Вселенная без меня уже не та... (с)
Развитие персонажаРазвитие персонажа
Развитие персонажа по определению является изменением характера Динамического персонажа, который меняется за время рассказа. В большинстве художественных произведений оно присутствует в той или иной степени.
Определение «хорошего» и «плохого» развития персонажа субъективно, но обычно все соглашаются, что хорошее развитие персонажа достоверно и совершенствует хорошо выписанного героя. Плохое развитие персонажа оставляет впечатление, что кто-то манипулирует событиями в угоду собственным капризам, или даже снижает достоверность персонажа.
Существует несколько субтропов, ответвляющихся от этого тропа; вот некоторые из них:
«История взросления» основывается на этом тропе в контексте взросления.
«Темнее и злее» или «Светлее и мягче» может либо углубить образ персонажа, либо сгладить ненужные острые углы. Кроме того, из персонажа может получиться слащавая мямля или несимпатичный придурок.
Точно также, несмотря на негативные коннотации в названии, «Разложение крутого парня» может смягчить слишком грубого персонажа. Или разрушить великолепного.
«Фландеризация» часто является негативным примером: странная привычка или характер персонажа постепенно превращаются в его единственную отличительную характеристику.
Достоверность «Превращения из негодяя в ангелочка» или «Превращения из ангелочка в негодяя» зависит от развития персонажа.
«Скрытые грани» - персонаж развивается в неожиданном направлении.
«Момент не в характере» может быть положительным или отрицательным примером, обычно поворачивая персонажа в новом направлении, но не приводя к «Крушению персонажа».
Это не единственные примеры. Злой близнец развития персонажа – «Крушение персонажа». Опасайтесь этого тропа. Противоположность развития персонажа – «Статичный персонаж». См. также «Плоский персонаж» и «Объемный персонаж». Сравните со «Скрытыми гранями»: открывается что-то, что всегда было истиной, но до этого не замечалось.
«Ребята, а где же награда?»«Ребята, а где же награда?»
Жизнь может быть несправедливой. Например, вы только что всех спасли, но хвалят не вас, а кого-то, кто вообще ничего толком не сделал (см. «Человек, застреливший Либерти Вэланса»). Или же вы только что всех спасли, а потом проигрываете в спортивном состязании, назначенном на тот же день. Вы, наверное, думаете: «Ребята, а где же награда?»
Может быть частью «Эзоповой морали» о том, что действительно важно. Когда вы заранее знаете, что вас не то, что не похвалят, а еще и наверняка отругают, это называется «Каков ты во тьме?»
Если вы видите такое слишком часто, значит, наверняка смотрите садистское шоу.
Сравните с «Ребята, а где же уважение?»
Противоположности: «Награду оставьте себе», «Стандартная награда для героя», «Чудесный момент коронации». «Наградный сноб» - нечто похожее, но происходящее в реальной жизни.
Ростки вечной надеждыРостки вечной надежды
Панорама пустынного пейзажа. Прошла война? Научный эксперимент пошел совершенно не так? Бог наконец наказал людей за их уродство? Кому это интересно? Все погибло. Все потеряно. Конец.
Ой ли?
В пыли мы видим растение. Это может быть просто побег с несколькими маленькими листиками, или, может быть, хрупкий цветочек. На вроде бы мертвом дереве появляются свежие побеги. Это «Точка надежды»? Или же «Темнейший час» закончился? Может быть, это «Наковальня с нравоучениями»? Кому это интересно? Может быть, герои наконец заслужили свой хэппи-энд. И важно именно это.
Сравните с «Королем-рыбаком» и «Плодородными стопами»; это может быть «Либо волшебной, либо обычной» версией и того, и другого. См. также «Жили они долго и с детьми».
Иногда связано с «Зеленой Эзоповой моралью».
Слепец, ведущий слепцаСлепец, ведущий слепца
Универсальный троп, чаще всего встречающийся в комедиях.
«Слепец, ведущий слепца» - ситуация, когда один персонаж, попавший в отчаянную ситуацию по неотложному делу, зовет на помощь другого – самопровозглашенного эксперта по этой теме. «Веселье начинается», когда постепенно становится ясно, что советчик на самом деле совсем не эксперт и, возможно, знает даже меньше, чем тот, кому вроде бы помогает. Часто ни один, ни другой персонаж этого не сознают, и первый персонаж после оглушительного провала долго раздумывает, что же пошло не так.
Сравните с «Малоизвестными фактами». Частый результат консультации с «Невеждой-всезнайкой».
Смертельный диагнозСмертельный диагноз
Внезапно получить страшный диагноз – хороший способ значительно ухудшить ситуацию. Персонажи, страдавшие от одного-двух незначительных симптомов (кашля, усталости, моментов дезориентации), посетят врача или больницу и узнают, что на самом деле у них трагическая болезнь, и за несколько недель или даже дней превратятся в жалких развалин, что-то бессмысленно бормочущих себе под нос.
Это может быть или психосоматический эффект, или, возможно, авторы просто усиливают симптомы, раз уж теперь не скрывается их причина.
«Снимайте руку»«Снимайте руку»
Когда кто-то очень не хочет, чтобы его снимали, он закрывает объектив камеры ладонью.
Сюжетная броняСюжетная броня
Главная причина того, что до сих пор не закрыта «Академия стрельбы имперских штурмовиков» (а также действуют еще несколько тропов). Законы мира в буквальном смысле прогибаются под главного персонажа именно благодаря тому, что он главный персонаж. По какой-то причине (даже не благодаря ярко выраженной способности) вы защищены от смерти, серьезных ран и любого другого вреда. Сюжетная броня защищает даже от психологического вреда. Если только вам не уготована смерть, или вы не искушаете судьбу.
Она действует вплоть до большого финала, а иногда и в финале.
Настоящая причина, конечно, состоит в том, что фильм, книга или игра будут ужасно коротки, если герой умрет в первый же раз, когда должен умереть. Но иногда сюжетная броня может показаться слишком уж нереалистичной.
Заметьте, что это особенно сильно отражается на случаях, когда предполагается (например, с помощью «Заявленной способности»), что с героем должно произойти что-то очень плохое – но не происходит после того, как он начинает действовать.
Сравните с «Контрактным бессмертием», когда сюжетная броня надевается потому, что у актеров есть контракты.
Субтропы: «Бессмертие Джокера» - то же самое, но в отношении особенно важного для сериала врага, и «Понижение уровня монстров», когда сюжетная броня врага постепенно теряет свою крепость. «Ага, конечно, ты так и сделаешь» - реакция зрителей на этот троп. «Сделан из железа» - когда вражеские атаки эффективны, но не настолько, насколько ожидается: сюжетная броня половинной мощности.
Родственный троп – «Правило эмпатии», которое может дать сюжетную броню неглавному персонажу (или даже врагу) из-за того, что он симпатичный.
Для изготовления сюжетной брони применяется «Прикладной флеботин», дающий обычно неправдоподобное объяснение причин.
Обычно отсутствует в эпизодах с тропом «Тысяча дорог», путешествием во времени или любых других ситуациях, после которых неизбежна «Перезагрузка».
Для примеров, где важные персонажи на порядок сильнее несчастных бедолаг, умирающих с первого удара, см. «Почти смертельное оружие».
Телефонный этикет на телевиденииТелефонный этикет на телевидении
Неспособность главных персонажей, отвечающих по телефону, либо повесить трубку, либо поприветствовать звонящего, либо хоть как-то попрощаться.
Если нет разделения экрана, то персонажу также необходимо повторять за собеседником все, что тот говорит.
«Ты больше не можешь вернуться домой»«Ты больше не можешь вернуться домой»
По какой-либо причине один из главных персонажей покинул дом – будь то родная страна, планета, вселенная или просто жилище – и не может туда вернуться. Часто его попытки вернуться формируют важную сюжетную линию, но, поскольку «Статус-кво есть Бог», до «Грандиозного финала» «Неудача – единственный вариант». Если причина, по которой он не может вернуться – «Обреченный родной город», то он часто ищет мести или нового места, где можно жить. Иногда они наконец возвращаются «Туда, где все началось», чтобы бросить вызов силе, так долго не пускавшей их.
Этот троп часто встречается вместе с «Рыбой, выброшенной из воды», что обычно приводит к «Хождению куда глаза глядят» или «Каравану, летящему к звездам». «Застрявший в другом мире» обычно подразумевает этот троп (так что большинство примеров подходит и к нему). Когда этот троп применяется ко всей человеческой расе, это «Земля, которая была».
Противоположность – «Чужой в своей стране», когда вы можете вернуться домой, но уже не можете там жить.
Узелок на палкеУзелок на палке
Стереотипное изображение того, как беглецы и бродяги носят свои вещи: заворачивают их в простыню или большой платок и привязывают к палке.
Усталость сюжетной дугиУсталость сюжетной дуги
Сюжетные дуги – это хорошо. Они поддерживают нужный темп сериала, придают ему чувство цели, единства и продуманности и в целом поддерживают интерес к истории в целом. Если только они не длятся и длятся. И длятся. И длятся. Месяцами, если не годами. Внезапно сюжетные дуги уже не поддерживают интерес, а провоцируют фанатов на крики «Ну когда же все закончится?» В конце концов история может стать такой медленной, монотонной и/или повторяющейся, что фандом в большинстве своем даже перестает следить за сериалом, довольствуясь краткими изложениями серий в Readers Digest, которые пересказывают поклонники, все еще их читающие. Когда происходит подобное – это симптом «Усталости сюжетной дуги».
Усталость сюжетной дуги бывает двух видов:
Застой дуги: отдельная сюжетная дуга длится уже черт знает сколько времени, но конца ей по-прежнему не видно. Это обычно случается, когда время, затрачиваемое на пересказ событий отдельной дуги, становится совершенно непропорционально огромным по сравнению с временем, прошедшим in-universe (например, несколько лет пересказывать историю, которая вроде как произошла в течение нескольких часов), что приводит к растущему недоверию. Такой застой характерен для историй типа «Продолжение приключений…», описывающих многочисленные подвиги персонажа или группы персонажей, а не имеющих запланированную конечную цель.
Застой мифа: история длится уже долго. Дооооооооооолго. Ваш ребенок-подросток еще не родился, когда она началась. А персонажи не ближе к конечной цели, чем были пять лет назад. По большей части история переполнена сюжетными линиями, больше похожими на затянутые эпизоды «Монстр недели», без всякого значительного развития персонажей или продвижения сюжета. В экстремальных случаях сериал может закончиться только вместе с автором… Это, естественно, наиболее распространено в «квестовых» историях, где у персонажей есть общая цель, которой необходимо добиться, или «Макгаффин», который нужно захватить.
Стоит отметить, что в самых нелепых примерах сериал может пострадать из-за Застоя мифа, потому что наполнен проходными сюжетными дугами, страдающими от Застоя дуги.
Причины, по которым наступает Усталость сюжетной арки, довольно многочисленны, но чаще всего либо автор тянет время, пытаясь решить, куда же направить сюжет дальше, либо кто-то наверху хочет продолжать сериал до тех пор, пока это приносит прибыль. Или же автор может «Писать для коллекции».
Сравните с «Четырьмя ожидающими сюжетными линиями» - там такой медленный темп используется специально. Сравните также с «Усталостью концовки» и «Самым длинным в мире прологом».
Уютное одеялоУютное одеяло
Какая бы температура ни была на улице, если полежать неподвижно, рано или поздно замерзнешь. Мы отдаем меньше тепла, когда не движемся, в конце концов. Так что человек, который, скажем, засыпает, неизбежно замерзнет быстрее, чем тот, кто двигается и бодрствует. Если этот человек спит на улице без одеяла (или просто заснули в очень странном месте), то он станет ежиться, ворочаться или обнимать себя. Ему некомфортно, и он это демонстрирует. Если у него и было одеяло, то оно сползло, когда он ворочался и дрожал.
Это, конечно же, провоцирует появление другого персонажа, который видит, как плохо первому, нежно укутывает его одеялом (или курткой, если одеяла не найдется), гладит по голове и говорит: «Спи крепко, X». Дискомфорт отступает, и X обычно улыбается во сне, хватаясь за краешек одеяла – даже во сне он благодарит за тепло. Вариантом этого сценария является ситуация, когда на двух персонажей есть всего одно одеяло, и персонаж Y вынужден лечь под него рядом с персонажем X. Этот вариант идеально подходит для создания юста.
Однако «Уютное одеяло» не всегда романтично. Этот троп можно использовать для демонстрации привязанности между двумя любыми персонажами – близкими друзьями, товарищами по команде, постоянно враждующими братьями или сестрами, родителями и детьми или даже старой семейной парой. Часто для персонажа Y это так называемый момент «Поглаживания собаки», особенно если Y в прошлом относился к X как сволочь.
Когда все сделано хорошо, это очень милый и трогательный момент. Когда все сделано плохо, это больше напоминает «Тупую слащавую историю».
См. также «Они мило спят» и «Невидимое золотое сердце».
«Фейспалм» (закрытие лица ладонью)«Фейспалм» (закрытие лица ладонью)
Итак, вы – «Единственный здравомыслящий человек», а придурки вокруг вас снова выкинули что-то такое, что заставляет вас разочароваться в человеческом разуме. Возможно, это ничем не поможет, но ладонь, приложенная ко лбу, одновременно не даст вам видеть творящийся вокруг идиотизм и поможет слегка смягчить надвигающуюся головную боль. Есть варианты – от пощипывания носа до шлепанья себя по лбу. Если персонаж носит шляпу, то ждите, что он надвинет ее на глаза от отвращения. Если он носит плащ или балахон с капюшоном, то натянет капюшон на лицо.
Не стоит и говорить о том, что подобное очень часто встречается в реальной жизни. Кроме того, подобный жест универсален и встречается во многих культурах.
Вариантом фейспалма является битье головой о столешницу.
См. «Окруженный идиотами», «Единственный здравомыслящий человек» и «Пантомима». Не стоит путать это с «Убийством об стену», хотя оно может призвать к жизни этот троп. См. также «Взгляд в сторону». Троп тесно связан с «Перекошенным лицом», может сопровождаться фразой «Это самая тупая вещь, которую я когда-либо слышал!»
«Человек, который слишком мало знал»«Человек, который слишком мало знал»
Персонаж попадает в ситуацию, считая, что имеет дело с приколом, аферой или спектаклем. К сожалению для него, все оказывается реальным. Когда он наконец все понимает, то чувствует неловкость или даже падает в обморок, если ситуация достаточно опасна. Иногда это «Волшебное перо», и оказывается, что персонаж намного компетентнее, чем сам предполагает.
Эффект от ситуации не всегда бывает комическим, если персонаж понимает ее реальность до того, как добьется успеха (особенно если его невежественные действия значительно ухудшили его положение).
В комедиях, когда «Человек, который слишком мало знал» обнаруживает, что ситуация реальна, он часто превращается в «Знатока жанра».
Троп назван в честь одноименного фильма 1997 года (что объединяет его с другим – «Перепутали со шпионами»).
Сравните с «Это все-таки реально» и «Все – часть шоу». Противоположность – «Игра не прекращалась» и «Ты только что испортил съемки», когда персонаж считает, что ситуация реальна, а на самом деле – нет. См. также «Перепутали с крутым парнем».
Эмоциональная встряскаЭмоциональная встряска
Главная цель любой истории – вызвать реакцию у слушателей. Смех, слезы, желание измениться, может быть – даже желание убить рассказчика. Самое худшее, что может случиться – апатичная реакция. История должна влиять и воздействовать на нас. Рассказчик хочет, чтобы аудитория уделяла ему внимание, прислушивалась к каждому слову и аплодировала стоя, когда все закончится.
Как вы думаете, почему персонаж Супермена прожил так долго? Это эскапизм – вы мечтаете делать то же, что и Супермен, летать по воздуху с развевающимся плащом за плечами. Древние мифы тоже повергали мир в транс. На этих историях основывали целые религии. Даже сегодня существуют рассказчики, создавшие себе преданных поклонников.
Еще в Древней Греции люди спрашивали: «Почему нас так привлекают трагедии?» Почему люди смотрят что-то, зная, что это их огорчит, разгневает или испугает? Потому что искусство предназначено не для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо. Оно нужно для того, чтобы вы чувствовали. Аристотель писал: «Трагедия есть имитация действа, которое серьезно, значимо и самодостаточно… когда происходящее вызывает жалость и страх, то происходит катарсис, очищение от подобных эмоций».
Катарсис – это концепция, согласно которой, если вы каким-то образом облегчите свои эмоции, то это повлияет на другие компоненты вашей психики. Это переживание трудно описать; оно не похоже на радость или счастье, «эпической» эта эмоция тоже не является. Лучше всего описать это как «удовлетворение». Здесь мы предпочли термин «эмоциональная встряска».
Подумайте о «Логике холодильника» и «Сознательном отказе от недоверия». Они работают и существуют исключительно потому, что нас захватывает история. Нас настолько должно захватить произошедшее, что мы и думать не должны о нелогичности, неисторичности или научных изъянах.
Все заходит так далеко, как того требует история. Сюжет и персонажи должны выполнить определенные действия, чтобы обосновать собственное использование. «Мальчик для битья» должен быть побит, «Злодей» - сделать что-то злодейское и т.д. Если идет война, а никто не получает ранений, не проливается кровь и даже грязи ни на ком нет, то возникает совершенно неверное впечатление. Похоже на «Негодяя», который не делает ничего нехорошего.
Эти тропы посвящены эмоциональным реакциям: «Фактор катарсиса», «Коронный момент удивительного», «Коронный момент трогательного», «Высокооктановое кошмарное топливо», «Пробивание на слезы».
Эти тропы действуют, когда эмоциональная реакция превалирует над логикой: «Правило крутого», «Правило смешного», «Правило страшного», «Правило драмы», «Правило романтики».
Когда эмоциональная встряска не удается, часто происходит следующее:
Из драмы получается «Нарм».
Из романтической сцены – «Романтическая опухоль на сюжете».
«Пупсик» впадает в «Хнык-ангст».
«Убийство об стену».
«Речь о картонном мире» вырождается в «Пупосозерцание».
Развитие персонажа по определению является изменением характера Динамического персонажа, который меняется за время рассказа. В большинстве художественных произведений оно присутствует в той или иной степени.
Определение «хорошего» и «плохого» развития персонажа субъективно, но обычно все соглашаются, что хорошее развитие персонажа достоверно и совершенствует хорошо выписанного героя. Плохое развитие персонажа оставляет впечатление, что кто-то манипулирует событиями в угоду собственным капризам, или даже снижает достоверность персонажа.
Существует несколько субтропов, ответвляющихся от этого тропа; вот некоторые из них:
«История взросления» основывается на этом тропе в контексте взросления.
«Темнее и злее» или «Светлее и мягче» может либо углубить образ персонажа, либо сгладить ненужные острые углы. Кроме того, из персонажа может получиться слащавая мямля или несимпатичный придурок.
Точно также, несмотря на негативные коннотации в названии, «Разложение крутого парня» может смягчить слишком грубого персонажа. Или разрушить великолепного.
«Фландеризация» часто является негативным примером: странная привычка или характер персонажа постепенно превращаются в его единственную отличительную характеристику.
Достоверность «Превращения из негодяя в ангелочка» или «Превращения из ангелочка в негодяя» зависит от развития персонажа.
«Скрытые грани» - персонаж развивается в неожиданном направлении.
«Момент не в характере» может быть положительным или отрицательным примером, обычно поворачивая персонажа в новом направлении, но не приводя к «Крушению персонажа».
Это не единственные примеры. Злой близнец развития персонажа – «Крушение персонажа». Опасайтесь этого тропа. Противоположность развития персонажа – «Статичный персонаж». См. также «Плоский персонаж» и «Объемный персонаж». Сравните со «Скрытыми гранями»: открывается что-то, что всегда было истиной, но до этого не замечалось.
«Ребята, а где же награда?»«Ребята, а где же награда?»
Жизнь может быть несправедливой. Например, вы только что всех спасли, но хвалят не вас, а кого-то, кто вообще ничего толком не сделал (см. «Человек, застреливший Либерти Вэланса»). Или же вы только что всех спасли, а потом проигрываете в спортивном состязании, назначенном на тот же день. Вы, наверное, думаете: «Ребята, а где же награда?»
Может быть частью «Эзоповой морали» о том, что действительно важно. Когда вы заранее знаете, что вас не то, что не похвалят, а еще и наверняка отругают, это называется «Каков ты во тьме?»
Если вы видите такое слишком часто, значит, наверняка смотрите садистское шоу.
Сравните с «Ребята, а где же уважение?»
Противоположности: «Награду оставьте себе», «Стандартная награда для героя», «Чудесный момент коронации». «Наградный сноб» - нечто похожее, но происходящее в реальной жизни.
Ростки вечной надеждыРостки вечной надежды
Панорама пустынного пейзажа. Прошла война? Научный эксперимент пошел совершенно не так? Бог наконец наказал людей за их уродство? Кому это интересно? Все погибло. Все потеряно. Конец.
Ой ли?
В пыли мы видим растение. Это может быть просто побег с несколькими маленькими листиками, или, может быть, хрупкий цветочек. На вроде бы мертвом дереве появляются свежие побеги. Это «Точка надежды»? Или же «Темнейший час» закончился? Может быть, это «Наковальня с нравоучениями»? Кому это интересно? Может быть, герои наконец заслужили свой хэппи-энд. И важно именно это.
Сравните с «Королем-рыбаком» и «Плодородными стопами»; это может быть «Либо волшебной, либо обычной» версией и того, и другого. См. также «Жили они долго и с детьми».
Иногда связано с «Зеленой Эзоповой моралью».
Слепец, ведущий слепцаСлепец, ведущий слепца
Универсальный троп, чаще всего встречающийся в комедиях.
«Слепец, ведущий слепца» - ситуация, когда один персонаж, попавший в отчаянную ситуацию по неотложному делу, зовет на помощь другого – самопровозглашенного эксперта по этой теме. «Веселье начинается», когда постепенно становится ясно, что советчик на самом деле совсем не эксперт и, возможно, знает даже меньше, чем тот, кому вроде бы помогает. Часто ни один, ни другой персонаж этого не сознают, и первый персонаж после оглушительного провала долго раздумывает, что же пошло не так.
Сравните с «Малоизвестными фактами». Частый результат консультации с «Невеждой-всезнайкой».
Смертельный диагнозСмертельный диагноз
Внезапно получить страшный диагноз – хороший способ значительно ухудшить ситуацию. Персонажи, страдавшие от одного-двух незначительных симптомов (кашля, усталости, моментов дезориентации), посетят врача или больницу и узнают, что на самом деле у них трагическая болезнь, и за несколько недель или даже дней превратятся в жалких развалин, что-то бессмысленно бормочущих себе под нос.
Это может быть или психосоматический эффект, или, возможно, авторы просто усиливают симптомы, раз уж теперь не скрывается их причина.
«Снимайте руку»«Снимайте руку»
Когда кто-то очень не хочет, чтобы его снимали, он закрывает объектив камеры ладонью.
Сюжетная броняСюжетная броня
Главная причина того, что до сих пор не закрыта «Академия стрельбы имперских штурмовиков» (а также действуют еще несколько тропов). Законы мира в буквальном смысле прогибаются под главного персонажа именно благодаря тому, что он главный персонаж. По какой-то причине (даже не благодаря ярко выраженной способности) вы защищены от смерти, серьезных ран и любого другого вреда. Сюжетная броня защищает даже от психологического вреда. Если только вам не уготована смерть, или вы не искушаете судьбу.
Она действует вплоть до большого финала, а иногда и в финале.
Настоящая причина, конечно, состоит в том, что фильм, книга или игра будут ужасно коротки, если герой умрет в первый же раз, когда должен умереть. Но иногда сюжетная броня может показаться слишком уж нереалистичной.
Заметьте, что это особенно сильно отражается на случаях, когда предполагается (например, с помощью «Заявленной способности»), что с героем должно произойти что-то очень плохое – но не происходит после того, как он начинает действовать.
Сравните с «Контрактным бессмертием», когда сюжетная броня надевается потому, что у актеров есть контракты.
Субтропы: «Бессмертие Джокера» - то же самое, но в отношении особенно важного для сериала врага, и «Понижение уровня монстров», когда сюжетная броня врага постепенно теряет свою крепость. «Ага, конечно, ты так и сделаешь» - реакция зрителей на этот троп. «Сделан из железа» - когда вражеские атаки эффективны, но не настолько, насколько ожидается: сюжетная броня половинной мощности.
Родственный троп – «Правило эмпатии», которое может дать сюжетную броню неглавному персонажу (или даже врагу) из-за того, что он симпатичный.
Для изготовления сюжетной брони применяется «Прикладной флеботин», дающий обычно неправдоподобное объяснение причин.
Обычно отсутствует в эпизодах с тропом «Тысяча дорог», путешествием во времени или любых других ситуациях, после которых неизбежна «Перезагрузка».
Для примеров, где важные персонажи на порядок сильнее несчастных бедолаг, умирающих с первого удара, см. «Почти смертельное оружие».
Телефонный этикет на телевиденииТелефонный этикет на телевидении
Неспособность главных персонажей, отвечающих по телефону, либо повесить трубку, либо поприветствовать звонящего, либо хоть как-то попрощаться.
Если нет разделения экрана, то персонажу также необходимо повторять за собеседником все, что тот говорит.
«Ты больше не можешь вернуться домой»«Ты больше не можешь вернуться домой»
По какой-либо причине один из главных персонажей покинул дом – будь то родная страна, планета, вселенная или просто жилище – и не может туда вернуться. Часто его попытки вернуться формируют важную сюжетную линию, но, поскольку «Статус-кво есть Бог», до «Грандиозного финала» «Неудача – единственный вариант». Если причина, по которой он не может вернуться – «Обреченный родной город», то он часто ищет мести или нового места, где можно жить. Иногда они наконец возвращаются «Туда, где все началось», чтобы бросить вызов силе, так долго не пускавшей их.
Этот троп часто встречается вместе с «Рыбой, выброшенной из воды», что обычно приводит к «Хождению куда глаза глядят» или «Каравану, летящему к звездам». «Застрявший в другом мире» обычно подразумевает этот троп (так что большинство примеров подходит и к нему). Когда этот троп применяется ко всей человеческой расе, это «Земля, которая была».
Противоположность – «Чужой в своей стране», когда вы можете вернуться домой, но уже не можете там жить.
Узелок на палкеУзелок на палке
Стереотипное изображение того, как беглецы и бродяги носят свои вещи: заворачивают их в простыню или большой платок и привязывают к палке.
Усталость сюжетной дугиУсталость сюжетной дуги
Сюжетные дуги – это хорошо. Они поддерживают нужный темп сериала, придают ему чувство цели, единства и продуманности и в целом поддерживают интерес к истории в целом. Если только они не длятся и длятся. И длятся. И длятся. Месяцами, если не годами. Внезапно сюжетные дуги уже не поддерживают интерес, а провоцируют фанатов на крики «Ну когда же все закончится?» В конце концов история может стать такой медленной, монотонной и/или повторяющейся, что фандом в большинстве своем даже перестает следить за сериалом, довольствуясь краткими изложениями серий в Readers Digest, которые пересказывают поклонники, все еще их читающие. Когда происходит подобное – это симптом «Усталости сюжетной дуги».
Усталость сюжетной дуги бывает двух видов:
Застой дуги: отдельная сюжетная дуга длится уже черт знает сколько времени, но конца ей по-прежнему не видно. Это обычно случается, когда время, затрачиваемое на пересказ событий отдельной дуги, становится совершенно непропорционально огромным по сравнению с временем, прошедшим in-universe (например, несколько лет пересказывать историю, которая вроде как произошла в течение нескольких часов), что приводит к растущему недоверию. Такой застой характерен для историй типа «Продолжение приключений…», описывающих многочисленные подвиги персонажа или группы персонажей, а не имеющих запланированную конечную цель.
Застой мифа: история длится уже долго. Дооооооооооолго. Ваш ребенок-подросток еще не родился, когда она началась. А персонажи не ближе к конечной цели, чем были пять лет назад. По большей части история переполнена сюжетными линиями, больше похожими на затянутые эпизоды «Монстр недели», без всякого значительного развития персонажей или продвижения сюжета. В экстремальных случаях сериал может закончиться только вместе с автором… Это, естественно, наиболее распространено в «квестовых» историях, где у персонажей есть общая цель, которой необходимо добиться, или «Макгаффин», который нужно захватить.
Стоит отметить, что в самых нелепых примерах сериал может пострадать из-за Застоя мифа, потому что наполнен проходными сюжетными дугами, страдающими от Застоя дуги.
Причины, по которым наступает Усталость сюжетной арки, довольно многочисленны, но чаще всего либо автор тянет время, пытаясь решить, куда же направить сюжет дальше, либо кто-то наверху хочет продолжать сериал до тех пор, пока это приносит прибыль. Или же автор может «Писать для коллекции».
Сравните с «Четырьмя ожидающими сюжетными линиями» - там такой медленный темп используется специально. Сравните также с «Усталостью концовки» и «Самым длинным в мире прологом».
Уютное одеялоУютное одеяло
Какая бы температура ни была на улице, если полежать неподвижно, рано или поздно замерзнешь. Мы отдаем меньше тепла, когда не движемся, в конце концов. Так что человек, который, скажем, засыпает, неизбежно замерзнет быстрее, чем тот, кто двигается и бодрствует. Если этот человек спит на улице без одеяла (или просто заснули в очень странном месте), то он станет ежиться, ворочаться или обнимать себя. Ему некомфортно, и он это демонстрирует. Если у него и было одеяло, то оно сползло, когда он ворочался и дрожал.
Это, конечно же, провоцирует появление другого персонажа, который видит, как плохо первому, нежно укутывает его одеялом (или курткой, если одеяла не найдется), гладит по голове и говорит: «Спи крепко, X». Дискомфорт отступает, и X обычно улыбается во сне, хватаясь за краешек одеяла – даже во сне он благодарит за тепло. Вариантом этого сценария является ситуация, когда на двух персонажей есть всего одно одеяло, и персонаж Y вынужден лечь под него рядом с персонажем X. Этот вариант идеально подходит для создания юста.
Однако «Уютное одеяло» не всегда романтично. Этот троп можно использовать для демонстрации привязанности между двумя любыми персонажами – близкими друзьями, товарищами по команде, постоянно враждующими братьями или сестрами, родителями и детьми или даже старой семейной парой. Часто для персонажа Y это так называемый момент «Поглаживания собаки», особенно если Y в прошлом относился к X как сволочь.
Когда все сделано хорошо, это очень милый и трогательный момент. Когда все сделано плохо, это больше напоминает «Тупую слащавую историю».
См. также «Они мило спят» и «Невидимое золотое сердце».
«Фейспалм» (закрытие лица ладонью)«Фейспалм» (закрытие лица ладонью)
Итак, вы – «Единственный здравомыслящий человек», а придурки вокруг вас снова выкинули что-то такое, что заставляет вас разочароваться в человеческом разуме. Возможно, это ничем не поможет, но ладонь, приложенная ко лбу, одновременно не даст вам видеть творящийся вокруг идиотизм и поможет слегка смягчить надвигающуюся головную боль. Есть варианты – от пощипывания носа до шлепанья себя по лбу. Если персонаж носит шляпу, то ждите, что он надвинет ее на глаза от отвращения. Если он носит плащ или балахон с капюшоном, то натянет капюшон на лицо.
Не стоит и говорить о том, что подобное очень часто встречается в реальной жизни. Кроме того, подобный жест универсален и встречается во многих культурах.
Вариантом фейспалма является битье головой о столешницу.
См. «Окруженный идиотами», «Единственный здравомыслящий человек» и «Пантомима». Не стоит путать это с «Убийством об стену», хотя оно может призвать к жизни этот троп. См. также «Взгляд в сторону». Троп тесно связан с «Перекошенным лицом», может сопровождаться фразой «Это самая тупая вещь, которую я когда-либо слышал!»
«Человек, который слишком мало знал»«Человек, который слишком мало знал»
Персонаж попадает в ситуацию, считая, что имеет дело с приколом, аферой или спектаклем. К сожалению для него, все оказывается реальным. Когда он наконец все понимает, то чувствует неловкость или даже падает в обморок, если ситуация достаточно опасна. Иногда это «Волшебное перо», и оказывается, что персонаж намного компетентнее, чем сам предполагает.
Эффект от ситуации не всегда бывает комическим, если персонаж понимает ее реальность до того, как добьется успеха (особенно если его невежественные действия значительно ухудшили его положение).
В комедиях, когда «Человек, который слишком мало знал» обнаруживает, что ситуация реальна, он часто превращается в «Знатока жанра».
Троп назван в честь одноименного фильма 1997 года (что объединяет его с другим – «Перепутали со шпионами»).
Сравните с «Это все-таки реально» и «Все – часть шоу». Противоположность – «Игра не прекращалась» и «Ты только что испортил съемки», когда персонаж считает, что ситуация реальна, а на самом деле – нет. См. также «Перепутали с крутым парнем».
Эмоциональная встряскаЭмоциональная встряска
Главная цель любой истории – вызвать реакцию у слушателей. Смех, слезы, желание измениться, может быть – даже желание убить рассказчика. Самое худшее, что может случиться – апатичная реакция. История должна влиять и воздействовать на нас. Рассказчик хочет, чтобы аудитория уделяла ему внимание, прислушивалась к каждому слову и аплодировала стоя, когда все закончится.
Как вы думаете, почему персонаж Супермена прожил так долго? Это эскапизм – вы мечтаете делать то же, что и Супермен, летать по воздуху с развевающимся плащом за плечами. Древние мифы тоже повергали мир в транс. На этих историях основывали целые религии. Даже сегодня существуют рассказчики, создавшие себе преданных поклонников.
Еще в Древней Греции люди спрашивали: «Почему нас так привлекают трагедии?» Почему люди смотрят что-то, зная, что это их огорчит, разгневает или испугает? Потому что искусство предназначено не для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо. Оно нужно для того, чтобы вы чувствовали. Аристотель писал: «Трагедия есть имитация действа, которое серьезно, значимо и самодостаточно… когда происходящее вызывает жалость и страх, то происходит катарсис, очищение от подобных эмоций».
Катарсис – это концепция, согласно которой, если вы каким-то образом облегчите свои эмоции, то это повлияет на другие компоненты вашей психики. Это переживание трудно описать; оно не похоже на радость или счастье, «эпической» эта эмоция тоже не является. Лучше всего описать это как «удовлетворение». Здесь мы предпочли термин «эмоциональная встряска».
Подумайте о «Логике холодильника» и «Сознательном отказе от недоверия». Они работают и существуют исключительно потому, что нас захватывает история. Нас настолько должно захватить произошедшее, что мы и думать не должны о нелогичности, неисторичности или научных изъянах.
Все заходит так далеко, как того требует история. Сюжет и персонажи должны выполнить определенные действия, чтобы обосновать собственное использование. «Мальчик для битья» должен быть побит, «Злодей» - сделать что-то злодейское и т.д. Если идет война, а никто не получает ранений, не проливается кровь и даже грязи ни на ком нет, то возникает совершенно неверное впечатление. Похоже на «Негодяя», который не делает ничего нехорошего.
Эти тропы посвящены эмоциональным реакциям: «Фактор катарсиса», «Коронный момент удивительного», «Коронный момент трогательного», «Высокооктановое кошмарное топливо», «Пробивание на слезы».
Эти тропы действуют, когда эмоциональная реакция превалирует над логикой: «Правило крутого», «Правило смешного», «Правило страшного», «Правило драмы», «Правило романтики».
Когда эмоциональная встряска не удается, часто происходит следующее:
Из драмы получается «Нарм».
Из романтической сцены – «Романтическая опухоль на сюжете».
«Пупсик» впадает в «Хнык-ангст».
«Убийство об стену».
«Речь о картонном мире» вырождается в «Пупосозерцание».
@темы: Переводы