"Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире".Лк. 14:28-32О гамбитахИтак, у вас есть
План.
Если все более-менее вероятные результаты выгодны вам, это
гамбит Занатоса.
читать дальше
Гамбит Занатоса - план, любой исход которого выгоден его создателю. "И так хорошо, и так вообще отлично".
Простейший гамбит Занатоса - два возможных исхода для манипулируемого героя: победа или поражение. И то, и другое оказывается выгодно планировщику.
Поскольку гамбит Занатоса может включать в себя неудачу в достижении какой-либо явной цели, это неплохой сюжетный ход для сериала: он позволяет злодею иногда побеждать, при этом герои вроде как тоже одерживают победу. Единственный способ избежать гамбита Занатоса, если вы уже попались - каким-то образом избежать абсолютно всех предложенных вариантов и найти еще один, непредвиденный.
Гамбит назван по имени Дэвида Занатоса, одного из главных антагонистов сериала "Горгульи"; он был мастером таких планов и постоянно использовал их для своей выгоды.
Помните: план можно назвать "гамбитом Занатоса" только в том случае, когда все более-менее вероятные результаты выгодны планировщику. По меньшей мере, он должен победить вне зависимости от того, успешным или провальным окажется его очевидный план. Это не просто название для любого "умного, сложного, злого плана". Гамбитом Занатоса могут пользоваться и герои, и злодеи, и вообще кто угодно.
Если что-то идет не так, но благодаря вашим быстрым действиям основной план все равно срабатывает, это
быстрые шахматы Занатоса.
читать дальше
Некоторые персонажи обладают удивительным даром - они не только могут составить План, но и пересматривать его всякий раз, когда меняются обстоятельства. Даже Гамбитная куча-мала не может помешать такому персонажу добиться успеха.
Планы могут быть сложнейшими, как у самых крутых манипуляторов, но вот работают они по-другому. Планировщик в данном случае больше похож на трикстера. Мы следим либо за ним самим, либо за персонажами вокруг него, и видим его постоянные великолепные импровизации. В "быстрые шахматы Занатоса" обычно играют герои, а не злодеи, потому что тогда их план постоянно балансирует на грани провала, и их победа выглядит более драматичной.
Игроки в быстрые шахматы Занатоса предусматривают подобную гибкость заранее, потому что, как гласит старая поговорка, "ни один план не выдерживает встречи с врагом". Эти "шахматы" тесно связаны с Хитростью Индианы Джонса, где цели менее сложные - вроде "сбежать" или "надеяться на лучшее", но в данном случае план продолжает действовать, просто адаптируется к новым ситуациям. Разница в том, что в быстрых шахматах Занатоса быстро меняется существующий план, а у Хитрости Индианы Джонса вообще нет никакого плана.
Если план основывается на предсказании действий какого-либо человека, характер которого вы хорошо знаете (вида "я точно знаю, что в такой ситуации он сделает так, а не иначе"), это
гамбит Бэтмена.
читать дальше
Сложный план, который полностью зависит от того, станут ли люди действовать в точности так, как от них ожидается. Он основан на эксплуатации изъянов характера - или, напротив, достоинств. Иногда злодеи настолько предсказуемы, что при первой же предоставленной возможности сделают что-нибудь гадкое и подлое. С другой стороны, герои тоже могут оказаться настолько добродетельными, что, не раздумывая, бросятся в бой во имя добра. Особенно смекалистый злодей понимает, что герои всегда побеждают - и составляет план, где их победа выгодна ему.
Вот сущность гамбита Бэтмена, сюжетного хода, в котором любой необычно умный персонаж (неважно, злой или добрый) добивается своей цели, пользуясь для этого своим могучим интеллектом.
Ключевое отличие от гамбита Занатоса состоит в том, что гамбит Занатоса полностью "защищен от дурака", потому что любой исход так или иначе выгоден для планировщика, а вот гамбит Бэтмена может окончиться и неудачей. Для зрителей или читателей совершенно очевидно, как именно гамбит Бэтмена может провалиться, потому что они смотрят на все извне и объективно. У жертв гамбита, естественно, такой возможности нет. Другими словами, гамбит Бэтмена может провалиться, если кто-то поведет себя не в характере - точнее, не так, как планировщик воспринимает его характер. В общем, успех гамбита Бэтмена полностью зависит от того, насколько хорошо планировщик на самом деле знает всех участников гамбита. Именно поэтому гамбит получил имя Бэтмена: Величайший в мире детектив зачастую анализирует и предсказывает действия своих противников буквально с телепатической точностью.
Ключ к успеху гамбита Бэтмена - осторожно манипулировать мотивацией всех участников, чтобы они посчитали "очевидным" именно тот курс действий, который выгоден для гамбита, и даже не задумались о том, что можно поступить и как-то по-другому. Из-за того, что существует очевидное условие для неудачи, любой, кто попытается разыграть гамбит Бэтмена и провалится, будет выглядеть как придурок.
Короче говоря: если "пешки" в гамбите могут совершить хоть какое-то разумное действие, которое может все испортить, это гамбит Бэтмена. Поэтому действительно ловкий планировщик сделает так, чтобы пешки даже представить себе не могли, что у них есть подобный вариант.
Если план срабатывает просто потому, что вы о нем кому-то сообщаете, и этот кто-то всеми силами пытается его предотвратить, это
Параноидальный гамбит.
читать дальше
Алиса говорит Бобу, что "доберется до него". Боб пугается и прилагает невероятные усилия, чтобы не стать жертвой ее планов. В конце концов оказывается, что Алиса вообще не собиралась ничего делать с Бобом, и ее план состоял в том, чтобы просто сидеть и смотреть, как он из-за своей паранойи сам наделает глупостей. Как вариант, этот гамбит бывает и неумышленным: Алиса признается, что собиралась что-то сделать с Бобом сама, но то, что Боб сам с собой сделал, оказалось намного круче.
Если план срабатывает, потому что все о нем знают, но не верят, что это
реальный план, это
гамбит Кассандры.
читать дальше
Некая организация, часто - правительственная, умышленно обнародует секретную информацию (иногда - в литературной форме), чтобы ей никто не поверил, как когда-то Кассандре. Или же, напротив, отдельный человек или небольшая группа тем же способом передает весточку своим союзникам и другим знающим людям, несмотря на то, что правительство или еще кто-нибудь не хочет огласки; если информация обнародована в книге или желтой газете, то авторы всегда могут сослаться на то, что "люди просто читают книгу, там события вымышленные, мы-то тут при чем?" После чего они могут еще и раскритиковать самих критиков, которые "не могут отличить выдумки от реальности".
Если план требует знания результатов случайных событий, это
Гамбитная рулетка.
читать дальше
"Как может кто угодно, даже самые умелые заговорщики, с идеальной точностью предсказать результат автомобильной аварии? Как они могут знать, что человек именно в это время пойдет именно к этому телефону-автомату и увидит именно тот грузовик, который должен увидеть? Как можно точно предсказать действия охранников? Не слишком ли рискованно основывать весь план на надежде, что полиция не остановит машину, несущуюся на огромной скорости по центру города в нарушение всех правил? (Роджер Эберт, рецензия на фильм "Арлингтон-Роуд")
Сложный, навороченный план, основанный на событиях, вероятность которых не так и велика, но при этом все проходит без сучка и задоринки. Если ваша первая реакция на План - что-нибудь вроде "Да невозможно такое запланировать!", значит, это Гамбитная рулетка.
С помощью Гамбитной рулетки автор пытается сделать персонажа впечатляющим, но это может помешать отказу от недоверия. Ваш персонаж должен быть идеальным манипулятором, чтобы победить в Гамбитной рулетке и при этом не вызвать скептицизма аудитории. Если персонаж, играющий в рулетку - бог, провидец, сверхпродвинутый ИИ или другой обладатель похожих возможностей, то победа выглядит немного более достоверной, но все равно вызывает скептицизм.
Если кто-то случайно разрушает продуманный план, этот человек -
Палка в колесе.
читать дальше
"Распространенная ошибка людей, которые пытаются спроектировать что-то, защищенное даже от полных дураков, - недооценка изобретательности полных дураков" (Дуглас Адамс)
Если кто-то портит план, придумав план еще лучше, то говорят, что первый план
"перегамбитили".
читать дальше
Персонаж придумал идеальный план, чтобы победить противника. Неважно, каков план: противник обречен... но все выходит совсем иначе. Противник придумал собственный план (либо заранее, либо реагируя на уже разворачивающийся план), который намного лучше, и первый персонаж терпит сокрушительное поражение.
Такой сюжетный ход делится на три этапа:
1. Алиса составляет план А.
2. Боб в ответ составляет план Б.
3. План А терпит неудачу.
Или:
1. Боб составляет план Б, ожидая, что Алиса составит план А.
2. Алиса составляет план А.
3. План А терпит неудачу.
Если попытка хороших ребят предотвратить злодейский план проваливается из-за вашего малозаметного и незначительного с виду действия, вы -
Случайный подстрекатель судьбы.
читать дальше
Персонаж играет маленькую и/или маловероятную, но важнейшую роль в произошедших затем ужасных событиях.
Случайный подстрекатель судьбы может и изначально быть сторонником злодея, но в этом случае он видит лишь очень малую часть общей картины. Если им манипулируют, но он этого не понимает, он просто Ничего не подозревающая пешка. С другой стороны, он может что-то сделать совсем случайно - как Палка в колесе.
Если план рассчитан на то, что вы сами плана не знаете, хотя он и существует - это
Гамбит памяти.
читать дальше
Изменение или стирание собственной памяти, чтобы обмануть других или себя - с триггером для восстановления. Таким трюком можно воспользоваться, чтобы убедить врага, что вы на его стороне, потому что даже вы сами так считаете. Кроме того, это хороший способ борьбы со слишком самоуверенными телепатами. Такой план может легко превратиться в Гамбитную рулетку, потому что он должен работать, несмотря на то, что главный планировщик и не подозревает о наличии плана - и, соответственно, не может адаптировать его к изменяющимся обстоятельствам.
Если по плану жертва знает, что у вас есть план, и считает, что знает, как вас победить, но на самом деле все не так - это
Подмена Канзас-Сити.
читать дальше
"Подмена Канзас-Сити" (ПКС) - это старое известное название для жульнической игры. Жертва знает, что ее собираются облапошить (и права в этом), но при этом считает, что знает, как ее собираются облапошить (в чем неправа). Другими словами, жертва "слишком умна, чтобы выиграть".
Любые жульнические игры основаны на обмане. Обычно жулик пытается заставить жертву поверить, что он вовсе и не жулик. Но вот в "Подмене Канзас-Сити" должны выполняться три пункта:
1. Жертва должна подозревать, что игра жульническая.
2. Жертва должна считать, что знает, как обвести вокруг пальца самого жулика.
3. Жертва не должна знать, как именно ее обманут.
Выполняться должны все три пункта. Если жертва не подозревает, что ее обманывают - это не ПКС. Если жертва не подставляется под реальный обман, пытаясь предотвратить обман, которого ожидает - это тоже не ПКС. Наконец, если жертва знает, как именно ее собираются обмануть - это тоже не ПКС (ну, или ПКС, но неудавшаяся).
Название произошло из одноименной песни. Для тех, кто не живет в США - небольшое объяснение: Канзас-Сити - крупнейший город штата... Миссури. Город Канзас-Сити в штате Канзас тоже существует - он находится на противоположном берегу реки, но он намного меньше, так что когда люди говорят о Канзас-Сити, они имеют в виду вовсе не тот, что находится в штате Канзас. Впрочем, даже американцы, особенно не сильные в географии Среднего Запада, тоже путаются. Это практически идеальная метафора для выражения "пока тебя ищут на одном берегу реки, ты сидишь на другом".
Если по плану вы жертвуете собственной репутацией, это
Гамбит нулевого рейтинга.
читать дальше
Иногда, чтобы героически пожертвовать собой, герою не обязательно умирать. Ему достаточно пожертвовать чем-то другим... своим добрым именем, репутацией и честностью.
Персонаж, начинающий Гамбит нулевого рейтинга, сознательно рискует всеобщей ненавистью (или даже стремится к ней), чтобы добиться некоего высшего блага. Например, он может признаться в преступлении, которого не совершал, или ведет себя как сволочь, хотя раньше такого за ним не наблюдалось. Результат - ненависть, позор, даже охота на героя. Причем это не краткосрочный трюк: Гамбит нулевого рейтинга приводит к перманентному результату. Или, по крайней мере, к такому, который исправить очень трудно.
Если репутация уже мертвого человека очерняется, чтобы прикрыть еще живого - это
Гамбит мертвого козла отпущения.
читать дальше
Ой-ой-ой, вы сделали что-то плохое! Похоже, кому-то придется за это ответить. Но кому?
Может быть, кому-то, кто не сможет себя защитить? Кому-то, кто не сможет самостоятельно отстоять свое доброе имя после обвинений? Кому-то, с кем ничего не может произойти, если их подставят, так что это в общем-то даже и не очень плохо?
Например, кому-нибудь мертвому! Может быть, даже тому, кого вы сами убили!
В современном обществе такой гамбит вряд ли пройдет: настоящий детектив обязательно посчитает, что преступник слишком уж "удачно" погиб.
Если вы отравляете или заражаете кого-то, а потом шантажируете его лекарством - это
Гамбит яда и противоядия.
читать дальше
Такая схема часто используется, когда злодеи - изобретатели, но не хотят зарабатывать легально. Они выпускают на свободу какой-нибудь новый яд или болезнь, а потом либо продают противоядие/лекарство по заоблачным ценам, либо заставляют людей работать на себя ради этого противоядия.
Если план проваливается, но по какой-то причине все равно все происходит, как вам хотелось - это
Незапланированный запасной план.
читать дальше
Исходный план не срабатывает, но благодаря чему-то, связанному или даже не связанному с ним, поставленной цели все равно удается достичь. Если этот сюжетный ход используется в качестве комедийного, планировщик обязательно скажет "Вот, я так и хотел". Возможно, незапланированное событие просто позволяет герою восстановиться после провала. Возможно, это незапланированное событие происходило где-то на заднем плане.
Если вы видите все планы, то иногда вам удается
Выбрать третий вариант.
читать дальше
Иногда героя заставляют принять мучительное решение, когда оба варианта просто ужасны. Обычно он при этом выбирает меньшее зло.
Но иногда герой может ответить: "Мне это не нравится, я выбираю третий вариант!" Обычно это что-то совсем неортодоксальное или вовсе самоубийственное. Тем не менее, на деле выбор оказывается лучшим, все выживают, и герой одерживает полную победу.
В общем случае Третий вариант требует выполнения трех основных условий: время, ресурсы, знания. Третий вариант бесполезен, если у вас нет времени, чтобы его применить, нужных ресурсов/влияния, или если вы о нем просто не знаете. В зависимости от того, насколько хорошо автор следует правилу, решение будет либо невероятно офигенным, либо безгранично тупым.
Если планировщик не знал, что третий вариант вообще возможен, это
"Я такого не ожидал".
читать дальше
О, ничего не дает лучшего представления об уровне подготовки манипулятора, чем старая добрая Гамбитная куча-мала. Эти гении восьмидесятого уровня предусмотрели в своих уравнениях все, учтя факторы от B вплоть до Z42t.
А потом что-то случается... или кто-то приходит. Не просто что-то, о чем манипулятор не знал - что-то, о чем он даже не знал, что не знает. Более того, он даже не мог знать, что не знает этого. Великолепный план идет прахом, после чего планировщик совершенно спокойно говорит "Я такого не ожидал". Ну, или впадает в дикую истерику.
Существует пять разновидностей проблем; разновидности с третьей по пятую подходят под эту категорию.
1. Известные известные факторы. Известные опасности, с которыми вы разбираетесь непосредственно. "У врага есть доступ к лазерным бластерам - хорошо, надо где-нибудь достать щиты-дефлекторы".
2. Известные неизвестные факторы. Стратеги знают, что кое-чего не знают, но могут подготовиться к нескольким возможным результатам. Например, враг отвел часть своих сил в другое место, пока вы штурмуете его замок. Вам нужен план на случай, если вражеские войска не успеют вернуться (и вы полностью воспользуетесь своим преимуществом), а также на случай, когда они успеют вернуться (чтобы не попасть в "коробочку").
3. Неизвестные неизвестные факторы. Но есть и неизвестные факторы, о которых вы не знаете или даже не можете узнать. К ним никак нельзя подготовиться и ничего в связи с ними запланировать. Это бич любых хорошо составленных планов. Например, может случиться внезапная смена жанра: маг никак не может ожидать появления инопланетянина, а мафия - противостояния с телепатами. Сюда же вписываются всякого рода деяния богов и "внеконтекстные злодеи".
4. Неизвестные известные факторы. Бывает и такое. Иногда планировщик отлично знает о существовании некоего человека, события или переменной... но не видит, как они вообще могут повлиять на его великолепный план, и просто отмахивается от них, или плохо обращается с этим человеком, или, образно говоря, игнорирует раскачивающийся над головой на тонкой веревочке меч. В детективах такие факторы - подозреваемые и улики, которые быстро отбрасывают в пользу более "очевидных". Но если припомнить фразы на заднем плане и подумать над мотивацией, то становится совершенно ясно, что убийца - дворецкий.
5. Ложные предположения. Даже самая дьявольская схема обречена еще до начала, если основывается на неверной информации. Невероятно запутанный план кражи ценного предмета из банковского сейфа после проникновения в банк под видом охранников? Оказалось, что дедушка главного героя спрятал там только семейные драгоценности, а вот нужный ценный предмет - совсем в другом месте (если вообще существует).
Если вы считаете, что победили, но на самом деле сделали именно то, что хотел противник - значит, вы
Ничего не подозревающая пешка.
читать дальше
Ничего не подозревающая пешка не только не может остановить злодея - она еще и помогает ему осуществить его планы. Именно благодаря таким людям работает гамбит Бэтмена. Что неудивительно, после того, как они, сами того не желая, помогают злодею, они частенько иронично умирают.
Эти ребята - не всегда жертвы манипуляции злодея; иногда они помогают ему по своей воле и совершенно случайно. Впрочем, злодей дареному коню в зубы не смотрит.
Если по плану вы раните себя, чтобы вызвать чью-то симпатию и благодаря этому получить выгоду - это
Гамбит раненой газели.
читать дальше
Использование нанесенных самому себе ран, настоящих или фальшивых, чтобы обмануть других и манипулировать ими. Часто задействуется для того, чтобы подставить кого-то третьего; этой стратегией особенно эффективно (и часто) пользуются женщины, потому что общество чаще всего порицает причинение им боли.
Гамбит назван в честь трюка, которым пользуются матери-газели (а также некоторые птицы и олени): они притворяются ранеными, чтобы отвлечь хищника от детей. Когда они отводят его на безопасное расстояние, то перестают притворяться и одним прыжком уходят от преследования. Люди, впрочем, обычно используют этот трюк в куда менее благородных целях.
Притворяться жертвой - отличный способ скрыть собственную вину, так что такое часто бывает в детективах. Личными ранениями, кстати, этот трюк не ограничивается: Злой Властелин может ранить собственных подданных и обвинить в этом другую страну, дав себе тем самым повод объявить войну.
Если это применяется против полиции, это
Гамбит полицейской жестокости.
читать дальше
Офицер О'Пупкин допрашивает Злого Профессора и добивается некоторых успехов. На луче смерти нашли его отпечатки пальцев, а в его вещах - чек на потоковый накопитель с радиорынка. Все ясно... эй, зачем профессор расцарапал себе лицо? Потом он начинает кричать "Жестокость полиции!", и его приходится отпустить. Наконец, Профессор Зло находит коррумпированного адвоката и подает в суд на бедного О'Пупкина. Этот подвид Гамбита раненой газели обычно используется в полицейских сериалах. Проще говоря - подозреваемый ранит себя, после чего обвиняет полицию в жестокости, надеясь, что с него после этого снимут обвинения. Или же подозреваемый может спровоцировать полицейского, чтобы тот его ударил.
В реальности такое работает очень редко: допросы обычно записывают на видео, в полицейских машинах тоже работают аудио- и видеорегистраторы. И судьи, и присяжные в ситуациях "слово против слова" обычно склонны верить полицейскому (впрочем, если полицейский коррумпированный, это скорее плохо).
Если успех плана зависит от поражения или неудачи, которые оборачиваются к вашей выгоде - это
Гамбит неудачи.
читать дальше
Давайте начистоту. Иногда злодейский (или даже геройский) огромный всеобъемлющий план бывает... малость запутанным. Он может даже казаться бессмысленным, пока его полностью и подробно не объяснят. Но особые извращенцы составляют совсем непонятный план: он успешен, если планировщик потерпит неудачу, и, наоборот, провалится, если планировщик вдруг победит. Кто-то как-то умудрился перевернуть все с ног на голову и сделать так, что единственный способ победить - это проиграть, а единственный способ проиграть - победить.
Особенно опасна эта ситуация для противника, потому что он-то об этом плане ничего не знает. Что может сделать ничего не подозревающий герой, если победа над злодеем приведет к концу света, а вот поражение спасет мир? Иногда персонаж хочет стать политическим мучеником, чтобы вдохновить других на борьбу после собственного сокрушительного поражения. Иногда он связан с некоей высшей силой, которая придет в мир после его смерти. Иногда герой вообще ничего не понимает, пока не побеждает, а потом - сюрприз! - выясняется, что злодей хотел, чтобы его избили, потому что это позволит ему покинуть бренную телесную оболочку и стать богом.
Короче говоря: Гамбит неудачи - это когда персонаж умышленно планирует свое поражение, чтобы достичь какой-либо цели. Неудачный Гамбит неудачи, который приводит к случайной победе - это "Весна для Гитлера". Если и победа, и поражение выгодны для персонажа - это уже гамбит Занатоса.
Если вы изначально планируете неудачу, но случайно добиваетесь успеха - другими словами,
терпите неудачу в попытке потерпеть неудачу, - это
"Весна для Гитлера"читать дальше
Попытка персонажа умышленно завалить какую-либо задачу (обычно для того, чтобы достичь другой, тайной цели) заканчивается неудачей - завалить то, что он хотел, у него никак не получается.
Обычно это объясняется действием закона Файнегла ("Все, что может пойти неправильно, пойдет неправильно, причем самым неудобным для вас образом"): персонаж настолько старается провалиться, что перебарщивает.
Другой вариант - персонаж, как запланировано, потерпит неудачу, только вот при этом не сможет достичь и тайной цели, которую себе поставил. Это совсем печально - ему придется иметь дело с последствиями своего провала, при этом он еще и не пожнет плоды от достижения цели, к которой стремился.
Если по плану вы умышленно даете ранить себя в битве, это
Гамбит умышленной травмы.
читать дальше
Боб сражается на мечах с Императором Зловредом. Дела у него идут неважно. Император Зловред намного быстрее, и Боб не может даже раз его ударить.
О нет! Император Зловред ранил Боба в плечо! Как только он вытащит меч, он сможет легко прикончить Боба.
А вот и нет. Герой специально позволил себя проткнуть. Злодей на время лишился меча, так что герой может атаковать.
Чтобы гамбит попал под эту классификацию, нужно, чтобы персонаж умышленно позволил себя ранить или воспользовался тем, что его только что ранили, и благодаря этому получил преимущество над противником.
Если при этом вы умышленно
умираете, это называется
Смерть - единственный вариант.
читать дальше
"В борьбе между жизнью и смертью выживание - иногда не единственный способ победить".
Иногда единственный способ победить для Боба - изменить расстановку сил, удалив из нее себя. Никаких вариантов, кроме поражения, не осталось, так что единственный способ хотя бы попытаться победить - перестать беречь свою жизнь. Такая внезапная смена задачи может оказаться очень эффективной.
Если что, умирать (или тем более оставаться мертвым) вовсе не обязательно, да и определение "победы" тоже бывает разным.
Этот гамбит напоминает гамбит Танатоса, но с перевернутой причинно-следственной связью. В гамбите Танатоса смерть - это прямое следствие победы: она означает, что все остальные задачи выполнены. Здесь же победа одерживается благодаря смерти - или, по крайней мере, прекращению попыток выжить, - которая и делает возможным выполнение всех остальных задач.
Если ваша смерть - часть
желательного для вас результата, это
гамбит Танатоса.
читать дальше
Гамбит Танатоса - это когда персонаж манипулирует обстоятельствами своей смерти так, чтобы они оказались для него выгодны. Возможно, он просто хочет умереть комфортно или стильно, но чаще всего гамбит Танатоса используется, чтобы в последний раз задать жару врагам. Если персонаж скрывает от всех, что умирает, то вполне может избрать для своей гибели гамбит Танатоса.
Назван гамбит в честь греческого бога смерти. Не нужно путать его с гамбитом Занатоса.
Если после вашей смерти в дело вступает ваш клон, это
Гамбит клона.
читать дальше
Гамбит клона - это когда персонаж тем или иным способом клонирует себя, а затем использует клона, чтобы пережить несколько смертей. Например, он может отправить клона на самоубийственное задание, которое не хочет доверять больше никому. Или же он умеет "прыгать" из тела в тело, перенося свой разум от одного клона к другому. Или "прыгать" он не умеет, но каждый клон, "включаясь", получает его воспоминания и характер. В любом случае клон либо устраивает кому-то веселую жизнь, либо и вовсе лично является, чтобы испортить вечеринку врагов, на которой они отмечают его убийство.
Если желательный результат связан со смертью вашего
подчиненного, это
гамбит Урии.
читать дальше
Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал [его] с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где [будет] самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.
2Цар. 11:14-15
Что делать, если один из ваших подчиненных стал вашим врагом? Ну, вы же начальник. Отправьте его на задание, где его гарантированно убьют. Он умрет при исполнении, так что к вам подкопаться не получится.
В некоторых случаях такой гамбит исполняется изящно: подчиненному дается опасное задание, которое все равно так или иначе нужно выполнить, и получается вариант гамбита Занатоса. Либо подчиненный погибнет, что хорошо, либо выполнит задание, что тоже хорошо, либо погибнет и выполнит задание, что совсем отлично. В других же случаях задание может быть просто подставой, включающей в себя предательство в ключевой момент. Так или иначе, все это входит в рамки гамбита Урии.
Если вы даете человеку невинную с виду вещь, из-за которой он подвергается большой опасности, это
Гамбит привлечения проблем.
читать дальше
Например, дайте ему сырое мясо в местности, где живут медведи, громкую трубу на снежных горных пиках или морковку на территории бешеных кроликов.
Если ваша жизнь полностью во власти сильного врага, но вы выживаете, развлекая его - это
гамбит Шехерезады.
читать дальше
Вы попали во власть врага. Он может легко и без усилий вас убить, и вы никак не можете спастись. Или можете?
Если вы сможете убедить врага, что в живом виде вы интереснее, чем в мертвом, то, возможно, он согласится ненадолго отложить вашу казнь. Классический вариант - вы не можете умереть, не завершив рассказ, песню или картину, которую только начали. Если злодей просто вас убьет, он никогда не узнает, чем все закончилось. А вы только дошли до интересного места...
Сюжетный ход назван, естественно, по имени легендарной персидской царицы из "Тысячи и одной ночи", которая заставила царя выслушать тысячу сказок. К тому времени, как сказки у нее закончились, царь успел влюбиться в нее и, естественно, уже не казнил.
У гамбита может быть несколько исходов. В самой трагической версии "Шехерезада" получает лишь несколько лишних минут жизни - или ее вообще сразу убивают, не выполнив просьбы. В других случаях, как в "Тысяче и одной ночи", враг решает, что "Шехерезаду" можно и пощадить. Третий вариант - "Шехерезада" тянет время, чтобы сбежать, ухудшить ситуацию для врага или дождаться, что ее кто-то спасет.
Если вы - женщина и манипулируете супругом, отказывая ему в сексе - это
гамбит Лисистраты.
читать дальше
Женщина угрожает отказаться исполнять супружеский долг (о ужас!), чтобы заставить мужа что-то сделать или в качестве наказания.
Название происходит от одноименной комедии Аристофана. В Древней Греции подобная ситуация считалась комически абсурдной, потому что практически все считали, что "женщины всегда хотят". В оригинале сюжет был более сложным, но со временем (особенно в Голливуде) он упростился до "женщина угрожает своему мужчине отказом в сексе".
Лесбиянки в литературе и кино никогда не отказывают друг дружке в сексе - либо потому, что слишком хорошо понимают друг дружку, так что такие меры не обязательны, либо потому, что женщины просто не хотят секса в принципе, либо потому, что это приведет к разрушению интернетов. Ну а мужчины, естественно, в принципе не способны отказывать хоть кому-то в сексе (именно поэтому отказывать в сексе им так эффективно), так что не способны исполнить такой гамбит. Да и вообще, какую женщину беспокоит отсутствие секса? С точки зрения Голливуда женщины и так занимаются сексом только для того, чтобы мужья не обижались. Впрочем, голливудские идеи о мужчинах, женщинах и гетеросексуальных романах вообще сильно отличаются от реальности.
Если у вас есть товарищ-картежник из Луизианы, который умеет "заряжать" обычные предметы взрывчаткой - это просто
Гамбит.
читать дальше
![](http://static.tvtropes.org/pmwiki/pub/images/gambit_2353.jpg)
Если противник слишком силен, чтобы победить его непосредственно, но вы все равно побеждаете, уничтожив все, что ему дорого - это
Гамбит отчаяния.
читать дальше
Что делать злодею, если герой неуязвим или просто слишком силен, чтобы напасть на него в лоб? Или, скажем, сам злодей слишком физически слаб или хочет, чтобы его враги не просто погибли, а признали поражение. В таком случае хорошая альтернативная стратегия - подорвать решимость героя и заставить его сдаться.
Уничтожьте его родной город. Убейте близких. Произносите злобные речи. Украдите его имущество. В общем, доведите дело до того, что он впадет в полное ничтожество и станет врагом себе, а не злодею.
Как и с другими подобными планами, что-то может пойти не так. Например, герой может посчитать, что это уже личное дело, и сосредоточить все силы и внимание на злодее или даже впасть в неконтролируемую ярость. Еще можно случайно обидеть кого-то, кто раньше соблюдал нейтралитет. Поскольку история обычно на стороне героя, в долгосрочной перспективе такие гамбиты обычно проваливаются, хотя и могут лишить героя надежды в важнейший момент.
Если вам удается заставить бывших врагов объединиться против нового врага, с которым они в ином случае и не подумали бы воевать - это
гамбит Чингисхана.
читать дальше
Итак, у нас есть несколько фракций, которые постоянно сражаются друг с другом. Может быть, лучше будет их как-нибудь объединить? К сожалению, это выглядит невозможным, потому что они все друг друга ненавидят.
Однако, как говорится, "враг моего врага - мой друг". Соответственно, если вы хотите объединить людей, нужно придумать им общего врага.
Гамбит Чингисхана - не любая ситуация, когда бывшие враги объединяются против кого-то еще. Это только тот случай, когда персонаж сам создает общую угрозу, против которой объединяются воюющие фракции. Если персонаж объединяет эти фракции против себя - это подвид Гамбита нулевого рейтинга.
Если вам удается заставить врагов перепутать невинных людей с вашими подручными, это
Гамбит замаскированных заложников.
читать дальше
У злодея есть заложники. Подмога уже готова взять его крепость штурмом и освободить их. Но тут герои (или только зрители) видят, что злодей связал заложников, надел на них форму своих подручных, заткнул им рты и сунул в руки оружие. Далее ситуация развивается тремя способами:
1. Герои успевают предупредить подмогу.
2. Подмога случайно убивает заложников.
3. Героям приходится силой останавливать подмогу.
Подмога в таких случаях никогда не понимает, что ее пытаются обмануть (впрочем, если на помощь спешит один человек, он может понять, что что-то не так, в последний момент).
Если вы изображаете кого-то другого, это
Гамбит притворства.
читать дальше
Герой пытается проникнуть в злодейскую организацию, притворяясь одним из злодеев.
Например, Боб должен встретиться с Алисой, чтобы получить от нее указания и исполнить злодейский план. Герой Вальтер выводит из строя Боба, прежде чем тот успевает добраться до Алисы. Поскольку Алиса не знает Боба в лицо, Вальтер отправляется на встречу и называет себя Бобом. Вот это и есть Гамбит притворства. В случае успеха он разрушит организацию Алисы, но такой гамбит далеко не всегда проходит как запланировано.
Если вы притворяетесь собственным близнецом, хотя на самом деле у вас нет никакого близнеца, это
Гамбит фальшивого близнеца.
читать дальше
Персонаж по какой-либо причине притворяется собственным (несуществующим) близнецом (или клоном). Обычно это делается для маскировки или для того, чтобы узнать, что о нем на самом деле думают друзья. С... переменным успехом.
Если вы получаете прибыль благодаря тому, что проходит довольно большой период времени, это
Процентный гамбит путешественника во времени.
читать дальше
Самый простой способ превратить время в деньги: положить несколько долларов в банк под сложные проценты, потом запрыгнуть в машину времени или заморозить себя в криокамере лет на сто, а потом обнаружить, что ваши карманные деньги превратились в неплохой такой капиталец.
Естественно, такой способ зависит от многих факторов. Во-первых, не должно случиться никакой глобальной катастрофы, из-за которой любые деньги потеряют ценность. Во-вторых, не должно случиться никакой дикой инфляции, которая сделает все сложные проценты бесполезными. В-третьих, банк, куда вы положили деньги, не должен лопнуть или закрыться. В-четвертых, во время вашего долгого отсутствия в реальности ваши активы не должны конфисковать как выморочное имущество. Естественно, в банке не должно быть правил вроде "Путешественников во времени не обслуживаем". Наконец, в каждом поколении есть профессиональные коррупционеры, и никем не тронутый, давно забытый счет, который лежит в банке дольше, чем может прожить человек, не может не привлечь их внимания.
Если вы пытаетесь испортить одно мероприятие, назначая другое на то же самое время (даже если в результате испорченным оказывается именно
ваше мероприятие), это
Гамбит с планированием вечеринок.
читать дальше
Кто-то, например, наша героиня - прикольная неудачница, устраивает вечеринку. Может быть - это ее первая "взрослая вечеринка" или какой-нибудь важный день рождения, типа 16-летия. Но об этом узнает кто-то другой, обычно - главная стерва класса, и устраивает свою большую, крутую вечеринку без присмотра взрослых в то же самое время, что и героиня.
Естественно, все в школе идут на вечеринку стервы, привлеченные дорогими подарками или знаменитой группой, которую как-то удалось уговорить выступить. Наша героиня же пьет чай вместе с несколькими самыми верными друзьями и родителями и чувствует себя ужасно. Но на вечеринке стервы что-то происходит - может быть, просто вечеринка вышла невеселая, или приехала полиция и всех разогнала, потому что было слишком шумно, или приехали родители и, опять же, всех разогнали.
Все приезжают домой к героине и устраивают куда более веселую вечеринку. Впрочем, бывают и варианты: иногда это героиня устраивает "альтернативную" вечеринку, потому что стерва ее не пригласила. Опять же, действующие лица не ограничиваются девочками-подростками - две конфликтующие вечеринки вполне могут устроить и взрослые, и мужчины.
Больше того, гамбит распространяется не только на вечеринки. Любое мероприятие, назначенное на одно и то же время с другим похожим мероприятием, умышленно или нет, - это проявление Гамбита с планированием вечеринок.
Если вы хотите, чтобы все знали, что ваш план работает, скажите
"Все идет по плану".
читать дальше
Я победил его приспешников. Он засмеялся и сказал: "Все, как я запланировал".
Я нашел его тайную крепость. "Все, как я запланировал".
Я пробрался в крепость, он все равно сказал: "Все, как я запланировал".
Я убил его в бою один на один; умирая, он прохрипел: "Все, как я запланировал".
Я пришел к его могиле и сказал: "Ты так и не понял, как же нужно планировать..."
Похоже, у злодея проблемы. Герои уничтожили его секретную лабораторию, в правительстве поняли, что "президента" заменили злым роботом, а все его бухгалтеры уволились и пошли работать в цирк мимами. Что он скажет?
Прекрасно. Все идет по плану.
Одной этой фразы достаточно, чтобы перевернуть с ног на голову даже самое ужасное поражение. Неужели злодей настолько хорошо подготовился, что даже поражение оказалось ему выгодно? Или он составил план таким образом, чтобы герои предсказуемо победили? Или он вообще на самом деле задумывал что-то другое?
Мы не скоро это узнаем. Скорее всего, он специально молчит о плане, чтобы ничего не испортить. Ждите увлекательных сюжетных ходов на следующей неделе!
Поделиться планом, которым вы уже раньше пользовались, вам помогут
Тактические воспоминания.
читать дальше
- А теперь, - прорычал Винченцо, держа пистолет у виска Боба, - звони Алисе. Скажи, чтобы она привезла алмазы сюда. Она не должна ничего подозревать. Если ты попытаешься ее предупредить, я тебе башку снесу!
Боб отчаянно раздумывал, набирая номер.
- Привет, Алиса, это я. Я нашел отличное место, чтобы продать алмазы на перекрестке Третьей и Главной улиц, неподалеку от итальянского ресторана, где мы ели на прошлой неделе.
"Итальянского? - подумала Алиса. - Мы не ели... конечно же, он предупреждает меня! Мафия все-таки до него добралась!"
- Хорошо, - ответила она, пытаясь сохранять спокойствие. - Потом отпразднуем нашу годовщину. А, вот еще что, Боб. Звонила тетушка Салли.
Алиса положила трубку.
"Черт возьми, - подумал Боб. - Ненавижу план "Тетушка Салли"!"
Вскоре на улице слышится ураганный огонь. Винченцо и его подручные бросаются в укрытие, а Боб, воспользовавшись моментом, выскакивает из заднего окна... прямо на батут в кузове грузовика, стоящего внизу. Боб знал, что Алиса его не подведет - как тогда в Берлине, в последний раз, когда они пользовались "Тетушкой Салли".
Но теперь мафия охотилась за ними обоими. Впрочем, беспокоиться не о чем - они легко сбросят хвосты, а встретятся уже потом. До их годовщины оставалось еще несколько месяцев, но только они двое знали тайное место, где Боб сделал ей предложение.
Речь, которую вы произносите, когда ваш план удался, и враги побеждены, хотя еще этого не знают, называется
Шах и мат.
читать дальше
"Бой окончен, и ты проиграл, но ты еще этого не знаешь. Давай я расскажу тебе, как ты проиграл, и, может быть, почему". Возможно, даже с шахматными аналогиями.
Если план рассчитан на то, что вас возьмут в плен, вы
Троянский заключенный.
читать дальше
Возможно, вам нужно провести несколько очень узнаваемых людей на базу, или, наоборот, вывести друзей из опасной ситуации. Возможно, вас двоих только что захватили враги, и вы пытаетесь блефовать. Пора пускать в действие трюк с Троянским заключенным.
В самой простой версии кто-то из героев притворяется вражескими солдатами, а остальные - их пленниками или рабами. Частенько роль пленника играет главный герой, поскольку он наиболее узнаваем, но если вражеские солдаты носят шлемы, скрывающие лица, то "пленником" делают наименее узнаваемого члена группы.
В другой версии роль "охранника" играет тот, кто, как считает враг, и без маскировки находится на его стороне. Он приводит пленника в лагерь, показывает его, затем тайно помогает сбежать и собирает шпионские данные. "Охранник" даже не всегда сообщает о своем плане герою; если тот ничего не знает, все выглядит гораздо убедительнее.
Такой эпизод можно использовать для обострения отношений между персонажами: "охранник" может обращаться с "пленниками" очень плохо или наговорить им гадостей. Если для маскировки нужно серьезно ограничить свободу "пленников", то это может серьезно сказаться на их доверии к "охраннику", особенно если тот очень близок к врагу. Впрочем, ложный "плен" очень редко превращается в настоящий.
Иногда этот трюк предлагается за кадром, так что зритель некоторое время думает, что один из главных персонажей на самом деле переметнулся к врагу.
Если несколько персонажей используют сразу несколько вышеперечисленных гамбитов, чтобы манипулировать друг другом, это
Гамбитная куча-мала.
читать дальше
Гамбитная куча-мала - это когда два (или больше) персонажа с совершенно разными планами пытаются одновременно привести их в действие. Повествование превращается в хаос, и даже самые смекалистые фанаты не могут предположить, как все завершится. Чтобы хоть как-то понять, что происходит, придется составить большую диаграмму.
Если в этой куче-мале в результате все-таки обнаруживается единственный победитель, его план -
Последний выживший план.
читать дальше
Когда сталкиваются несколько планов, в большинстве случаев победу одерживает один из них. Считается, что в этом случае побеждает самый прожженный манипулятор, но бывает и так, что побеждает какая-нибудь мелкая сошка, случайно расстроившая планы всех остальных, или просто тот, кому посчастливилось выжить после того, как все закончилось.
Во многих случаях "Последний выживший план" таковым вообще не является - побеждает тот, кто оказался в нужное время в нужном месте, пока все остальные были отвлечены на что-то другое.
Впрочем, если у вас вообще нет плана, и вы импровизируете на ходу, это
Хитрость Индианы Джонса.
читать дальше
Любимый план любого героя боевика. Он импровизирует, находясь прямо в гуще событий.
Может быть, команда потеряла своего "умника". Или у лидера объем внимания - как у золотой рыбки под кофеином. Или первоначально задуманный план не удался, и приходится действовать по обстоятельствам. Какой бы ни была причина, приходится прибегать к Хитрости Индианы Джонса.
Не все участники подозревают о том, что лидер на самом деле ничего не планировал. Когда он все же произносит "Я просто импровизирую", начинается веселье. Если все идет вовсе не гладко, кто-нибудь обязательно воскликнет "Ты чем вообще думал?"
Кроме того, это еще и обращение к Гарантии невысказанного плана. Поскольку даже сам Индиана Джонс не знает, что будет делать дальше, и, соответственно, зрители этого тоже не знают, вероятность успеха Инди выше, чем если бы он что-то планировал в кадре.
Назван гамбит, естественно, в честь Индианы Джонса, которому приходилось чаще откуда-то поспешно убегать, чем большинству из нас - съесть горячих обедов.
Вероятность того, что ваш план будет успешным (или, наоборот, провалится), обратно пропорциональна тому, насколько подробно вы его объясните (и объясните ли вообще). Это называется
Гарантия невысказанного плана.
читать дальше
Когда персонажи придумывают план спасения, его шансы на успех обратно пропорциональны тому, сколько о нем знает аудитория.
Как следствие, гарантировать успех простого плана можно, ничего о нем не рассказав, а гарантировать провал сложнейшей схемы - рассказав о ней подробно. Обычно один персонаж просто говорит "У меня есть план", а потом сразу начинается следующая сцена. Объяснять, что это был за план, уже после его успешного завершения необязательно.
Кстати, именно поэтому герои обычно предотвращают злодейские планы. Злодей всегда хвастается, какой у него замечательный зловещий план и как именно он собирается его исполнять.
Впрочем, раскрывать для аудитории только неудавшиеся планы - вполне логичный ход. В чем драма, если что-то пошло не так, но никто не знает, что должно было пойти "так"? И обратно: в чем драма, если вы видите в точности то, что вам сказали?
Опять же, есть много причин, по которым план не стоит оглашать. Например, враг умеет читать мысли и узнает все, что знают ваши друзья, как только встретится с ними. Или, может, он пользуется пытками или сывороткой правды. Или кто-то в вашей команде - вражеский шпион. В таком случае остается либо врать своим союзникам, либо вообще ничего не говорить о существовании плана.
Еще несколько возможных вариантов:
- План включает в себя обман, и ваши союзники ничего не должны об этом знать, чтобы их реакция выглядела естественной.
- Планировщик понимает, что действовать нужно прямо сейчас, и нет времени объяснять.
- Планировщик отрезан от союзников, или у него вообще нет союзников, так что нет никакого смысла что-то объяснять - не самому же с собой ему говорить.
- Планировщик хочет увидеть, смогут ли его союзники разгадать план самостоятельно - это проверка как для них, так и для самого плана.
- Ваши союзники откажутся вам помогать или даже попытаются вас остановить, если узнают, что вы запланировали (возможно, ваш план неэтичен, экстремален, или вы хотите пожертвовать собой и знаете, что они против этого).