Вселенная без меня уже не та... (с)
Мы знаем, что музыка доставляет удовольствие. Вопрос - почему? Ответов предложено много, и, возможно, ни один из них не является полностью правильным.

Роджер Мэтью Грант
aeon.co/essays/its-hard-to-know-why-music-gives...

Может ли мелодия подарить нам удовольствие? Платон, бесспорно, считал именно так, да и сейчас многие с ним согласны. Но очень трудно понять, почему именно так происходит. Может быть, дело в потоке и форме мелодии, которые заставляют вас предсказывать ее дальнейшее направление и следовать за ней? Или, может быть, текст какой-то песни описывает сцену, напоминающую вам о радостных временах? Или же мелодия просто настолько знакома, что вы начинаете отождествлять себя с нею.

Критики предлагали вариации на тему всех этих идей в качестве механизмов, объясняющих получение удовольствия от музыки, хотя консенсуса среди них до сих пор нет. История их поисков и трудностей - это один из важных компонентов западной интеллектуальной истории, а многие ошибочные представления представляют интерес и сами по себе. В Европе начала Нового времени теоретики обычно придерживались мнения, изложенного Аристотелем в "Поэтике": они предполагали, что звуки мелодии вместе с текстом подражают миру природы. Музыка с этой точки зрения является чем-то вроде живого саундтрека к мультимедийному представлению. Она аналогичным образом помогает с изображением естественных чувств или явлений мира, описанных поэтическим языком, и вызывает тем самым приятную реакцию. Именно с целью определить, как именно это работает, Рене Декарт написал свой самый первый трактат - "Трактат о музыке" (1618). К сожалению, Декарт так и не продвинулся дальше, чем простая разработка музыкальных базовых понятий. Он считал, что для того, чтобы провести связь с удовольствием и страстями, ему нужны более подробные данные о движении души.

Это, впрочем, не помешало более поздним мыслителям пойти по его следам. Идея музыки как подражательной или миметической среды стала важным компонентом эстетики XVIII века. Некоторые мыслители считали, что музыка естественным образом расположена к имитированию звуков эмоций. "Подобно тому, как художник подражает чертам и цветам природы, - писал французский философ Жан-Батист Дюбо в 1719 году, - музыкант подражает тонам, акцентам, вздохам, интонациям голоса и всем прочим звукам, посредством которых природа выражает чувства и страсти". И, соответственно, слышать подражания этим страстям само по себе приятно.

читать дальше

@темы: Переводы

Комментарии
12.09.2018 в 16:08

Счастье есть. И я есть. И это счастье!
loony_spectre, спасибо!

Думаю, если бы хоть кто-то из них был физиком, а также нейро-терапевтом, дело бы продвинулось дальше, вангую, здесь мы имеем дело с влиянием звуковых волн на участки головного мозга.
А гений как раз заключается в том, что не зная ничего об этом, люди пишут такую музыку. Угадывают.
12.09.2018 в 17:08

Вселенная без меня уже не та... (с)
Tetroka, я подозреваю, что "объективной музыки" (то есть такой, которая оказывает абсолютно одинаковое действие на любого человека) все-таки не существует. Соответственно, даже если выяснится воздействие определенных, допустим, тембров на определенные участки мозга, все равно все будет зависеть от индивидуальных нейронных соединений.
12.09.2018 в 17:11

Счастье есть. И я есть. И это счастье!
loony_spectre, скорее всего да.
16.09.2018 в 22:54

Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения
Спасибо! Тут есть над чем подумать.