Клэр Уайли
broadly.vice.com/en_us/article/yw7xyy/echoism-n...Эхоизм - это синдром, который может развиваться в результате продолжительного насилия со стороны нарциссистов. Сейчас о нем начинают говорить больше - пережившие все громче заявляют о себе.Когда Саре было восемнадцать лет, она пошла на собеседование в агентство по временной работе, надеясь что-нибудь найти. Она сидела в кресле, скрючившись, ее сердце колотилось.
- Помню, эта женщина спросила меня: "Что-то не так? Почему вы не смотрите мне в глаза?"
Большинство списали бы это на волнение перед первой работой. У Сары, чье настоящее имя мы скрыли по ее просьбе в целях приватности, причина была более зловещей.
- Я так привыкла быть невидимой, быть ничем, что у меня словно вообще не было никакой идентичности, - рассказала она.
Сара пережила десятилетия эмоционального насилия со стороны матери, которую описывает как "злокачественную нарциссистку". Злокачественный нарциссизм на самом деле официально не признан в медицинской литературе и считается экспериментальной диагностической категорией, но считается, что злокачественные нарциссисты агрессивны, антисоциальны и эгоцентричны. Детство выдалось несчастным и травматичным.
- Она говорила всякое, например, что я ткнула сестру в лицо шариковой ручкой, или столкнула ее с лестницы, а я ничего такого не помню, - рассказывает Сара, сейчас работающая учительницей языков. - Во всем обвиняли меня. Она говорила: "Надо было сделать аборт, ты - яд". Когда я мылась, мне разрешали наливать воду только на дюйм.
читать дальшеС возрастом эмоциональное насилие получило еще и сексуализированный компонент.
- В десять или одиннадцать лет мама начала стыдить меня еще и сексуально. Она говорила: "У тебя нет грудей, вот почему ты не нужна мальчишкам", а потом ухмылялась. Видя боль, она кормилась ею, как вампир.
Сара жила во всеобъемлющем страхе перед матерью. Взрослея, она научилась молчать и скрывать собственные желания. По сути, у нее не развилось чувства личности. Сара была эхоисткой.
Термин "эхоизм" популяризировал психолог Крейг Малкин, чья книга Rethinking Narcissism (2015) познакомила многих с этой чертой характера, хотя впервые сформулирован он был в статье 2005 года, написанной психоаналитиком Дином Дэвисом. Эхоизм обычно развивается у человека, находящегося в токсичных отношениях с нарциссистом. Нарциссист может быть партнером, родителем или братом/сестрой. Очень чувствительные, сострадательные, с высоким эмоциональным интеллектом, эхоисты - это люди, у которых стремление всем угодить доведено до крайности.
Концепцию эхоизма позаимствовали из древнегреческого мифа о Нарциссе и Эхо. Большинство из нас знают о боге, который оказался покорен собственным отражением. Менее известна история об Эхо, лесной нимфе, которую прокляли так, что она могла только повторять последние услышанные слова.
- Эхо влюбилась в Нарцисса, но все, что она могла, - эхом повторять его слова, - говорит Малкин. - Как и Эхо, эхоисты впадают в подобные отношения с нарциссическими друзьями и партнерами, потому что у них нет своего голоса. Они очень хорошо умеют эхом повторять потребности и чувства более нарциссичных людей.
Люди с нарциссическим расстройством личности (НРЛ) склонны к эксплуатации других, считают, что им все должны, и у них не хватает эмпатии, объясняет Малкин. "Они настолько одержимы чувством своей особенности, что готовы лгать, воровать, жульничать - сделать все, что угодно, лишь бы удовлетворить свои потребности, вне зависимости от того, как пострадают другие". В результате эмоционально чувствительные, сочувствующие люди могут превратиться в эхоистов, если в детстве их эксплуатировали нарциссисты. Малкин помещает эхоизм в самый дальний конец нарциссического спектра, разработанного им: эхоисты боятся иметь потребности, быть особенными и казаться эгоистичными.
Поскольку клинически диагностированное НРЛ отмечается лишь у одного процента населения, не у всех эхоистов будут отношения с людьми, у которых настоящее нарциссическое расстройство, - многие из них, скорее всего, будут контактировать с людьми, у которых есть какие-либо нарциссические склонности. По оценкам Малкина, нарциссическое поведение проявляют 16 процентов населения, и у многих этих нарциссистов есть члены семьи, страдавшие от их эмоционального насилия, а это значит, что концепция эхоизма будет близка широкой аудитории.
Онлайн-тест на нарциссизм и эхоизм на сайте Малкина прошло более 100 000 человек, а в группе поддержки raisedbynarcissists на Reddit 328 000 подписчиков.
- Большинство жертв ищут ответов в сети, - говорит Мария Майкл. Майкл рассказала мне, что открыла онлайн-форум для эхоистов и жертв нарциссического насилия в ноябре 2017 года, и сейчас там около 21 000 участников. - Форумы - это отличный источник одобрения, образования и чувства принадлежности.
Нарциссическое насилие включает в себя различные способы психологической манипуляции - пристыживание, изоляцию, газлайтинг, отчуждение.
- Один из главных факторов, подрывающих самооценку эхоистов, - они не чувствуют себя полноценными личностями, - объясняет Малкин. - Вы превращаетесь в эхо другого человека.
- Помню, я много ходила в туалет и смотрела там на себя в зеркало, - говорит Сара. Сейчас ей 39 лет, и она живет с сыном-подростком в Суррее. - Странно прозвучит, но это не тщеславие - я скорее словно проверяла, существую ли еще вообще. Мое чувство личности было очень слабым. Я ненавидела любое внимание к себе. Я хотела быть невидимкой.
Люди с родителями-нарциссистами часто бессознательно ищут партнеров-нарциссистов во взрослом возрасте.
- Когда приходится полностью отказываться от своей личности, ты чувствуешь себя живой, только если к тебе и дальше относятся так же, - говорит Сара. - С двадцати до тридцати лет я побывала в самых ужасных ситуациях - меня били, занимались со мной насильственным и унизительным сексом, но я не могла уйти, потому что не могла существовать иначе, как "приложение" к нарциссисту. Все эти "американские горки", которые приходится переживать в отношениях с нарциссистами, отнимали у меня все время и энергию.
Эхоизм - это стремление быть угодным, говорит 55-летняя Мария Майкл. Ее покойный отец был нарциссистом.
- У него не было эмпатии, он был очень эгоистичен и склонен к критике, постоянно проецировал на меня вину. Он заставлял меня чувствовать, словно все, что я делаю, недостаточно хорошо. И я все сильнее и сильнее пыталась сделать так, чтобы он был доволен.
Мои братья и сестры и я сама очень чутко относились к чужим эмоциям и выражениям лица, потому что нам нужно было удостовериться, что они довольны.
Психолог Арло Макклоски основал The Echo Society UK как группу поддержки жертв нарциссического насилия. Он объясняет, что угодничество - это "выученное поведение, вызванное укоренившимся детским страхом, когда приходится постоянно удовлетворять этого человека, а потом вы продолжаете это делать и во всех остальных дружеских и любовных отношениях".
В книге Echoism (2018) психотерапевт Донна Кристина Севери поднимает вопрос, более ли склонны женщины к эхоистическому поведению, если их растят нарциссисты. Она пишет, что женщины, возможно, с большей вероятностью бессознательно ищут партнеров-нарциссистов и играют эхо-роль в других отношениях. Женщины-эхоистки могут подвергаться маргинализации на работе или в дружеских группах, что приводит к неуспеваемости и социальной тревожности, предполагает Севери. Однако в конце концов она приходит к выводу, что для однозначного вердикта нужны дополнительные исследования.
Данные о том, более ли склонны женщины к эхоизму, далеко не полны. Макклоски говорит, что женщины чаще обращаются за помощью к его обществу, чем мужчины, но в основном списывает это на то, что "мужчины менее склонны обращаться за лечением". (Данных о ЛГБТ или небинарных личностях у него нет.) Малкин разработал шкалу, с помощью которой протестировал 2000 человек на эхоистские склонности. Результаты его удивили.
- Я ждал, что высокие баллы получит больше женщин, чем мужчин, но это оказалось не так. Разницы в склонности к эхоизму среди мужчин и женщин не нашлось.
Все, с кем я общалась, согласны, что в широких кругах интересующихся душевным здоровьем об эхоизме знают слишком мало.
- Никаких средств поддержки нет, - говорит Макклоски. - [Эхоисты] обращаются к психологам, в полицию, в суды... и того, через что им пришлось пройти, просто не понимают. Это очень вредно, потому что они не только прошли через эмоциональное обесценивание в своих насильственных отношениях, но еще и страдают от стресса из-за того, что общество в целом тоже обесценивает их опыт.
The Echo Society организует группы поддержки и мастер-классы. Часть их посвящена развитию физических, эмоциональных и психологических границ.
- Мы работаем над самооценкой, уверенностью в себе и умением спокойно сказать "нет", - говорит Макклоски. - Еще мы занимаемся такими простыми вещами, как уход за собой: они запускают себя, потому что присматривают только за "своим" нарциссистом.
Принижение, отрицание или недоверие к опыту эхоистов очень опасно для них, соглашается Сара.
- Люди этого не понимают; тебе просто снова и снова затыкают рот. Было время, когда я чуть с ума не сошла.
Малкин говорит, что главное, что должны делать психотерапевты, которые лечат эхоистов, - помогать им говорить своим голосом.
- Они со временем учатся закапывать подальше свои потребности, чувства, предпочтения, нормальные моменты разочарования просто для того, чтобы выжить в этих отношениях.
Он советует психологам развивать у них здоровое чувство правомочия, "нормальное чувство, что вы заслуживаете ухода и понимания".
Сара окончательно сломалась около пяти лет назад, получив сообщение от матери, с которой уже давно не жила вместе. Та обвинила ее в самоубийстве отца.
- Это было так больно. Я не смогла выдержать. На моем сердце лежал большой камень.
В конце концов Сара связалась с Women's Aid и прошла терапию.
- Восстановиться от эмоционального насилия вполне возможно. Нужно, чтобы добрые люди слушали и ценили вас.