Вселенная без меня уже не та... (с)
Руководство отсюда.



Существует три основных типа страха.



1. Шок. Главное предназначение шока - потрясти наблюдателя.

Пример: громкий вскрик или неожиданное появление пугающей фигуры из шкафа.

2. Паранойя. Предназначение паранойи - заставить наблюдателя занервничать и потерять уверенность в том, что его окружает.
Пример: рассказ о привидениях заставляет кровь в ваших жилах застыть каждый раз, когда вы слышите скрип половицы.
3. Ужас. Предназначение ужаса - создать такое напряжение, чтобы наблюдателя охватил страх. Чувство, что произойдет что-то плохое. Возможно, это самый мощный вид страха - то, что вызывает кошмары.
Пример: ужасно изуродованная фигура сидит на земле, раскачиваясь. Вы боитесь, что она поднимет голову и посмотрит на вас.

Анонимность против конкретики

1. Анонимность. На анонимных людей и неизвестные города часто ссылаются писатели (особенно неопытные), которые считают, что сам по себе фактор "незнания" пугает людей. Это не всегда верно; иногда история от этого становится лишь смешнее. "Когда-то в маленьком городке жил мальчик, который...", и так далее.
2. Конкретика. Конкретные описания иногда бывают куда страшнее, чем расплывчатые. Если люди хотят испугаться, то предположение, что история вполне может быть реальной, куда страшнее, чем фраза вроде "это произошло где-то в лесу". Если даже названного конкретного места не существует, топоним и точное имя жертвы часто заставляют читателей нервничать куда сильнее.

Как начать

1. Прямо с кульминации. Это обычно не очень хорошая идея. История, которая начинается со слов "Оно меня достало. Это, скорее всего, последняя запись в моем дневнике" - слабая. О нет! Что-то "достало" кого-то, до кого мне нет никакого дела, и, наверное, собирается с ним что-то сделать! Это может быть история об Энн Франк, о жутком похитителе, вообще о ком угодно. Читатель хочет знать подробности - как герой вообще дошел до жизни такой? Дайте читателям шанс увлечься историей, которую вы рассказываете, прежде чем бить по ним прямой кульминационной наводкой.
2. Постепенно. Пусть все начинается нормально, ну, может быть, с несколькими завуалированными намеками. Заставьте читателей подумать: "Тут что-то не так". Если вам удастся создать достаточно сильный саспенс, то читатели почувствуют паранойю, а может быть, и ужас. Этот навык появляется у авторов далеко не сразу. Создать атмосферу, такую же страшную, как персонажи, - верный способ усилить чувство ужаса. Погружайте читателя в свой мир, но испугайте его еще больше, дав понять, что собираетесь погружать его медленно.

Построение истории

1. Изящество. Изящество и утонченность - наше все. Читать о том, как кто-то тихо царапается в окно, намного страшнее, чем о том, как окно внезапно разбивается. Увидеть что-то уголком глаза страшнее, чем открыть дверь спальни и увидеть, что в твоей постели лежит девушка без лица (в большинстве случаев). Красота изящных мелочей в том, что их легко можно превратить во что-нибудь очевидное.
Пример: рассказ начинается с того, что вы видите что-то уголком глаза. Когда вы поворачиваетесь, чтобы посмотреть, оно исчезает. Потом оно перестает убегать, а в конце концов вы видите его полностью. Вроде бы распространенный шаблон, но очевидно, что "что-то" выглядит страшнее потому, что вы уже его мимолетно увидели. Но... увидели ли?
2. Не затягивайте. ОЧЕНЬ длинные рассказы должны либо быть написаны потрясающе хорошо, либо не написаны вообще. Повествование должно идти вперед, усиливая при этом ощущение ужаса. Не нужно тратить десять абзацев на размышления о том, как однажды вы пошли в магазин и увидели там плакат "Пропал человек", а потом увидели такой же плакат в трех других магазинах, причем менялось на плакате только имя. На это хватит нескольких предложений.

Что пугает?

1. Неведомое. Найдите что-нибудь необъяснимое и попробуйте придумать для этого пугающее и хотя бы сколько-нибудь реалистичное обоснование. Не нужно браться за вещи, которые вполне можно объяснить простым человеческим языком. Впрочем, даже самым распространенным вещам можно найти ужасающее объяснение. Единственное ограничение - ваше воображение: сможете ли вы написать хороший рассказ о чем-нибудь неизвестном или, напротив, о самом обычном садовом шланге, который внезапно приобрел привычку отрывать людям ноги?
2. Наука. Используя технические термины, вы можете обмануть людей - они поверят, что все так и есть.
3. Дети. Рассказ о ребенке страшнее, чем о взрослом, практически в 80% случаев. Все потому, что детей обычно считают невинными. Впрочем, не нужно над ними слишком уж издеваться - многим читателям такое совсем не понравится. Существует тонкая грань между сюжетным ходом и откровенной эксплуатацией, и переступать ее не стоит. Тактичность и хорошее повествование здесь идут рука об руку.
4. Зеркала. Зеркала всегда были популярной темой для ужастиков, и не зря. Они позволяют нам видеть себя, но, как показывают кривые зеркала в комнате смеха, вещи не всегда такие, какими кажутся.
5. Неясное. Помехи, размытые фотографии и т.п., описанные читателю, но не очень подробно. Это дает разгуляться воображению. Если разум читателя в нужном состоянии (параноидальном, в которое вы его поместили), то из неясных вещей он станет делать собственные ужасающие выводы. Вот что отделяет хороших авторов от великих. Поскольку чаще всего вы связываетесь с читателями только посредством слов, то, что вы не говорите ему, бывает куда страшнее, чем то, что говорите. Представьте, что вы смотрите на картину издали. Вы видите яркие широкие мазки, но вам приходится представлять, как она выглядит во всех деталях. Используйте эту аналогию, когда пишете ужасы. Это обязательно вам поможет.
6. Заброшенность. Старый заброшенный дом или место вызывают много вопросов. Кто там жил? Что это были за люди? Не осталось ли ничего в стенах? Даже яркий, веселый дом может оказаться всего лишь иллюзией для дезинформированных персонажей.
7. Лица. Глаза, зубы и улыбки можно описать весьма пугающим образом.
8. Изображения. Будь то викторианские портреты с движущимися глазами или цифровая фотография, где у вашего друга на лбу число 666. Изображения обычно неподвижны, а когда они двигаются, это пугает.
9. Технология. Технология - это выражение контроля человека над миром. Когда техника начинает работать странно, это пугает.

Смерть слишком переоценена

1. Смерть как концовка. "Он умер, потому что оно убило его". Чувствуете себя обманутыми, прочитав полчаса напряженного повествования ради такой вот концовки? Вы в этом не одиноки. И тому есть причина. Умирание само по себе не страшно. О смерти столько говорят, что у людей уже появился иммунитет перед страхом смерти. Если кто-то пропадет без вести, это лучше, чем "они нашли его две недели спустя".
2. Смерть как главная тема. "Люди продолжали таинственно умирать" - это тоже не страшно.
3. То же относится и к убийствам. Если убийца - не какой-то особенный садист, рассказы о серийных убийцах уже слишком заезженны.

Нужно ли нам сражаться с "этим"?

1. Да. Некоторые персонажи пытаются сражаться с "этим" и всегда погибают. Это стало своего рода клише. Кроме того, это немного нереалистично - большинство людей, встретившись с чем-то страшным, слишком напуганы, чтобы сражаться - вдруг "оно" еще больше разозлится? Кроме того, "оно" обычно намного сильнее, так что в такой сценарий трудно поверить.
2. Нет. Большинство персонажей пытаются спрятаться или игнорировать "это". Так лучше - "оно" может становиться все настойчивее и настойчивее, так что спрятаться от "него" будет все труднее.
3. Они не знают об "этом". Потенциал у такого варианта колоссальный. Помните, когда в кино мы смотрим из-за кустов, и камера чуть двигается? Мы знаем, что за героями наблюдает кто-то или что-то еще, но вот сам герой не знает (это называется "драматическая ирония";). Если драматическую иронию сделать хорошо, то это ужасы в лучшем своем проявлении; если нет - это тоже ужасно, только совсем в другом смысле. Будьте внимательны.

Рассказчик

1. От первого лица.
* Вы - герой. "Герой" - человек, с которым происходит вся описываемая хрень. Когда люди пугаются (как рассказчик), у них резко обостряются все чувства. Они слышат самый тихий ветерок и шепот. Настроение должны задавать мелкие подробности; когда что-то происходит, показывайте только то, что видит рассказчик. Не нужно пользоваться конструкциями типа "позже я узнал, что...", "но я и не знал...", "но оказалось, что..." и т.д. Рассказывайте только о том, что лично пережил рассказчик.
* Вы - "оно". Нет. Просто не надо. "Ты - зомби".
2. От второго лица. "Тебя", читателя, ведут за собой по повествованию. Будьте с этим осторожнее. В лучших своих проявлениях рассказ от второго лица может до жути перепугать читателя; в худших читатель просто поржет. Худших проявлений намного больше.
3. От третьего лица. Проще и, наверное, лучше всего. Не говорите нам, а показывайте. Не "Джон испугался", а "Джон прикрыл глаза и начал напевать веселую песенку, но у него постоянно пересыхало во рту. Каждый раз, когда он переставал петь, он еще сильнее зажмуривал глаза".

Пунктуация и стилистика

1. Хороший язык. НУЖНО ВСЕГДА (хотя бы пытаться) ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПУНКТУАЦИЮ И ГРАММАТИКУ (если возможно и/или необходимо). Правильно поставленные запятая, дефис или вопросительный знак реально могут помочь. Обратите внимание: все шуточные истории написаны КАПСОМ и без пунктуации. Когда вы едите деликатесы, вы разве пихаете в рот большие куски без разбора? Или же откусываете по кусочкам, тщательно прожевываете и проглатываете? (Примечание: это относится в первую очередь к рассказам от третьего лица. В рассказах от первого и второго лица вариантов больше.)
2. Повторения. Повторения всегда пугали. Попытайтесь не пользоваться ими слишком часто, потому что читатели тогда будут раз за разом игнорировать ваши последующие работы.

Движение

1. Обычные движения. "Оно побежало ко мне". Эффективно, если "оно" контактирует с жертвой в первый и последний раз.
2. Необычные движения. "Оно медленно двинулось ко мне, корчась и извиваясь..."
3. Неподвижность. "Оно сидело, не двигаясь и не моргая..."

Выбор слов

Всегда существует идеальный способ что-то сказать; нужно лишь найти нужные слова. Сравните два примера:
"Оно начало изгибать свое тело, принимая невозможные формы".
"Оно начало менять свою форму, принимая странные позиции".

Окончание истории

1. Открытая концовка. Усиливает паранойю, потому что читатели не знают, куда "оно" ушло; они лишь знают, что "оно" до сих пор на свободе.
2. Завершение. Рассказ закрывается. Читатели, возможно, испугаются не так сильно, потому что знают, что злого духа удалось победить.
3. Что произошло? Попытайтесь четко описать, что именно произошло. Даже если не произошло ничего.
4. Так что же произошло? Закончите рассказ на таинственной ноте, смутив читателя. Может быть эффективно, но поосторожнее с этим.

Как начать историю

1. Начните с конца, а не сначала. Придумайте пугающую идею и работайте в обратном направлении. Самая важная часть рассказа - страшный элемент, так что сосредоточьте на нем все внимание и продумайте его раньше, чем все остальное. Попробуйте что-нибудь, что пугает лично ВАС. Вы знаете об этом достаточно много, в том числе о всяческих нюансах чувств, которые вызывает страх, так что развитие выйдет хорошим.
2. Поместите эту страшную вещь в нестрашную обстановку; развивайте окружение.
3. ЗАТЕМ уже думайте о персонажах.
4. Напишите краткое содержание.
5. С помощью вышеизложенных советов напишите связную историю.
6. Перечитайте ее, представив, что вы - придурок с форчана. Посмеялись бы вы над собой? Или и так все хорошо?


@темы: Переводы

Комментарии
28.04.2015 в 21:56

Кот в лисьей шкуре. \\ И злое дело, нет сомненья, умеет делать Сатана! ©
И самое страшное не описывать! Читатель сам испугается :nechto:
28.04.2015 в 21:58

Вселенная без меня уже не та... (с)
Типа того :-D