Вселенная без меня уже не та... (с)
«На самом деле он – это я»«На самом деле он – это я»
Персонаж, обычно – главный герой, ищет кого-то, зачастую – более старшего и мудрого персонажа. В поисках он встречает незнакомца, и разговор заходит о персонаже, которого ищут. Незнакомец либо ответит: «О, я хорошо его знаю…», либо притворится, что никогда о нем не слышал. В любом случае рано или поздно выяснится, что незнакомец и есть искомый персонаж.
Иногда незнакомец строит из себя дурачка, чтобы оценить характер и намерения искателя: считается, что поведение искателя будет более искренним в присутствии того, кого они считают «просто незнакомцем». Это может привести к болезненному уроку для искателя, когда тот узнает о незнакомце правду: так очень любят представляться наставники-трикстеры.
Еще сильнее может смутить искателя, если искомый персонаж окажется иного пола, расы, вида и т.п., чем ожидалось: например, искомый «доктор» окажется женщиной-ученым. Или, может быть, искатель «ожидал кого-нибудь повыше».
Частный случай явления – «Люк, я твой отец» (в случае, если искомый персонаж – кто-то из родителей искателя). См. также «Ты и не представляешь, с кем имеешь дело».
Наш основательНаш основатель
Универсальный троп, встречающийся и в реальности, и в литературе. «Наш основатель» - это статуя Нашего Основателя… будь он смелым пионером, основавшим колонию в Новом Свете, миссионером, который путешествовал по стране и основывал приходы своей веры, завоевателем на пути к славе и богатствам или магнатом, который занимался Большим Бизнесом и за свои усилия получил каменную статую в полтора своих роста. Их часто ставят на перекрестках, площадях в центре города или в парках, где старые леди кормят голубей на скамеечках.
Их обожают деспоты с манией величия и имперскими стремлениями, кроме того, часто встречаются в местах, где злодеи везде помещают свои лица.
«Не вижу зла – не слышу зла»«Не вижу зла – не слышу зла»
В сериалах и фильмах, когда мы не должны чего-то видеть, мы этого еще и не слышим, насколько бессмысленным бы это ни казалось. Автомобили не слышно, пока они с визгом не вылетают из-за угла, из-за холма или из переулка; люди подойдут, вообще не топая; животное не будет рычать, пока не попадет в кадр. Иногда, когда невидимое существо или предмет открывается при повороте камеры, звук нарастает вместе с его появлением, словно на самом деле его было слышно все время, но мы стояли не под тем углом.
Часто это оправдывается тем, что главные герои сосредоточены на чем-то другом, так что они (и, соответственно, аудитория) не слышат хорошо заметных в любом ином случае звуков, пока их источник не появится в поле зрения. Но оправдать это можно лишь до определенной степени.
Ненадежный рассказчикНенадежный рассказчик
Человек, рассказывающий вам историю – прожженный лжец. Его факты противоречат друг другу. Если вы попросите его снова пересказать историю, то он расскажет ее немного иначе.
Это что-то типа общения с продавцом подержанных машин. Вы, может быть, и хотите услышать историю, потому что за всей словесной шелухой скрывается машина, которую вы, возможно, и купите. Где-то скрывается настоящий рассказ.
А есть и рассказчики, ненадежные потому, что сумасшедшие…
Автору такой трюк провернуть довольно сложно. Гораздо легче сказать им, что собираетесь сказать, сказать это, а потом сказать, что только что сказали. Сойдите с этого пути, и попадете на территорию, где нужно надеяться, что у зрителей есть засекаемая электроэнцефалограмма.
Другая проблема состоит в том, что это может показаться неумелой уверткой, особенно если произведение – детектив, а рассказчик – сам преступник.
Распространенная методика – «Установка рамок»: рассказчик присутствует как персонаж в рамках истории, что подчеркивает, что он не является автором.
Этот троп больше распространен в литературе, чем в книгах и сериалах. Несколько ненадежных рассказчиков приводят к «Расёмону». Если картинка противоречит рассказу, то это «Ненадежная озвучка». Противоположность – «Либо волшебное, либо обычное», где свидетельства надежны, но недостаточны. Если противоречия и ложные заявления появляются из-за того, что рассказчик безумен, это «Взгляд безумными глазами». Если рассказчик искренне не понимает, что происходит, из-за наивности или неопытности, то это «Невинная неточность».
Непопулярный популярный персонажНепопулярный популярный персонаж
Персонаж, который нравится фандому, но при этом к нему плохо относятся другие персонажи сериала, иногда он даже бывает «Мальчиком для битья». Иногда, впрочем, это замысел авторов и становится «Повторяющимся гэгом»; персонаж не воплощает собой стереотип и не скучен. Это просто весело.
Отчасти это обусловлено рефлекторной симпатией аудитории, но иногда персонаж сам умеет внушить к себе жалость. С другой стороны, у некоторых произведений такой большой фандом, что трудно найти общие причины, по которым кто-то любит или не любит определенного персонажа.
Сравните с «Темной лошадкой». Противоположности: «Повышение статиста», «Уэсли».
Неприятности приходят в домНеприятности приходят в дом
Есть троп «Ты больше не можешь вернуться домой», есть «Чужой в своей стране», есть еще и вот это.
В общем случае – это когда персонаж, который пытается избежать какого-либо зла или только что победил это зло, возвращается домой… и видит, что зло проникло уже и туда.
Это может произойти в середине сюжета или в финале. В первом случае это может вызвать троп «Ну-ка, от винта!» или дать несчастному новый уровень крутости, в результате чего он все-таки решит дать этому злу бой. Во втором – это концовка вида «Застрели лохматую собаку».
Нет места лучше домаНет места лучше дома
Когда главная цель персонажа – та, что превыше всех остальных – вернуться домой. «Дом» можно определить и как собственное жилье персонажа, и как что-то более общее – например, родную планету. Обычно троп возникает, когда персонаж «Попадает в другой мир», «Падает в кроличью нору», или он «Рыба, выброшенная на берег».
В «Угнетающей» или «Горько-радостной концовках» персонаж может обнаружить, что никогда больше не вернется домой. В более счастливом варианте подобной концовки персонаж может вернуться домой, но решает остаться или находит новый дом, который не хуже или даже лучше прежнего.
Главная часть «Сюжета №4: Путешествия и возвращения».
«Не туда свернул у Альбукерке»«Не туда свернул у Альбукерке»
Троп назван в честь часто встречавшегося гэга в мультфильмах про Багса Банни. Пропустив всего один поворот во время путешествия, персонаж неизбежно попадет совсем не туда, куда собирался. Затем сюжет развивается тремя способами:
1. Комедия: путешественник попадает во множество комичных ситуаций и встречает забавных местных жителей, пытаясь вернуться на прежнюю дорогу.
2. Драма: путешественник с трудом ищет еду и ночлег или иным образом пытается выжить в условиях ограниченности ресурсов, при этом спасаясь от хищников или гнева местных жителей.
3. Ужасы: путешественник обнаруживает, что за ним охотится некое зло (естественное или сверхъестественное), не обязательно потому, что путешественник сделал что-то не так – просто «Оно так поступает».
Может быть вызван тропами «Перевернутый дорожный знак», «Другое лево» или «Длинные задержки на коротком пути». В научно-фантастической обстановке это «Случайная телепортация». Часто таким способом можно попасть в «Темный мир» или «Упасть в кроличью нору»; когда персонаж попадет туда, то выбраться уже не получится – это «Замкнутый круг».
Описательная вечеринкаОписательная вечеринка
Все важные персонажи собираются вместе в одной комнате, чтобы что-то описать или рассказать. Обычно для этого устраивают вечеринку, часто она посвящена дню рождения.
Отложенный взрывОтложенный взрыв
Взрывы всяких штук в реальной жизни обычно внезапные и короткие. Но «внезапные и короткие» взрывы не подходят для телесериалов и фильмов, особенно когда подготовка декораций влетает в круглую копеечку. Таким образом, взрывы необъяснимым образом задерживаются, замедляются или над ними производятся еще какие-то манипуляции, чтобы добиться нужного эффекта. Определяющая характеристика – задержка между причиной взрыва и самим взрывом. Палец, застывший над кнопкой детонатора, не подойдет. Эта задержка может длиться доли секунды, а может и несколько минут. «Побег от взрыва» - одно из воплощений этого тропа.
Существует несколько сортов отложенных взрывов, которые удовлетворят вкусы любого гурмана:
Задержка «Дежа-вю»: один и тот же взрыв виден несколько раз. Его могут снимать с разных точек и слегка накладывать фрагменты друг на друга, чтобы все было не так очевидно.
Задержка на пояснение: взрыв откладывается ровно настолько, чтобы зрители успели увидеть, что именно его вызвало.
Задержка-гэг: жертва или жертвы перед взрывом успевают подумать, что взрыв все же предотвратили. См. также «Правило смешного».
Вежливая задержка: взрыв соблюдает правила приличия и не достигает верха шахты лифта/не вышибает дверь/не вырывается из тоннеля, пока персонажи не отскочат в безопасное место.
Реалистичная задержка: отмечается разница между скоростью света и скоростью звука, что используется для драматического эффекта. Редкий вид, обычно применяется для ядерных взрывов.
Задержка для логического завершения: применяется только для того, чтобы персонаж успел среагировать на неизбежный взрыв, и это заметили зрители; обычно он уже освещен пламенем от этого взрыва.
Спотыкающаяся задержка: при ней несколько взрывов должно произойти одновременно, но вместо этого они происходят по очереди, чтобы герой успел добежать до конца коридора. Отметим, что этот вид задержки применяется только в том случае, если взрывчатка приводится в действие единственным детонатором, а не когда один взрыв вызывает другой. Противоположностью является Вежливая задержка – единственный, но медленный взрыв, хотя и то, и другое можно использовать для «Побега от взрыва».
И, конечно же, Вопиющая задержка: у нее нет никакой заметной причины, кроме желания авторов (см. также «Правило крутого»).
Отсутствие чувства направленияОтсутствие чувства направления
Персонаж абсолютно не представляет, куда идет, и может легко заблудиться.
Причем не просто заблудиться. Он может потеряться даже в большом шкафу. У этого персонажа просто отсутствует чувство направления.
Похоже на «Летучего Голландца»; отличие в том, что персонаж теряется не из-за действия проклятия, а потому, что не может понять, куда же надо идти.
Отсылка к прошломуОтсылка к прошлому
Ссылка на событие, произошедшее до времени текущей истории. Один из типов отсылки к прошлому – «Повторяющийся гэг». Часто используется, чтобы напомнить слушателям, что общий сюжет все же существует.
Также, в комедиях: привязка более поздней, на первый взгляд не связанной, шутки к другой, более ранней.
Противоположность этому – «Отсылка к будущему». См. также «Сюжетный нюанс», «Шутка с кирпичом» и «Книжная концовка».
Персонаж, обычно – главный герой, ищет кого-то, зачастую – более старшего и мудрого персонажа. В поисках он встречает незнакомца, и разговор заходит о персонаже, которого ищут. Незнакомец либо ответит: «О, я хорошо его знаю…», либо притворится, что никогда о нем не слышал. В любом случае рано или поздно выяснится, что незнакомец и есть искомый персонаж.
Иногда незнакомец строит из себя дурачка, чтобы оценить характер и намерения искателя: считается, что поведение искателя будет более искренним в присутствии того, кого они считают «просто незнакомцем». Это может привести к болезненному уроку для искателя, когда тот узнает о незнакомце правду: так очень любят представляться наставники-трикстеры.
Еще сильнее может смутить искателя, если искомый персонаж окажется иного пола, расы, вида и т.п., чем ожидалось: например, искомый «доктор» окажется женщиной-ученым. Или, может быть, искатель «ожидал кого-нибудь повыше».
Частный случай явления – «Люк, я твой отец» (в случае, если искомый персонаж – кто-то из родителей искателя). См. также «Ты и не представляешь, с кем имеешь дело».
Наш основательНаш основатель
Универсальный троп, встречающийся и в реальности, и в литературе. «Наш основатель» - это статуя Нашего Основателя… будь он смелым пионером, основавшим колонию в Новом Свете, миссионером, который путешествовал по стране и основывал приходы своей веры, завоевателем на пути к славе и богатствам или магнатом, который занимался Большим Бизнесом и за свои усилия получил каменную статую в полтора своих роста. Их часто ставят на перекрестках, площадях в центре города или в парках, где старые леди кормят голубей на скамеечках.
Их обожают деспоты с манией величия и имперскими стремлениями, кроме того, часто встречаются в местах, где злодеи везде помещают свои лица.
«Не вижу зла – не слышу зла»«Не вижу зла – не слышу зла»
В сериалах и фильмах, когда мы не должны чего-то видеть, мы этого еще и не слышим, насколько бессмысленным бы это ни казалось. Автомобили не слышно, пока они с визгом не вылетают из-за угла, из-за холма или из переулка; люди подойдут, вообще не топая; животное не будет рычать, пока не попадет в кадр. Иногда, когда невидимое существо или предмет открывается при повороте камеры, звук нарастает вместе с его появлением, словно на самом деле его было слышно все время, но мы стояли не под тем углом.
Часто это оправдывается тем, что главные герои сосредоточены на чем-то другом, так что они (и, соответственно, аудитория) не слышат хорошо заметных в любом ином случае звуков, пока их источник не появится в поле зрения. Но оправдать это можно лишь до определенной степени.
Ненадежный рассказчикНенадежный рассказчик
Человек, рассказывающий вам историю – прожженный лжец. Его факты противоречат друг другу. Если вы попросите его снова пересказать историю, то он расскажет ее немного иначе.
Это что-то типа общения с продавцом подержанных машин. Вы, может быть, и хотите услышать историю, потому что за всей словесной шелухой скрывается машина, которую вы, возможно, и купите. Где-то скрывается настоящий рассказ.
А есть и рассказчики, ненадежные потому, что сумасшедшие…
Автору такой трюк провернуть довольно сложно. Гораздо легче сказать им, что собираетесь сказать, сказать это, а потом сказать, что только что сказали. Сойдите с этого пути, и попадете на территорию, где нужно надеяться, что у зрителей есть засекаемая электроэнцефалограмма.
Другая проблема состоит в том, что это может показаться неумелой уверткой, особенно если произведение – детектив, а рассказчик – сам преступник.
Распространенная методика – «Установка рамок»: рассказчик присутствует как персонаж в рамках истории, что подчеркивает, что он не является автором.
Этот троп больше распространен в литературе, чем в книгах и сериалах. Несколько ненадежных рассказчиков приводят к «Расёмону». Если картинка противоречит рассказу, то это «Ненадежная озвучка». Противоположность – «Либо волшебное, либо обычное», где свидетельства надежны, но недостаточны. Если противоречия и ложные заявления появляются из-за того, что рассказчик безумен, это «Взгляд безумными глазами». Если рассказчик искренне не понимает, что происходит, из-за наивности или неопытности, то это «Невинная неточность».
Непопулярный популярный персонажНепопулярный популярный персонаж
Персонаж, который нравится фандому, но при этом к нему плохо относятся другие персонажи сериала, иногда он даже бывает «Мальчиком для битья». Иногда, впрочем, это замысел авторов и становится «Повторяющимся гэгом»; персонаж не воплощает собой стереотип и не скучен. Это просто весело.
Отчасти это обусловлено рефлекторной симпатией аудитории, но иногда персонаж сам умеет внушить к себе жалость. С другой стороны, у некоторых произведений такой большой фандом, что трудно найти общие причины, по которым кто-то любит или не любит определенного персонажа.
Сравните с «Темной лошадкой». Противоположности: «Повышение статиста», «Уэсли».
Неприятности приходят в домНеприятности приходят в дом
Есть троп «Ты больше не можешь вернуться домой», есть «Чужой в своей стране», есть еще и вот это.
В общем случае – это когда персонаж, который пытается избежать какого-либо зла или только что победил это зло, возвращается домой… и видит, что зло проникло уже и туда.
Это может произойти в середине сюжета или в финале. В первом случае это может вызвать троп «Ну-ка, от винта!» или дать несчастному новый уровень крутости, в результате чего он все-таки решит дать этому злу бой. Во втором – это концовка вида «Застрели лохматую собаку».
Нет места лучше домаНет места лучше дома
Когда главная цель персонажа – та, что превыше всех остальных – вернуться домой. «Дом» можно определить и как собственное жилье персонажа, и как что-то более общее – например, родную планету. Обычно троп возникает, когда персонаж «Попадает в другой мир», «Падает в кроличью нору», или он «Рыба, выброшенная на берег».
В «Угнетающей» или «Горько-радостной концовках» персонаж может обнаружить, что никогда больше не вернется домой. В более счастливом варианте подобной концовки персонаж может вернуться домой, но решает остаться или находит новый дом, который не хуже или даже лучше прежнего.
Главная часть «Сюжета №4: Путешествия и возвращения».
«Не туда свернул у Альбукерке»«Не туда свернул у Альбукерке»
Троп назван в честь часто встречавшегося гэга в мультфильмах про Багса Банни. Пропустив всего один поворот во время путешествия, персонаж неизбежно попадет совсем не туда, куда собирался. Затем сюжет развивается тремя способами:
1. Комедия: путешественник попадает во множество комичных ситуаций и встречает забавных местных жителей, пытаясь вернуться на прежнюю дорогу.
2. Драма: путешественник с трудом ищет еду и ночлег или иным образом пытается выжить в условиях ограниченности ресурсов, при этом спасаясь от хищников или гнева местных жителей.
3. Ужасы: путешественник обнаруживает, что за ним охотится некое зло (естественное или сверхъестественное), не обязательно потому, что путешественник сделал что-то не так – просто «Оно так поступает».
Может быть вызван тропами «Перевернутый дорожный знак», «Другое лево» или «Длинные задержки на коротком пути». В научно-фантастической обстановке это «Случайная телепортация». Часто таким способом можно попасть в «Темный мир» или «Упасть в кроличью нору»; когда персонаж попадет туда, то выбраться уже не получится – это «Замкнутый круг».
Описательная вечеринкаОписательная вечеринка
Все важные персонажи собираются вместе в одной комнате, чтобы что-то описать или рассказать. Обычно для этого устраивают вечеринку, часто она посвящена дню рождения.
Отложенный взрывОтложенный взрыв
Взрывы всяких штук в реальной жизни обычно внезапные и короткие. Но «внезапные и короткие» взрывы не подходят для телесериалов и фильмов, особенно когда подготовка декораций влетает в круглую копеечку. Таким образом, взрывы необъяснимым образом задерживаются, замедляются или над ними производятся еще какие-то манипуляции, чтобы добиться нужного эффекта. Определяющая характеристика – задержка между причиной взрыва и самим взрывом. Палец, застывший над кнопкой детонатора, не подойдет. Эта задержка может длиться доли секунды, а может и несколько минут. «Побег от взрыва» - одно из воплощений этого тропа.
Существует несколько сортов отложенных взрывов, которые удовлетворят вкусы любого гурмана:
Задержка «Дежа-вю»: один и тот же взрыв виден несколько раз. Его могут снимать с разных точек и слегка накладывать фрагменты друг на друга, чтобы все было не так очевидно.
Задержка на пояснение: взрыв откладывается ровно настолько, чтобы зрители успели увидеть, что именно его вызвало.
Задержка-гэг: жертва или жертвы перед взрывом успевают подумать, что взрыв все же предотвратили. См. также «Правило смешного».
Вежливая задержка: взрыв соблюдает правила приличия и не достигает верха шахты лифта/не вышибает дверь/не вырывается из тоннеля, пока персонажи не отскочат в безопасное место.
Реалистичная задержка: отмечается разница между скоростью света и скоростью звука, что используется для драматического эффекта. Редкий вид, обычно применяется для ядерных взрывов.
Задержка для логического завершения: применяется только для того, чтобы персонаж успел среагировать на неизбежный взрыв, и это заметили зрители; обычно он уже освещен пламенем от этого взрыва.
Спотыкающаяся задержка: при ней несколько взрывов должно произойти одновременно, но вместо этого они происходят по очереди, чтобы герой успел добежать до конца коридора. Отметим, что этот вид задержки применяется только в том случае, если взрывчатка приводится в действие единственным детонатором, а не когда один взрыв вызывает другой. Противоположностью является Вежливая задержка – единственный, но медленный взрыв, хотя и то, и другое можно использовать для «Побега от взрыва».
И, конечно же, Вопиющая задержка: у нее нет никакой заметной причины, кроме желания авторов (см. также «Правило крутого»).
Отсутствие чувства направленияОтсутствие чувства направления
Персонаж абсолютно не представляет, куда идет, и может легко заблудиться.
Причем не просто заблудиться. Он может потеряться даже в большом шкафу. У этого персонажа просто отсутствует чувство направления.
Похоже на «Летучего Голландца»; отличие в том, что персонаж теряется не из-за действия проклятия, а потому, что не может понять, куда же надо идти.
Отсылка к прошломуОтсылка к прошлому
Ссылка на событие, произошедшее до времени текущей истории. Один из типов отсылки к прошлому – «Повторяющийся гэг». Часто используется, чтобы напомнить слушателям, что общий сюжет все же существует.
Также, в комедиях: привязка более поздней, на первый взгляд не связанной, шутки к другой, более ранней.
Противоположность этому – «Отсылка к будущему». См. также «Сюжетный нюанс», «Шутка с кирпичом» и «Книжная концовка».
@темы: Переводы