Вселенная без меня уже не та... (с)
Защищая Дарвина

Меня часто спрашивают, чем я зарабатываю на жизнь. Когда я отвечаю, что я профессор в Кентуккийском университете, неизбежно следует второй вопрос: "Что вы преподаете?" Обычно ответ на такой вопрос очень прост, и после этого начинается вежливый разговор, но я обычно готовлюсь к негативной реакции. По крайней мере в половине случаев мой собеседник отшатывается, когда я отвечаю "Теорию эволюции"; часто разговор вообще завершается, как только я произношу слово на букву "э". Иногда кто-то возражает: "Но ведь никаких доказательств эволюции нет". Или настаивает: "Это просто теория, почему ей учат?"
На этом месте я, по идее, должен просто развернуться и уйти, но учитель во мне не позволяет этого сделать. Я обычно хватаю наживку и объясняю, что эволюция - это доказанный факт и основа всей биологии. Если я в хорошем настроении, то под конец разговора предупреждаю: чем меньше людей понимают теорию эволюции, тем больше людей погибнут. Иногда, когда собеседник все же пытается доказать мою неправоту, я с удовольствием заваливаю его кучей фактов, демонстрирующих, что я очень даже прав.
Некоторые коллеги спрашивают, зачем я вообще пытаюсь что-то изменить, словно это я - провокатор. Я напоминаю им, что теория эволюции - краеугольный камень нашей науки, и мы просто не можем не объяснять ее. Мы же не избегаем слова на букву "г", рассуждая о теории гравитации, или слова на букву "к", говоря о клеточной теории. Так зачем же воздерживаться от разговоров об эволюции, особенно в ее защиту? В конце концов, моя важнейшая миссия как биолога - улучшить качество преподавания теории эволюции.
Преподавать теорию эволюции в Кентуккийском университете - значит преподавать в учреждении с богатой историей борьбы за обучение теории эволюции. Первая попытка принять антиэволюционный закон (продвигаемый Уильямом Дженнингсом Брауном) состоялась именно в Кентукки в 1921 году. В нем предлагалось законодательно запретить преподавание теории эволюции. Тогдашний президент университета, Фрэнк Маквей, посчитал это угрозой свободе ученого сообщества. Три преподавателя - зоолог Уильям Фанкхаузер, геолог Артур Миллер, преподававший теорию эволюции, и философ Гленвилль Террелл, - присоединились к битве на стороне Маквея, чтобы не дать законопроекту стать законом. Они рискнули своими должностями. Благодаря их усилиям антиэволюционный билль не прошел - 42 голоса против 41. После этого антиэволюционное движение переключило внимание на Теннеси.
Джон Томас Скоупс тогда был студентом Кентуккийского университета и наблюдал за усилиями трех своих любимых учителей и президента Маквея. "Обезьяний процесс" в Дайтоне, штат Теннеси, где Скоупс работал преподавателем на замене и добровольно согласился пойти под суд, - состоялся несколько лет спустя во многом благодаря влиянию его наставников, особенно Фанкхаузера. Скоупс писал в своих мемуарах "Центр шторма": "Учителя, а не предмет, подогрели мой интерес к науке. Доктор Фанкхаузер... был очень простым человеком, который так великолепно преподавал зоологию, что для последнего экзамена даже не приходилось ничего зубрить: в конце семестра у студентов в голове была четкая и всеобъемлющая картина, написанная Фанкхаузером".
Когда мне двадцать лет назад предложили работу в университете, я поначалу колебался. Я должен был вести у трех секций студентов (каждая из которых состояла примерно из 300 человек) биологию как непрофилирующий предмет, а всего за год через меня должны были пройти 1800 студентов. Мне не особо хотелось читать лекции аудитории, которую биология вовсе не интересовала и которая вообще на эти лекции пришла только потому, что для первокурсников это обязательный предмет.
А потом я услышал интервью знаменитого эволюционного биолога Э.О. Уилсона, в котором он объяснил, почему, будучи старшим профессором - и одним из самых знаменитых биологов в мире, - он продолжает преподавать непрофильную биологию в Гарварде. Уилсон объяснил, что биология для непрофильных студентов - это один из важнейших научных предметов вообще. Он считал, что на лекции будут ходить многие будущие лидеры этой страны, и это последний шанс привить им интерес к науке и биологии. Меня тронули слова Уилсона, к тому же я знал, что когда-то на этой должности преподавал Уильям Фанкхаузер, так что я все же согласился. Впрочем, меня очень нервировала необходимость обязательно добиться успеха - если из меня выйдет плохой учитель, то будущий "Скоупс" уйдет из моего класса, ничем не вдохновленный.
много, важно

@темы: Переводы, Politix Schmolitix

Комментарии
29.03.2015 в 23:32

Кот в лисьей шкуре. \\ И злое дело, нет сомненья, умеет делать Сатана! ©
поверит мне только в том случае, если Иоанн Павел II придет на мою лекцию и лично повторит приписываемые ему слова
:zhosh:
30.03.2015 в 00:50

Вечное ожидание, жалкая в своей обреченности надежда(с.)
"Если мы произошли от обезьян, почему обезьяны до сих пор существуют?"
До этой статьи я так же не знала ответа на этот вопрос:facepalm:
Спасибо за перевод!
30.03.2015 в 08:30

Счастье есть. И я есть. И это счастье!
Какие классные контраргуметы у студентов :laugh:
loony_spectre, спасибо за перевод :white:
30.03.2015 в 09:47

Помесь хорька, барсука и штопора
На самом деле это страшно, потому что становится для нас все более актуальным :(
30.03.2015 в 14:31

It's better late than never.
loony_spectre, спасибо за перевод!
Очень понравилась статья.))
30.03.2015 в 22:58

Антропоморфная персонификация!
Эк их колбасит-то...
17.04.2015 в 14:22

Infinite Diversity in Infinite Combinations
Окей, если не теория эволюции, то как развивался наш мир? *гнусно спрашивает биолог по образованию и призванию*
Что ж там за школы такие в их америках... >< У меня вон 10 лет назад в школе верующая биолог была. И ничего, никто не сломался.