Вселенная без меня уже не та... (с)
Часто говорят: «Золушка превратилась в принцессу». Милый такой, романтичный образ: забитая замарашка чудесно преображается и даже выходит замуж за принца. Справедливость торжествует, и всякое такое.
Только вот если задуматься над, так сказать, начальными условиями Золушки, картина получается вовсе не романтично-вдохновляющая, а довольно-таки депрессивная для большинства из тех, кто надеется стать такой вот «золушкой».
Кто вообще такая Золушка? Начнем с того, что родилась она в богатой семье (в версии Шарля Перро ее отец — вообще, извините, король). Замарашкой она стала только потому, что с ней плохо обращалась невзлюбившая ее мачеха, которой, собственно, хотелось прежде всего своих дочек пристроить в свет, а тут какая-то девчонка от первого брака мешает.
Собственно, Золушка вполне могла так и остаться замарашкой, особенно если бы мачеха успела сжить ее богатого папеньку со свету и соответствующим образом оформить наследство. Но тут вмешиваются еще и семейные связи Золушкиных родителей — они дружили и кумовствовали ни много ни мало с настоящей феей, которая, узнав о бедствиях кроткой и доброй девушки (да, среди богатых тоже встречаются хорошие люди, причем даже чаще, чем можно подумать), решает ей сверхъестественным образом помочь, устроив встречу с принцем (собственно, фея всего лишь помогает Золушке реализовать свое, так сказать, право рождения как принцессы или как минимум аристократки).
Итак, формула Золушки — не просто «замарашка+доброта=принцесса», а «замарашка+доброта+богатая семья+связи=принцесса». Из этого в заслугу самой Золушке можно, естественно, поставить только ее доброту.
Ровно такая же формула действует, кстати, и в отношении современной знаменитой «золушки» мужского пола — Гарри Поттера. Гарри — не просто «маленький забитый, но добрый мальчик, который в один прекрасный день получил письмо». Во-первых, он хоть и нелюбимый пасынок, но в богатой семье, то есть худо-бедно, но всеми жизненно необходимыми благами обеспечен. Во-вторых, его родная семья не менее богата, а то и еще богаче приемной. В-третьих, эта самая родная семья довольно тесно общалась с самым влиятельным волшебником Великобритании. В-четвертых, еще до достижения сознательного возраста он прославился на весь мир, причем в этом опять-таки вся заслуга принадлежит матери.
Итак, «забитый мальчик+доброта+богатая семья+связи+еще кое-какие заслуги родителей=герой магического мира».
В чем же ценность таких вот сказок для... эээ... широких народных масс? А в том, что в них, несмотря на все сверхъетественно-магические элементы, просматривается вполне материалистическая формула «справедливости» этого мира:
Вероятность того, что в отношении лично тебя восторжествует «справедливость», находится в прямой зависимости от того, насколько влиятельные люди с тобой знакомы и что они готовы сделать во имя торжества твоей справедливости. Нет влиятельных знакомых — можешь быть сколько угодно забитым, кротким и добрым, ничего это не изменит. Изменить что-то можно, только если найдешь этих самых влиятельных знакомых.
Звучит печально. Но в материалистическом мире, где нет ни Бога, ни кармы, так оно и есть.
Только вот если задуматься над, так сказать, начальными условиями Золушки, картина получается вовсе не романтично-вдохновляющая, а довольно-таки депрессивная для большинства из тех, кто надеется стать такой вот «золушкой».
Кто вообще такая Золушка? Начнем с того, что родилась она в богатой семье (в версии Шарля Перро ее отец — вообще, извините, король). Замарашкой она стала только потому, что с ней плохо обращалась невзлюбившая ее мачеха, которой, собственно, хотелось прежде всего своих дочек пристроить в свет, а тут какая-то девчонка от первого брака мешает.
Собственно, Золушка вполне могла так и остаться замарашкой, особенно если бы мачеха успела сжить ее богатого папеньку со свету и соответствующим образом оформить наследство. Но тут вмешиваются еще и семейные связи Золушкиных родителей — они дружили и кумовствовали ни много ни мало с настоящей феей, которая, узнав о бедствиях кроткой и доброй девушки (да, среди богатых тоже встречаются хорошие люди, причем даже чаще, чем можно подумать), решает ей сверхъестественным образом помочь, устроив встречу с принцем (собственно, фея всего лишь помогает Золушке реализовать свое, так сказать, право рождения как принцессы или как минимум аристократки).
Итак, формула Золушки — не просто «замарашка+доброта=принцесса», а «замарашка+доброта+богатая семья+связи=принцесса». Из этого в заслугу самой Золушке можно, естественно, поставить только ее доброту.
Ровно такая же формула действует, кстати, и в отношении современной знаменитой «золушки» мужского пола — Гарри Поттера. Гарри — не просто «маленький забитый, но добрый мальчик, который в один прекрасный день получил письмо». Во-первых, он хоть и нелюбимый пасынок, но в богатой семье, то есть худо-бедно, но всеми жизненно необходимыми благами обеспечен. Во-вторых, его родная семья не менее богата, а то и еще богаче приемной. В-третьих, эта самая родная семья довольно тесно общалась с самым влиятельным волшебником Великобритании. В-четвертых, еще до достижения сознательного возраста он прославился на весь мир, причем в этом опять-таки вся заслуга принадлежит матери.
Итак, «забитый мальчик+доброта+богатая семья+связи+еще кое-какие заслуги родителей=герой магического мира».
В чем же ценность таких вот сказок для... эээ... широких народных масс? А в том, что в них, несмотря на все сверхъетественно-магические элементы, просматривается вполне материалистическая формула «справедливости» этого мира:
Вероятность того, что в отношении лично тебя восторжествует «справедливость», находится в прямой зависимости от того, насколько влиятельные люди с тобой знакомы и что они готовы сделать во имя торжества твоей справедливости. Нет влиятельных знакомых — можешь быть сколько угодно забитым, кротким и добрым, ничего это не изменит. Изменить что-то можно, только если найдешь этих самых влиятельных знакомых.
Звучит печально. Но в материалистическом мире, где нет ни Бога, ни кармы, так оно и есть.