У твоих персонажей должны быть недостатки, которые реально влияют на их жизнь. Именно из-за этого недостатки становятся недостатками, а не странными причудами, которые делают Мэри Сью только круче.
- Если ты сможешь потянуть подобное, то попробуй написать деконструкцию положительных черт героини. Эмоционально выносливый человек может многое вынести или, скажем, сильнее сражаться, но вместе с тем может быть упрямым или вспыльчивым. Стратег может оказаться перфекционистом, вечно недовольным всем, кроме недостижимого идеала. Доведи достоинства до крайности и сделай их обоюдоострыми.
- Кроме того, недостатки сильно зависят от реакции других персонажей. У героини могут быть вполне объективные недостатки и изъяны, но если все вокруг их игнорируют (или даже восхищаются ими), то их трудно по-настоящему считать недостатками. Даже самый хорошо прописанный персонаж из-за этого может превратиться в Мэри Сью.
- Если твоя героиня обладает конкретными способностями или чертами характера (неважно, хорошими или плохими), то их нужно четко и логично продемонстрировать в сюжете, а не просто хвалить ее за них устами других персонажей. Если другие персонажи будут на все лады расхваливать твою героиню, то читателям это вовсе не понравится - скорее даже наоборот.
- Поосторожнее с сарказмом. Нет, твоя героиня вполне может быть "добросердечной сволочью", но про "добросердечность" забывать не стоит. У нее должны быть хоть какие-то положительные качества, благодаря которым ее шуточки терпят все остальные.
Навыки
читать дальше
- Любая сила в определенных обстоятельствах может обернуться слабостью. Если у твоего персонажа есть какое-то крутое умение, думай не только о том, как оно может помочь, но и о том, как может помешать или вовсе быть использовано врагами. Например, Всеубивающий Луч Охрененности, который умеет испускать твоя героиня, может полностью лишать ее сил.
- Чтобы спасти персонажа с территории Мэри Сью, нужно делать навыки более реалистичными. Например, героиня обладает неестественно высокой (или магической) эмпатией. Это может позволить ей, например, говорить с любым персонажем на его родном языке. Но при этом у нее возникнет другая проблема: она не сможет ни с кем драться, потому что ей будет так же больно, как и врагу.
- Не говори, что у персонажа есть какой-то навык только потому, что это звучит круто. Любой навык должен быть важен для сюжета, а не просто делать персонажа круче.
Например, если твоя героиня печет отличные торты, это идеально подойдет для истории про соревнования по выпеканию тортов. Или, скажем, для того, чтобы порадовать друга или, чем черт не шутит, отравить врага. Но если в сюжете вообще никак не участвуют ни торты, ни духовки - упоминать об этом не стоит. - Не делай своего персонажа лучше во всем, чем главные персонажи: у тебя тогда получится просто манчкин. Если необходимо, выбери какой-нибудь один навык, в котором твоя героиня превосходит главного героя, и найди этому хорошее обоснование. Скажем, один из главных персонажей дерется на мечах. Если он тренируется всего несколько лет, а твой персонаж - с самого детства, то это достаточное обоснование. Но это не значит, что твой персонаж может заменить главного - это всего лишь значит, что он лучше дерется на мечах. Если хорошо прописать такое соперничество, это даже может пойти на пользу обоим персонажам.
- Еще не забывай поговорку "Талант - не главное". Чтобы быть лучшим из лучших в чем-то, нужно посвятить этому себя полностью и работать над этим постоянно. Есть вполне объективные причины, по которым далеко не все великолепно владеют хотя бы одним навыком, не говоря уже о сразу десятке, как манчкины.
- Очень немногие навыки реально применимы в других обстоятельствах. Если ты умеешь водить машину, это не значит, что ты справишься с самолетом. Или даже мотоциклом. Если умеешь фехтовать на рапирах, это не значит, что сможешь сходу драться на катанах. Майкл Джордан был величайшим баскетболистом, но вот в бейсбол играл хреновенько. Один навык, конечно, может помочь с освоением другого, но не может полностью его заменить. Если ты умеешь играть на пианино, это значит, что ты умеешь читать ноты и держать ритм. Но это не значит, что ты можешь взять скрипку и сходу отыграть на ней концерт.
- Неопытному автору лучше избегать описаний секса. Нет, можно, конечно, попробовать, но хорошие описания секса должны быть правдоподобными. Одна из ловушек, в которую попадают авторы с небольшим собственным сексуальным опытом, - серьезные ошибки при попытках описания "идеального", по их мнению, секса.
- Даже если ты считаешь, что сможешь "вытянуть" сексуальную сцену, не забывай, что подавляющему большинству историй сексуальные сцены просто не нужны. Если во время секса не происходит ничего необычного, шокирующего и/или эмоционально откровенного, то лучше всего просто предоставить читателям возможность самим проявить воображение.
- Большинство читателей, которые ищут фанфики "для взрослых", хотят чего-нибудь основательного. Если им нужно всего лишь порно с каноническим персонажем, они найдут его на специализированных сайтах, где его, ко всему прочему, еще и пишут хорошо.
- Убедись, что навыки твоей героини вписываются в мир, в котором она живет. Средневековая девушка, играющая на лютне - это правдоподобно. Средневековая девушка, которая умеет играть на волшебной электрогитаре, африканских барабанах или диджериду, - нет. Если у персонажа нет никакой реальной причины обладать каким-либо навыком, значит, его и не должно быть: например, не стоит давать персонажу-неяпонцу катану, насколько бы круты ни были катаны. Удачно подвернувшийся учитель фехтования - тоже не вариант.
- Следствие: без очень веской причины не давай персонажу навыки, которые он не может освоить из-за пола, социального положения, расы, возраста, биологического вида, физических способностей, культуры и т.д. Например, девушка-аристократка XVIII века вряд ли знает, как управлять большим парусным кораблем. Кроме того, если из-за похожих ограничений навыком не могут овладеть канонические персонажи, то твой персонаж тоже не может. Без вариантов.
Внешность
читать дальше
- "Такая красивая, что это скорее проклятие" - уже слишком избитый ход. Не надо про это писать. Но это не значит, что персонаж не может быть привлекательным. Просто не нужно, чтобы он был НАМНОГО красивее (или уродливее) других. Попробуй сделать так, чтобы персонаж выделялся какими-нибудь мелкими деталями.
- Если хочешь, чтобы героиня все-таки выделялась именно своей красотой, то это должно соответствовать ее положению в обществе, а также времени, которое она тратит на поиск и использование косметики. Даже супермодели активно используют макияж.
- Если ты считаешь, что блестящие фиолетовые волосы идеально подходят героине, но в сеттинге таких волос нет, значит, их быть не должно. Если ты хорошо пропишешь персонажа, то ей не нужны волосы или глаза экзотического цвета.
- Телосложение, нетипичное для сеттинга, тоже лучше не использовать. Хочешь, чтобы героиня была стройной и привлекательной? Пожалуйста. Главное, чтобы она не была слишком стройной.
- Всегда стоит помнить очень важный факт: то, что одному человеку кажется красивым, другому может и не показаться. Любовь слепа. Героиня с ничем не примечательной внешностью для персонажа, который в нее влюблен, будет выглядеть красивее всех в мире, даже если остальных она нисколько не впечатляет.
- Это можно использовать и в качестве сюжетного хода. Например, героиня знает, что "красота - в глазах смотрящего", но сама не очень довольна своей внешностью. Злодей может воспользоваться этим: похвалив ее красоту, он добьется ее доверия, переманит на свою сторону и воспользуется в качестве пешки в своих планах.
- Модные, подробно описанные костюмы тоже должны подходить к сеттингу. Во многих ролевых играх, например, такие костюмы вполне возможны, а вот в "Гарри Поттере" - нет. Одежда должна соответствовать окружающему миру. Лучше описать какую-нибудь небольшую странность в одежде, чем кучу непонятных рюшечек.
- Если уж собралась подробно описывать одежду - описывай ее у всех. Подробное описание пафосного костюма одного персонажа и умолчание обо всех остальных - один из проверенных способов выставить персонажа очередной Мэри Сью.
- Странные костюмы могут иметь смысл, если твоя героиня немного "не от мира сего", правда, в этом случае ее одежда скорее будет пугать или удивлять людей, а не привлекать их. Кроме того, желательно обосновать, зачем героиня так необычно одевается.
- Цвета тоже должны быть правдоподобными и соответствовать хотя бы минимальным понятиям о вкусе в той культуре, которую ты описываешь. Если в стране все носят темно-красную одежду, потому что других красителей просто нет, то персонаж в ярко-зеленых одеяниях очень быстро вызывает подозрения, если, конечно, для этого нет обоснования (например, он путешествовал за рубеж или просто вырос в семье купцов, которые торгуют с другими странами, где есть зеленая ткань). Чем ярче и страннее цвета, тем подозрительнее выглядит персонаж. За исключением варианта, когда отсутствие вкуса в одежде - это реальная черта характера, а не побочный эффект повествования.
- Найди нужную информацию. Для этого и нужен Интернет. Если ты пишешь о том, чего явно не знаешь, фанаты сразу же заметят.
- Пойми, что пафосное платье, корсеты и прочая подобная одежда - это в первую очередь неудобно. Аристократы такое носили, потому что у них были на это деньги и время, к тому же они зачастую одевались не сами. Они пышно одевались, чтобы продемонстрировать статус, а не потому, что им было удобно. Если ты стремишься к реализму, то героиня в бальном платье не сможет драться на мечах (если, конечно, в каноне не сказано, что так можно), героиня с длиннющими волосами не сможет убежать от преследователей через густой лес, а героиня в яркой косметике и с кучей украшений никогда не сойдет за бедную крестьянку. Если твой персонаж расхаживает повсюду в одежде, привлекающей внимание, то она, скорее всего, привлечет в первую очередь ненужное внимание... если, конечно, тебе это не нужно по сюжету: например, избалованная принцесса, которая не понимает, что ходить по рынку одной в шелковом платье с кружевами и мантии на меху, не стоит, и из-за этого ее похищают.
- Если ты не уверена, реалистична ли ситуация, и при этом она не очень опасна, попробуй сама сделать то, что описала. Хочешь узнать, какие каблуки с наименьшей вероятностью сломаются на бегу? Надень свои любимые туфли и пробегись сама. Думаешь, что твоя героиня сможет пробежать марафон в нормально завязанном корсете? Попробуй завязать корсет на себе. Интернет - не единственное место, где можно проводить исследования, но там найдутся ответы на многие вопросы.
- Пусть персонажи будут мокрыми, потными, грязными, растрепанными или бледными, если того требует ситуация. Если персонаж только что пробежал марафон, у него на лбу не "несколько капель" пота - если, конечно, он бежал не трусцой. Посмотри спортивные соревнования, и увидишь, как люди на самом деле выглядят после физических нагрузок.
- Не бойся и крови. Если в бою у персонажа идет кровь, это обычно заставляет читателей ему симпатизировать или, по крайней мере, привлекает внимание.
- Помни, что литература - это не визуальное искусство, так что читатели сами представляют себе все происходящее, как бы подробно ты все ни описывала. Благодаря этому можно ограничиться всего одной короткой фразой с описанием персонажа, и этого вполне хватит читателю. Но не увлекайся сокрытием всех деталей без разбора и не считай, что раз ты о чем-то умолчала, значит, сможешь легко упомянуть об этом в любой момент.
- При описании героини всегда задавай себе вопрос: обязательно ли нам на самом деле знать, что у нее изумрудно-зеленые глаза? Неужели она кардинально изменится, если у нее будут карие глаза, или не такой точеный подбородок, или более густые брови? Да, иногда бывает, что детали внешности действительно важны. Но все равно помни: ты рассказываешь в первую очередь не о героине, какая она есть, а о том, что она делает и что чувствует, а ее внешность по сравнению с этим - дело десятое.
- Тем не менее, пара характерных деталей внешности поможет читателю легче запомнить персонажа. Одними именами лучше не ограничиваться, особенно если персонажей в истории много: гораздо легче за ними будет уследить, если это, например, "Джулия, зеленоглазая девушка с веснушками", "Тимоти, парнишка с растрепанными волосами и очень серьезным лицом" или "Роберт, долговязый мужчина с кривыми зубами". Но любой ценой нужно избегать чего-то вроде "У нее были изумрудно-зеленые глаза, причем центр зрачка был еще более ярко-зеленым, коричневые волосы, блестевшие тысячей оттенков осени, и маленький изящный носик, покрытый светло-коричневыми веснушками". Кроме того, персонажа достаточно описать один раз: люди вряд ли забудут, как он выглядит.
- Стоит отметить, что зачастую какие-нибудь характерные действия будут не менее запоминающимися, интересными и даже более важными для сюжета, чем характерная внешность. Если у девушки есть привычка всегда приходить незамеченной, или, скажем, мужчина, задумавшись, почесывает бороду, это уже многое скажет читателю - и при этом не придется упоминать ни причесок, ни одежды, ни шрамов и т.д.
- Во время романтических сцен внешность можно и описывать. Главное - не переусердствовать.
Физические атрибуты
читать дальше
- Если твой персонаж - "нечеловек" с определенными недостатками (например, вампир), не позволяй ему как-то обходить или игнорировать эти недостатки, если это не позволено в каноне. Придумывать какой-нибудь магический амулет, позволяющий вампирам гулять средь бела дня, тоже очень рискованно, особенно если в каноне говорится, что никаких подобных вещей в принципе не существует. Но даже если существование таких амулетов допускается, читателям это вряд ли понравится - особенно если их не будет больше ни у кого. Одно из немногих исключений - если этот амулет играет важную роль в сюжете, и опасность от владения им компенсирует любые другие достоинства.
- С другой стороны, если персонаж пытается как-то избежать своего недостатка (например, носит широкий плащ с капюшоном, чтобы солнечный свет не попадал на тело), это нормально.
- Убедись, что твой персонаж физически способен сделать все, что ты описываешь. Обычная девочка-подросток не сможет одной рукой сломать шею взрослому мужчине, побить всех во время драки в баре или увернуться от пули. Вот если в сеттинге есть сверхспособности или магия - это уже другой разговор.
- Всегда помни о том, что физические способности ограничены. Персонаж не может чувствовать себя "нормально" после того, как целый день шел по пустыне; воин, каким бы закаленным ни был, не может сражаться несколько часов подряд и не устать. Опять-таки посмотри спортивные соревнования (бокс, борьбу или смешанные единоборства), чтобы понять, каково человеку приходится после интенсивных нагрузок.
- Если у персонажа есть физический недостаток, то он должен быть достаточно важен, чтобы его упоминать. Если, скажем, героя после физических нагрузок мучают приступы астмы - это важно. А вот если у него шатается зуб - неважно, если только это, опять же, не влияет на сюжет (например, вампир с выпавшим клыком не может так же эффективно сосать кровь и т.п.) Сломанный ноготь для женщины из высшего общества - мелкое неудобство, а вот сломанный коготь для зверя - серьезный физический недостаток.
- Знай, как на самом деле выглядят шрамы, особенно в зависимости от того, как их обрабатывали. Если вовремя не оказать нормальную медицинскую помощь, то шрамы будут уродливыми и яркого цвета; это значит, что у пирата, например, будет отнюдь не тоненькая полоска над глазом после того, как его рубанули ржавой старой саблей. Не обработанный вовремя шрам плохо заживает, что приводит к сильной боли, инфекциям или даже ампутации конечности. В общем, маленькие розовые полосочки на коже - это не шрамы.
- Если в каноне есть главный злодей, который постоянно побеждает главных героев (за исключением финала истории), твой персонаж не может победить его самостоятельно. Просто не может. Хорошо?
Аксессуары
читать дальше
- Волшебные украшения - это нормально, если они распространены в сеттинге. Если же они встречаются редко, то лучше еще раз подумать.
- Крутое транспортное средство тоже должно вписываться в сеттинг. Если у главных героев нет собственного крутого личного транспорта, у твоего персонажа тоже не должно его быть. А если, скажем, на машинах ездят все, то машина твоего персонажа должна чем-то выделяться, но не быть заметно лучше всех остальных. В сеттинг, где все еще путешествуют на паровозах, пароходах и воздушных шарах, автомобиль не впишется вообще никак.
- Никаких ноутбуков с беспроводным Интернетом, если этого нет в сеттинге. То же относится и к любому другому гаджету. В восьмидесятых айподов еще не было. Твой персонаж может носить что-нибудь типа Sony Walkman.
- Дай персонажу только одно оружие (как вариант - парное, вроде кинжалов или пистолетов) и, может быть, какое-нибудь простенькое запасное (например, лучнику - короткий меч, чтобы обороняться в ближнем бою). Персонаж, у которого есть волшебный меч, пара пистолетов с необычными патронами да еще и волшебный кнут - это перебор. Исключение можно сделать лишь в том случае, если в сеттинге все вооружены до зубов и постоянно воюют.
- Если твой персонаж путешествует во времени, у него могут быть анахронистичные аксессуары. Но в любом случае стоит помнить об ограничениях, налагаемых эпохой: аналоговый мобильный телефон сможет работать (хоть и не без труда) в 50-х, точно будет работать в 70-х, но не в 20-х. Пистолет работает в любую эпоху, но вот боеприпасы для него найти будет трудновато. Технология меняются постоянно - даже такая простая вещь, как сухая батарейка, сейчас совсем не такая, как раньше.
Отношения с каноническими персонажами
читать дальше
- Твой оригинальный персонаж вполне может быть знаком с каноническим, но убедись, что все выглядит правдоподобно и не противоречит уже известной по канону биографии (например, если канонический персонаж - одиночка и мизантроп, который ни с кем не дружит, оригинальный персонаж не должен быть его лучшим другом детства, о котором он никогда не рассказывал). Также не стоит делать оригинального персонажа главной причиной того, что канонический персонаж стал именно таким, какой он есть (ОП не должен быть человеком, который предложил Моцарту заниматься музыкой или впервые сказал Шерлоку Холмсу, что из него выйдет хороший детектив).
- Если хочешь, чтобы твой персонаж встречался с главным героем - ладно, но будь осторожнее. Помни, что очень многие фанаты хотят того же и для своих персонажей.
- Ни в коем случае не пиши о любви с первого взгляда. Такое бывает в реальной жизни, но в литературе такой сюжетный ход дискредитирован, а уж если главный герой влюбится в оригинального персонажа, его сразу назовут Мэри Сью. Попробуй сделать более реалистичную динамику отношений.
- Если уже существует официальный пейринг, пожалуйста, никого не трогай. Избавляться от "официальной" пары в пользу оригинального персонажа - еще один очевиднейший признак Мэри Сью.
- Не вводи в повествование роман, если он затмевает собой неромантический сюжет. Если роман - не главная часть сюжета сам по себе, его нужно прописывать тщательно и с умеренностью, иначе он будет просто торчать из сюжета, как хрен из штанов. Это плохо, даже если роман между каноническими персонажами - что уж говорить о романе с Мэри Сью.
- С родственными отношениями тоже стоит быть осторожнее.
- Если твой персонаж - ребенок одного из главных персонажей, это должно быть обосновано. Если он ребенок однополой пары, то это вообще нереалистично - если, конечно, в этом не участвовали донор спермы/суррогатная мать, какая-либо прописанная в каноне технология или магия.
- "Давно пропавший родственник" тоже должен быть прописан достоверно. Если главный персонаж - сирота, это дает большой простор для маневров. Но даже при этом твой персонаж не должен просто прийти и сказать "Привет, я твой родственник". Как твой персонаж об этом узнал? Как нашел главного персонажа? Почему это важно? Большинство людей не занимаются поисками пропавших родственников; даже сироты не всегда ищут оставшуюся родню.
- Если твой персонаж - давно пропавший ребенок-сирота родственника одного из канонических персонажей, опять-таки задавай вопросы: как они узнали, что родственники? Почему верят в это? Как семья относится к этому умершему родственнику и, соответственно, как отреагирует, если из ниоткуда появится его сын или дочь?
- Впрочем, если по канону у героя и так большая семья, или в каноне постоянно "из ниоткуда" появляются новые родственники, твой персонаж может быть просто "очередным кузеном" - не обязательно "давно пропавшим".
- Поосторожнее с "детьми из будущего", если что.
- Если у персонажа в каноне известен только один родитель (или даже ни одного), это еще не значит, что он(и) мертв(ы). Прежде чем это утверждать, подумай, нет ли других возможных объяснений.
- Если канонический персонаж - последний известный представитель народа или расы (особенно - если это важно для сюжета), ни в коем случае не придумывай ему новых родственников.
- Не заставляй других персонажей вести себя по-другому в присутствии твоей героини. Они должны реагировать ровно так же, как всегда и на всех.
- Если канонический персонаж говорил, что не хочет иметь детей, то не заставляй его внезапно передумать только для того, чтобы сделать своего оригинального персонажа его ребенком.
- Если твой персонаж - ребенок какого-то очень крутого канонического, то он ни в коем случае не должен быть круче в той же области, что отец или мать. Читателю вряд ли понравится, если выдуманная тобой дочка Шерлока Холмса будет раскрывать дела быстрее него.
Элементы сюжета
читать дальше
- Ни в коем случае не привлекай слишком много внимания к своему персонажу. Даже канонических персонажей из-за этого временами называют Мэри Сью (например, Росомаху), а уж в фиках - тем более. Главное внимание нужно уделять главным персонажам. С другой стороны, сцены, в которых твоя героиня играет главную роль, тоже имеют право на жизнь - например, знакомство или развитие персонажа.
- Если другой персонаж - Избранный, он должен оставаться Избранным. Твой персонаж не сможет его заменить (если только такое постоянно не происходит и в каноне). Ну, или он может тоже быть избранным, но для чего-нибудь другого, не такого значительного.
- Возраст твоего персонажа должен более-менее соответствовать происходящему по сюжету. Подросток с двумя детьми и крутой машиной, владеющий компанией, стоящей миллиард долларов - нереалистично. Старик, до сих пор учащийся в начальной школе и не способный решить элементарный арифметический пример, - тоже.
- Трагедия в предыстории - это вполне распространенное явление даже у канонических героев. Но трагедия твоей героини не должна быть еще круче, чем у них. А если она никак не сказывается на сюжете - ее ВООБЩЕ не должно быть.
- Если без трагедии никак, то хотя бы выбери одно трагическое событие, а не бесконечную цепочку. Если твоя героиня осиротела в раннем детстве, над ней издевались одноклассники, потом ее избил и/или изнасиловал пьяный отчим, и она в 12 лет сбежала из дома и выживала, торгуя собой... это, знаешь, как бы уже перебор.
- Какой бы ни была трагедия, сначала узнай, как живут и ведут себя настоящие жертвы. Особенно если твоя героиня - жертва изнасилования, это тоже популярный штамп для Мэри Сью.
- Если героиня до сих пор страдает от трагедии, произошедшей в прошлом, нужно убедительно объяснить, почему ей до сих пор так больно.
- Но при этом реагировать на трагедию нужно подобающим образом, особенно в сравнении с другими персонажами. Если у твоей героини меньше причин для ангста, чем у других персонажей, но ангстит она при этом больше, читатель отнюдь не станет сочувствовать ей больше. Не, если ты хочешь сделать свою героиню капризной и вечно ноющей - пожалуйста.
- Если ты хочешь, чтобы твоя героиня испытывала чувство вины, то для этого нужна логичная причина. Например, она ушла играть в лес, хотя должна была стоять на страже, и главный злодей пришел и убил всех жителей деревни. Или еще что-нибудь такое.
- Еще один источник ангста - желание отомстить. Но с этим тоже лучше не переусердствовать: если уж героиня хочет кому-то отомстить, то в конце концов она должна отомстить, иначе весь ангст окажется бесполезным.
- Героине не должно абсолютно все сходить с рук из-за трагической предыстории. Она не имеет права вести себя как полнейшая сволочь, а другие персонажи вовсе не обязаны сдувать с нее пылинки.
- Другие персонажи не должны влюбляться в твою героиню именно потому, что она вечно мрачная и задумчивая. Как ни странно, постоянные жалобы на судьбу - совсем не привлекательная черта характера.
- Тщательно продумывай происхождение персонажа. Не выбирай экзотическую расу только потому, что благодаря этому твоя героиня будет красивой, милой или офигенной.
- Переманивать злодея на сторону добра можно, но не потому, что твоя героиня просто его уговорила (ну, или переспала с ним). Постарайся все-таки выдержать все в каноническом духе. Может быть, твоя героиня случайно сделала то, до чего не додумались персонажи в каноне. Может быть, она видит в злодее что-то хорошее и всеми силами старается его спасти. Это может стать главным сюжетом для твоего персонажа, но убедись, что злодей каноничен... и что канонический персонаж уже его не спас. Люк уже спас Дарта Вейдера, не надо спасать его снова.
- Принцесса или другой персонаж благородных кровей вполне имеет право на жизнь, если удастся нормально вписать это в сеттинг.
- Твой персонаж должен соблюдать законы магии в каноне, если главные персонажи их тоже соблюдают.
- Если какой-то способностью в каноне очень трудно овладеть, твоя героиня овладевать ей не должна. Поверь. Так будет легче. Или, по крайней мере, ей придется для этого очень сильно постараться, а не освоить все легко и с первого раза.
- Если твой персонаж серьезно портит ситуацию, нельзя это оставлять просто так (если только канонические персонажи не совершали аналогичные ошибки без особых последствий). Реакция твоего персонажа может очень сильно повлиять на его развитие. Понимает ли героиня, что сделала что-то не так? Может быть, она ушла в отказ? Или ей вообще наплевать? Так или иначе, канонические персонажи должны реагировать так же, как отреагировали бы в каноне. Они не должны просто прощать твоего персонажа за серьезный проступок, если только для этого нет сюжетного обоснования. Будь осторожнее.
- Если твой персонаж пытается искупить прошлую вину, то он должен действительно сделать что-то плохое. Если он убивается из-за какой-то мелочи или на самом деле был не виноват - это очень дешевый ход. Еще более дешевый ход - когда другие персонажи просто уговаривают твоего персонажа больше не переживать.
- Фобии бывают разной силы, но бывают. Они не исчезают просто потому, что о них на время забываешь. Они не исчезают даже тогда, когда твоей героине приходится их превозмогать: большинство из тех, кто страдают фобиями, еще долго испытывают страх даже после первого преодоления. Они просто знают, что теперь могут превозмочь страх. А если фобия не влияет на сюжет - ее вообще не должно быть. Грубо говоря, зачем говорить, что героиня боится пауков, если во всем рассказе не появится ни единого паука?
- Если в сюжете есть двойник (в том числе злой), то другие персонажи, знакомые с "оригиналом", должны подмечать какие-то мелкие подозрительные детали. А те, кто ничего не подозревал, должны искренне изумиться. Иначе из большого сюжетного поворота получится пшик.
Имена
читать дальше
- Если хочешь назвать персонажа своим именем, не стесняйся. Будь честной. Просто сделай так, чтобы твой персонаж не был центром вселенной, а имя более-менее соответствовало каноническим языкам.
- В некоторых канонах у всех персонажей имена что-то символизируют. В других имена у всех самые обычные. В третьих имена очень странные или вовсе шуточные. Так или иначе, старайся соответствовать канону.
- Имена, связанные с драгоценными камнями, растениями или цветами используй с осторожностью, если, конечно, они не распространены в каноне.
- Если ты хочешь использовать иностранное (для своего языка) имя, то убедись, что его можно использовать в каноне... и что такое имя вообще существует. Особенно этим страдают люди, которые придумывают "японские" имена: приставить "-ко" к нескольким слогам, звучащим "по-азиатски" - мягко говоря, не лучший способ.
- Нет НИКАКИХ оправданий выдумыванию новых имен на существующем языке. Если ты считаешь, что иностранное имя как-то улучшит твоего персонажа, то поищи в Интернете словари имен. Более того, сейчас даже есть словари распространенных иностранных фамилий и их значения, так что и тут ничего не придется выдумывать из головы.
- Использование иностранных слов в качестве имен (например, "Кёрю" по-японски "динозавр") должно быть оправдано. Использование испанского имени в каноне, где нет эквивалента Испании и/или испанского языка, глупо. А вот имя на суахили в каноне, где есть эквивалент Африки, допустимо.
- Впрочем, есть способы и обосновать экзотическое имя. Если героиня, скажем, религиозна, она могла принять новое имя во время обряда инициации. Или, может быть, родители просто назвали ее каким-нибудь глупым или странным именем, так что она предпочитает его скрывать. В общем, есть два основных обоснования: либо ассимиляция в чужую культуру (неплохой потенциал для предыстории), либо причуды родителей.
- Не давай героине имя с "креативным" альтернативным написанием только для того, чтобы она казалась уникальнее. "Дженнифер" ничем не хуже, чем "Джиннефир", "Джи'н'фф'р" или "Дж'ин-и-Ффер". Читатель скорее просто посмеется над твоим "креативом". (Впрочем, если вспомнить предыдущий пункт, можно сослаться на то, что это причуды родителей, а саму героиню такое написание смущает не меньше, чем читателей.)
- Полностью выдуманное имя - плохой выбор в любой более-менее реалистичной вселенной (если, опять же, не ссылаться на причуды родителей, которых абсолютно не смущает ребенок по имени Тиффони Звездная Тень Д'лечи'а Джонс). Если в каноне есть магические существа или инопланетяне, ограничений, конечно, меньше, но, опять же, стоит изучить правила канона.
- С исторической точки зрения практически все имена когда-то имели тайный смысл (а в некоторых культурах тайные смыслы сохранились и до сих пор). Тем не менее, если ты хочешь дать персонажу необычное и многозначительное имя, подумай, кто именно выбрал ему такое имя и зачем. Потому что все-таки ни один родитель ни на одном языке не назовет ребенка, например, "Черная кровь", если, конечно, у него есть голова на плечах.
- С другой стороны, со слишком подходящими именами тоже надо быть поосторожнее. Родители не могут видеть будущее ребенка, так что если они назовут его, скажем, Драконоборец, а потом он вырастет и станет убивать драконов, это просто нереалистично. Обосновать такое, конечно, тоже можно - например, он родился в семье потомственных воинов, а драконы в каноне водятся.
- Слишком подходящие фамилии обычно еще более нереалистичны. Впрочем, есть два исключения: а) фамилия связана с семейной профессией (то есть если ты Драконоборец, значит, твои родители убивают драконов, и их родители убивали драконов, и т.д.; в реале таких примеров сколько угодно) или б) фамилия происходит от древнего предка (например, семья Драконоборцев ведет свой род от Джека Драконоборца, который когда-то действительно убивал драконов).
- Стоит еще помнить, что в некоторых культурах детей специально называли "непривлекательными" именами типа "Вонючка", "Неждан" и т.д., чтобы отогнать злых духов.
Подача
читать дальше
- Если говорить в общем, то не делай для своего персонажа того, что не готова сделать для других. Не надо многословно описывать своего персонажа и посвящать остальным буквально два-три слова. Не выдумывай новые слова только для того, чтобы описать героиню. Не надо описывать четырьмя абзацами то, как твоя героиня пересекает комнату, и одним предложением - то, как другой персонаж героически кого-то спасает. Самое важное - это баланс. Не всем твоим читателям понравится один персонаж и не все возненавидят другого. Нужно дать всем что-нибудь интересное.
- С опытом ты сможешь легко делать постепенные описания. Например, в первой главе мы узнаем, что твоя героиня - молодая рыжеволосая девушка. Во второй - что у нее зеленые глаза. В третьей - что длинные пальцы. И так далее.
- Никаких отдельных цветастых предложений - либо всю историю пишешь так, либо вообще не надо.
- Если твоего персонажа все равно критикуют, посмотри, что именно критикуется. Если критика оскорбительна и связана в первую очередь с личностью автора, вполне возможно, это троллинг. Конструктивную критику стоит принять к сведению, но не обязательно в точности выполнять все указания.
- Вводи своего персонажа в повествование тогда, когда необходимо, и убедись, что не нарушаешь этим естественный ход событий. Оригинальный персонаж должен появляться в истории без всяких излишних фанфар - внимание привлекает хорошо написанный персонаж, а не тот, который выходит по красной ковровой дорожке.
- Не представляй свою героиню в первом предложении, особенно вида "Привет, меня зовут <имя>, и я <описание_внешности>".
- Не заставляй героиню смотреться в зеркало только для того, чтобы посвятить несколько фраз описанию ее отражения.
@темы: Переводы
Здесь же очень хорошо пойман очень деликатный нюанс: раздражает не идеал, а несоответствие между заявкой на идеал и весьма кривобоким результатом. Взялся за гуж - тяни до конца и чтоб читатели поверили, а не тянешь - так и не заявляй НЖП или НМП как пуп земли. А то получается: на словах-то Лев Толстой, а на деле толстый лев...
Заберу эту статью к себе. И в цитатник, и в блог со ссылкой на первоисточник!