Вселенная без меня уже не та... (с)
История (с большим количеством примечаний в скобках) о соло на надувной гитаре, игранном автором этих строк на том самом концерте, где Сергей Маврин представил почтенной публике настоящую легендарную (и нисколько не надувную) гитару "Урал" и в тринадцатый и последний раз за месяц отметил давно прошедшее тринадцатилетие, устроив феерию (начатую и законченную в точности по расписанию) с переодеванием в странную одежду (не себя), тортом в лицо (не себе), новогодними елками (одну из которых получил самолично) и номерами приглашенных артистов.
читать дальшеОтчеты со стороны непосредственных участников - штука интересная, ибо объективным оставаться довольно трудно. С другой стороны, мое участие в концерте ограничилось одной песней, так что по большей части я был зрителем. В общем, дальше будет более или менее связный поток сознания. Если что - столь же цветастого, в стиле Даниэля Дефо, изложения событий, как в заголовке, не ожидайте. Или ожидайте, но тогда, очень боюсь, разочаруетесь. Или не разочаруетесь... В общем, если что, я предупредил.
(Кстати, представьте себе Даниэля Дефо, ведущего Твиттер. Представили? Нет? Ну и правильно - у него ну очень недружественные к микроблогам заголовки. "To Helle with Twyttere-style" - наверное, сказал бы он, а то и посоветовал бы засунуть твиттер-стайл в какое-нибудь совсем уж неприличное даже для англичанина место.)
Итак, где-то за месяц до концерта я узнал, что выступаю, и, конечно, обрадовался. Чуть позже меня обрадовал уже фан-клуб, назначив ответственным за закупку и беспалевный пронос кое-какого реквизита. Реквизит состоял из шедевров китайской легкой промышленности - силиконовых браслетов со светодиодной подсветкой и нескольких надувных гитар.
За пару дней до события я узнал, что именно буду петь. "Жертвой" победителей очередного этапа конкурса "Дай руку мне" оказалась "Будем жить, Мать Россия". Забавно замкнулся своеобразный круг: почти семь (!) лет назад я впервые вышел на сцену с мавриками, чтобы исполнить именно "Мать Россию".
В этот же день я съездил за обновкой в магазин винтажной одежды. На концерте предстояло предстать перед публикой (появиться на публике? Продемонстрировать зрителям? Если недовольны тавтологией, помогите подобрать синоним!) в черной рубашке, расшитой цветами.
Ради интереса я попробовал примерить имевшиеся в магазине в изобилии шляпы. На мою голову не налезла ни одна! Видать, у европейских винтажепитеков черепа были сплошь небольшой окружности. Ну, или магазин пережил нашествие большеголовых, и все шляпы подходящего размера уже раскупили. Кто знает...
День концерта. Неторопливо собираю вещи, Ника делает мне прическу "под ведьмака" (*голосом Ливанова из "Котенка по имени Гав* Я не эльф! Не эльф! Не эльф!!! *обычным голосом* В клубе мне вообще сказали, что прическу я сделал под Артема. Ага, у нас так волосы похожи...), выдвигаюсь. Перед саундчеком отлавливаю единственную в этот раз ростовскую гостью - Женю LDSZ, в клуб заходим вместе. На входе сидит сам арт-директор "Плана Б" Константин Миронов (похоже, я так изменился в последнее время, что он меня даже не сразу признал в лицо), так что никаких проблем не возникает, даже досматривают номинально.
Первым из музыкантов встретился Артем Стыров - пока остальные играли инструментал, он ненадолго вышел в коридор. Позже он рассказал о злоключениях группы на украинских гастролях... оставалось только посочувствовать.
На саундчек мы пришли едва ли не первыми, не считая самих мавриков. Ну а что, Сергей сказал "можно приезжать с трех", почему бы и не приехать. Смотреть, как тщательно отстраиваются профессиональные музыканты, конечно, зрелище не для всех, но мне понравилось.
Вскоре начали съезжаться другие гости - музыканты групп Stigmata и Tracktor Bowling с друзьями. Милейшие, кстати, в общении люди - победителей конкурса "поселили" с ними в одной гримёрке, так что говорили много и на разные темы - от "Единой России" и гастрольных историй до Мразиша (кто знает, поймет), Александра Пескова с подтанцовкой из 28 брутальных мужиков в кокошниках и готических групп с 20-канальными подкладами из портастудий. "Прикинь, девочка берет один аккорд, а дальше гитара типа сама играет!"
Гречишников выжимал все возможное из клубного пульта, делая разные каналы то погромче, то потише. Толком даже уже и не помню, что на чеке игралось; разве что "Герой асфальта" с частью аранжировки из "Харона", где я, сидя за столом, изображал клавишное соло ("Так вот как выглядит твоя маниакальная фаза", - заметила LDSZ).
В конце концов все остались довольны, и на сцену пригласили чекаться гостей. С Тарасом Уманским и Лусинэ Геворкян, она же просто Лу, все прошло довольно гладко, потом на сцену вышли победители "Дай руку мне". Договорившись о порядке исполнения (Артем неожиданно самоустранился - вообще, уже судя по чеку, было ясно, что ему немного нездоровится. Так, видать, и не отошел от простуды, полученной еще на украинском турне, где приходилось ночевать прямо в автобусе - даже в шутку посетовал, что "надо было тебя с собой взять, чтобы подменял". В общем, так или иначе, примечание в скобках затянулось... Скажу наконец, что последний "ударный" куплет взял на себя я), мы проверили микрофоны (я решил для этого почитать текст "Матери России" с выражением, в стиле Уильяма Шатнера. Немногие присутствующие в зале поржали, кто-то даже спросил: "А ты что, так и будешь исполнять?") и начали петь...
После прогона к нам вышел Гречишников и спросил: "Ребята, скажите мне, кто-нибудь из вас знает ПРАВИЛЬНЫЙ текст?" Вопрос был совсем не праздный - может, ребята волновались, может, нашли в Интернете неправильный вариант текста (о, это легче, чем вы думаете - мне попадались даже перлы типа "На рот покажут рукой" вместо "Норов покажут крутой")... в общем, слова путали, скажем так.
Узнав, какой "Мать Россия" по порядку, я с энной попытки дозвонился домой, но там ждала нерадостная новость - Ника приболела и прийти не сможет. Жаль, так ждали концерт, и так все в результате получилось.
Потом Маврин наконец взял со стойки "Урал". LDSZ сделала поистине исторический кадр - первое появление Сергея с этой гитарой на сцене, хотя и не перед публикой.
Время шло, постепенно подтягивался народ по спискам... Незадолго до семи вечера наконец стали пускать и "обычную" публику; я как раз в этот момент вышел к охране и обнаружил обвешанную сумками Марину, которую досматривали так тщательно, словно проверяли, уж не заложена ли в объективы взрывчатка. За Мариной последовали и прочие фан-клубовцы из Москвы и Ярославля. Карина пронесла купленную накануне небольшую елку, которую ярославцы тут же украсили светящимися браслетами, а вместо звездочки повесили одну из моих "шиповок". Остальные одиннадцать быстро разошлись по рукам - один я нацепил себе, один еще на саундчеке взяла LDSZ, где-то половину взяли ярославцы... Так, что-то звучит это почти как толкиеновская присказка про Кольца
Три заготовленных надувных гитары я тоже передал фан-клубу, попросив одну из них отдать мне на "Матери России". Да-да, у меня был хитрый план.
Народ все прибывал. Вскоре появилась Эстел и тут же рассказала, что никак не могла выбрать, на каких именно каблуках идти в клуб, поэтому взяла аж три пары обуви. Марина тут же отреагировала: "С такой дамской сумочкой под названием "багажник машины" ты можешь взять и побольше!" В другой части зала обнаружилась Надя с компанией... Где-то в это же время я добыл для Марины и Жени браслеты, с которыми их должны были пустить фотографировать на лестницу к балкону.
Фан-клуб столпился возле входа в гримерку и отлавливал проходивших мавриков. Первым "одарили" Диму Завидова, после чего попросили его позвать кого-нибудь еще. Затем точно таким же манером отправили "гонцами" в гримерку Гречишникова и Славика. Вышли, впрочем, только по очереди Артем и Алексис.
Ярославцы подарили группе хитрые магниты ручной работы... что лежало в сумках московского фан-клуба и околофан-клуба, честно скажу, не знаю.
(Забегая вперед, скажу, что Сергею и Лёне подарки лично вручить так и не удалось - пришлось передавать через Аню Балашову.)
В гостевой гримерке народ цивильно ел бутерброды, запивая минеральной водой. Зашел разговор про диеты - кто-то вообще сказал, что ест любое мясо и любую колбасу, "главное - есть их без мучного - макарон, хлеба и прочего". На секунду заглянула Эстел, спросила, не видел ли я Карину (позже, в перерыве между какими-то песнями, она толкнула мне небольшую речь на тему "Ты так мило с ними смотрелся!") Я сфотографировал на телефон сет-лист, взял одну бутылку минералки и отправился делиться с фан-клубовским народом и тем, и другим. Прямо внучатый племянник старика Хоттабыча (я как раз сейчас весьма небрит): хотите браслеты, яхонтами переливающиеся, и древо новогоднее - доставлю вам, о дивные пери; хотите браслеты иные, стражам бдительным взор отводящие - возьмите, о совоокие служительницы пророка Никона, и да откроются вам виды наилучшие; желаете знать наперед, какими песнями нынешним вечером будут услаждать слух наш любимые музыканты, или жажда иссушила уста ваши после долгой дороги - и это для вас исполню, о избранные из избранных, соль земли Мавританской.
В первый ряд мне по очевидным причинам путь был заказан - к двадцатой песне я бы начисто посадил голос и устал, - так что пришлось обосноваться на лестнице в гримерку. Началось действо на удивление вовремя, прямо в восемь вечера... с накладки. Вместе с "Интро", традиционно предварявшим "Дьявольский вальс", из портастудии зазвучали сначала аккорды симфонического оркестра, а потом и вовсе "С новым веком". Накаркали гости про "двадцать треков подклада" прямо.
После этого, впрочем, цифровой клавишник работал без сбоев. Маврин все-таки презентовал широкой публике серьезно модернизированный "Урал" и почти сразу же, на "Диком поле", отправил его "отдыхать" до конца концерта. А мигающие браслеты на фан-клубовцах в первых рядах смотрелись весьма эффектно. Думаю, стоит снова наведаться на Восточный базар.
Вслед за мини-блоком песен с "Неформата" (перед "Поездом" Маврин рассказал о злоключениях на украинских гастролях, порадовался, что больше тринадцатилетие отмечать не придется - кстати, что интересно, московский концерт вышел тринадцатым в этой части тура... Ну да, тринадцатилетие закончилось, но вот в две тысячи, знаете ли, тринадцатом году предстоит отмечать 15-летие группы и 50-летие самого Маврина; говорят, что он через КузЪмича договорился с Гарольдом Кемпингом и Тецкатлипокой об отсрочке конца света в этих целях. Хотя что нам, мы и при свечах отпразднуем...) практически нон-стопом последовала первая половина альбома "Моя свобода". Где-то в начале "Души" я ретировался в гримерку, и там, почуяв, видимо, во мне эксперта по мавринскому материалу, ко мне подошел Тарас с вопросом "Скоро мне играть?" Я сказал, что торопиться особо не стоит - песни у мавриков длинные, вон, "Душа" целых шесть минут, а она только началась... На чью-то удивленную реплику "Вот ведь... Песни по 6 минут играют" тут же последовал ответ: "Это еще что, вот "Моя свобода только что закончилась, она 11 минут". Сам факт существования у Маврина одиннадцатиминутной композиции, похоже, ввел собравшийся в гримерке народ в культурный шок.
Передохнув и душевно поболтав (и пропустив за сим занятием еще и "Мое небо"), на "Вольной птице" я выбрался обратно на лестницу. Мимо периодически пробегали, выбираясь на дальний край сцены, Марина и Эстел, вооруженные совсем уж устрашающих размеров телеобъективами. Впрочем, судя по концептуальному сине-красному освещению, предложенному клубом, фотографам, чую, вскоре придется таскать на выступления еще и собственные софиты.
Прозвучало уже второе за концерт "Интро", на этот раз - к альбому "Скиталец", и группа сыграла "песню, написанную еще в прошлом веке, но актуальную и поныне" - "Хватит врать". В самом деле, "лжи экранной" сейчас много, как никогда, причем на компьютерных экранах ее временами в разы больше.
И вот "Хранитель" и первый на сегодня гость - гитарист "Stigmata" Тарас Уманский. По-моему, именно тогда Маврин прочитал скорбную эпитафию: "На ваших глазах умирает легендарный микрофон, в который были записаны абсолютно все выпуски "Железного занавеса". К сожалению, его время пришло..."
Если честно, какая именно концептуальная идея скрывалась за приглашением гитаристов, я так и не понял. И Тарас, и отыгравший в самом конце концерта песню "За чертой" Мульт из Tracktor Bowling играли точно такую же партию ритм-гитары, как и Алексис. Разве что, как говорится, движухи (или, для особо эстетствующих читателей - динамики) на сцене прибавилось. Тарас увлеченно тряс головой, подходил то к Лёне, то к Маврину... В общем, вышло зрелищно. А лично я порадовался еще и тому, что в сет-лист наконец-то вернули песни с "Химического сна" - после "Стаи" прозвучала еще и заглавная композиция этого альбома десятилетней давности. Правда, Артем, похоже, несколько от нее отвык и вслед за "Стаей" сначала сразу объявил "Пока боги спят".
На "Воинах" я решил-таки пробраться в первый ряд, но традиционных мотыляний хайрами как-то не вышло, так что я быстро выбрался обратно и ушел в гримерку. Там за консультацией ко мне обратились уже музыканты Tracktor Bowling - Лу и вышеупомянутый Мульт. На вопрос "Через сколько будет песня "За чертой"?" я решил дать максимально точный ответ и начал тыкать пальцем в сет-лист, подсчитывая примерную длительность оставшихся песен и бормоча под нос "Воины - девять минут, Кастельвания - шесть..." На Мульта это произвело неизгладимое впечатление - он потом каждому вошедшему в гримерку показывал на меня и говорил: "Этот человек знает, сколько длятся все песни Маврина!" В подтверждение этих слов я подписал рядом с каждой песней их длины с округлением до полуминуты.
Вообще из-за тесноты в гримерке было весело. Каждый, кто заходил и вставал у двери, рано или поздно нажимал на выключатель, сделанный заботливыми электриками аккурат на уровне ягодиц человека среднего роста. Каждое погружение комнатки в темноту сопровождалось смехом и просьбой включить мой мигающий браслет.
После двух вышеупомянутых песен народ из гримерки (к тому времени там собралось уже, наверное, человек десять) потянулся в зал - послушать две, пожалуй, наиболее близких к альтернативе композиции "Маврика" и приготовиться к выступлению Лу.
"Эй, человек" в репертуаре группы не было аж со времен Витарта (очевидцы концертов начала 2000-х меня поправят, если что). Вокал Стаса на "Неформате" я люблю нежною любовью; если с другими песнями с этого альбома Артем, несмотря на болезнь, хорошо справился, то вот "Эй, человек"... можете со мной сколько угодно не соглашаться, но песня эта совершенно "не его". Не хватает ему истеричных ноток Витарта в припевах и издевательских - в куплетах.
На "Шоу Тайм", если я ничего не путаю, изначально должна была петь Лу, но в результате ее выход перенесли на "Рожденных жить". Аня Балашова на припевы не вышла, но и дуэт Сергея (певшего уже в "местный" микрофон) и Артема слушался вполне органично и хорошо. В том числе потому, что Артему нужно было только петь, а не читать рэп и выкрикивать слова припева.
Дуэт Артема и Лу вышел не менее органичным и запоминающимся. "Рожденных жить" они разделили не по куплетам, а буквально по строчкам, и это было отличным решением - зрители, грубо говоря, не успевали забыть, кто как звучит. Вышло все здорово, даже экстремальные верхние ноты Лу оказались вполне к месту. После песни Лу вручили огромную новогоднюю елку (а мы-то еще беспокоились, как пронести нашу карликовую), которая, правда, развалилась прямо у нее в руках.
По сет-листу дальше следовал "Город, стоящий у Солнца", так что, объявив "Мать Россию" и вызвав на сцену победителей конкурса "Дай руку мне", Сергей застал меня врасплох. Впрочем, дальше все пошло по плану: Карина выдала мне заранее заготовленную надувную гитару, и началась обещанная еще в заголовке отчета феерия для трио и рок-группы. Стоять на месте или просто бегать по сцене с микрофоном совершенно не хотелось, так что я, можно сказать, стал хронологически вторым за вечер гостем-гитаристом. Пока ребята пели свои куплеты (скажу честно - особо за их исполнением не следил, пусть рассказывают очевидцы из зала), я успел закрепить микрофон на оставленной Артемом стойке, поизображать игру на ритм-гитаре последовательно с Юрой, Сергеем и снова Юрой, подпеть в двух припевах (интересно, уж не специально ли Гречишников нарулил звук так, что мои бэки напрочь перекрывали все остальное?), поучаствовать в спровоцированной Алексисом войной шариками (да-да, видео не врет: именно Юра под конец второго припева поймал шарик, надел его себе на голову, а потом бросил в мою сторону; уже после этого шарики полетели и из зала) и сыграть то самое соло на надувной гитаре, встав рядом с игравшим настоящее соло Мавриным. Выбросив верой и правдой послуживший инструмент в зал (а представляете - реально бы гитаристы гитары зрителям кидали! Правда, быстро разорились бы...), я взял микрофон и спел свой куплет. Эх, как давно не выходил на сцену без гитары... аж повторить захотелось.
Позитивный контакт со зрителями - это, доложу вам, ощущение потрясающее. Когда вернувшийся на сцену под самый конец Артем шепнул на ухо "Пройдись по рукам" (не в смысле "ногами", конечно - просто дать всем "пять", так сказать) , этих рук ко мне потянулось столько, словно я был фронтменом не одну минуту, а весь предыдущий концерт. Руки, лица, искренняя радость человека, поймавшего вторую брошенную надувную гитару... Такой заряд позитивных эмоций запомнится надолго.
(Вообще на этом концерте в отличном настроении были ВСЕ, с кем довелось пообщаться - и до, и после, и во время. Всеобщее, как говорят в одной сверхсекретнополишинельной законспирированной общеизвестной организации, мимими и пипипи.)
Группа ушла со сцены, но явно не насовсем: Маврин, поздравив всех с новым годом, обещал явление Деда Мороза. После пары минут скандирования "Маврик" вышел одинокий Артем (кстати, в этот раз он между песнями устраивал как никогда много распевок в стиле Фредди) и поинтересовался, не устали ли мы. Я за это время успел встретить Виолку, отдать ей обещанный браслет и добраться до фан-клубовского пристанища справа от сцены и обнаружить отсутствие на елке светящегося браслета (как я узнал лишь спустя несколько дней по фотографии, браслет экспроприировал Маврин и нацепил его на головку грифа "Джексона". Определенно удачная идея). Зрители, конечно, ответили, что не устали, и к Артему присоединился Сергей, нацепивший клоунский нос с накладными "чаплиновскими" усиками (да, похоже, с надувной гитарой я таки попал "в струю"). После небольшой речи о "старой песне, переделанной по-новому", зазвучало вступление к "Харону", на сцену вышли Лёня, Дима и...
Юра.
Поверьте мне на слово - его убранство было достойно и троеточия, и отдельного абзаца. Он всех просто покорил. Костюм не то царя, не то татарского хана... с фатой и довольно-таки длинной и толстой косой. По итогам бурных обсуждений в Интернете решили, что это Дед Снегур, и никак иначе. В общем, на "Герое асфальта" феерия продолжилась в полный рост.
Чтобы разоблачиться из пышных одежд, Алексису понадобилась вся следующая песня, так что "Утоли мои печали" группа отыграла вчетвером. Было бы у Артема фортепиано, сходство с Queen оказалось бы еще более разительным, но и так в одну гитару получилось чем-то похоже на баллады этого прославленного коллектива.
После "Печалей" Сергей представил группу и объявил, что сейчас на сцене будет шампанское в честь случившегося в начале месяца дня рождения Лёни. (Ну и что, что давно - московские фанаты-то не поздравляли!) Шампанское вынесла Аня, торт - Славик. Уже по тому, как он поднес торт к лицу Леонида, чтобы тот задул свечки, стало ясно, что задумал он что-то недоброе. Мог ведь и просто дать торт ему, вряд ли у Лёни настолько руки устали, чтобы не удержать килограмм крема и бисквита. А так - сразу после задувания (задутия?) Слава отточенным движением залепил имениннику тортом в лицо! Зал взорвался от хохота.
Минуты две понадобилось, чтобы Лёня привел себя в порядок (обтерся полотенцем, умылся и исторг из себя эффектный сноп брызг набранных в рот остатков воды), после чего Сергей представил Андрея "Мульта" (у которого оказались эффектные волосы почти до пояса), и группа наконец сыграла "За чертой". Под "Финал" все, как и полагается, вышли на поклон (в том числе Тарас и Лу), и LDSZ протянула Маврину нашу елочку, которую он забрал в гримерку.
Народ постепенно начал расходиться. Самые стойкие остались ждать группу в надежде на автографы; я в шутку даже предложил фан-клубу тоже давать автографы - в конце концов, тоже участники действа, я так и вовсе на сцене побывал. И ведь даже дали бы, да маркера не нашлось. Увиделся с Танатом, Ярославной... правда, самый удивительный разговор был с человеком, который видел меня с Артемом шесть лет назад на концерте "Каллисто".
Охранники постепенно начали вытеснять немногих оставшихся зрителей к раздевалке - мол, "все равно они тоже через эту дверь выйдут". Я даже не додумался показать свой браслет и покорно ушел к выходу. Там с Женей, Кариной и каким-то товарищем из Пустыни мы простояли до 12 ночи и действительно дождались всех по очереди. Дима и Лёня прошмыгнули незаметно, Артем остановился чуть-чуть поболтать, Юра о чем-то долго разговаривал с друзьями... Сергей вышел с тремя гитарами в руках, крайне слабо воспринимая окружающую действительность.
Выполнив свою миссию, наша сверхстойкая троица направилась к метро "Достоевская". Вот так и закончился сей насыщенный день.
читать дальшеОтчеты со стороны непосредственных участников - штука интересная, ибо объективным оставаться довольно трудно. С другой стороны, мое участие в концерте ограничилось одной песней, так что по большей части я был зрителем. В общем, дальше будет более или менее связный поток сознания. Если что - столь же цветастого, в стиле Даниэля Дефо, изложения событий, как в заголовке, не ожидайте. Или ожидайте, но тогда, очень боюсь, разочаруетесь. Или не разочаруетесь... В общем, если что, я предупредил.
(Кстати, представьте себе Даниэля Дефо, ведущего Твиттер. Представили? Нет? Ну и правильно - у него ну очень недружественные к микроблогам заголовки. "To Helle with Twyttere-style" - наверное, сказал бы он, а то и посоветовал бы засунуть твиттер-стайл в какое-нибудь совсем уж неприличное даже для англичанина место.)
Итак, где-то за месяц до концерта я узнал, что выступаю, и, конечно, обрадовался. Чуть позже меня обрадовал уже фан-клуб, назначив ответственным за закупку и беспалевный пронос кое-какого реквизита. Реквизит состоял из шедевров китайской легкой промышленности - силиконовых браслетов со светодиодной подсветкой и нескольких надувных гитар.
За пару дней до события я узнал, что именно буду петь. "Жертвой" победителей очередного этапа конкурса "Дай руку мне" оказалась "Будем жить, Мать Россия". Забавно замкнулся своеобразный круг: почти семь (!) лет назад я впервые вышел на сцену с мавриками, чтобы исполнить именно "Мать Россию".
В этот же день я съездил за обновкой в магазин винтажной одежды. На концерте предстояло предстать перед публикой (появиться на публике? Продемонстрировать зрителям? Если недовольны тавтологией, помогите подобрать синоним!) в черной рубашке, расшитой цветами.
Ради интереса я попробовал примерить имевшиеся в магазине в изобилии шляпы. На мою голову не налезла ни одна! Видать, у европейских винтажепитеков черепа были сплошь небольшой окружности. Ну, или магазин пережил нашествие большеголовых, и все шляпы подходящего размера уже раскупили. Кто знает...
День концерта. Неторопливо собираю вещи, Ника делает мне прическу "под ведьмака" (*голосом Ливанова из "Котенка по имени Гав* Я не эльф! Не эльф! Не эльф!!! *обычным голосом* В клубе мне вообще сказали, что прическу я сделал под Артема. Ага, у нас так волосы похожи...), выдвигаюсь. Перед саундчеком отлавливаю единственную в этот раз ростовскую гостью - Женю LDSZ, в клуб заходим вместе. На входе сидит сам арт-директор "Плана Б" Константин Миронов (похоже, я так изменился в последнее время, что он меня даже не сразу признал в лицо), так что никаких проблем не возникает, даже досматривают номинально.
Первым из музыкантов встретился Артем Стыров - пока остальные играли инструментал, он ненадолго вышел в коридор. Позже он рассказал о злоключениях группы на украинских гастролях... оставалось только посочувствовать.
На саундчек мы пришли едва ли не первыми, не считая самих мавриков. Ну а что, Сергей сказал "можно приезжать с трех", почему бы и не приехать. Смотреть, как тщательно отстраиваются профессиональные музыканты, конечно, зрелище не для всех, но мне понравилось.
Вскоре начали съезжаться другие гости - музыканты групп Stigmata и Tracktor Bowling с друзьями. Милейшие, кстати, в общении люди - победителей конкурса "поселили" с ними в одной гримёрке, так что говорили много и на разные темы - от "Единой России" и гастрольных историй до Мразиша (кто знает, поймет), Александра Пескова с подтанцовкой из 28 брутальных мужиков в кокошниках и готических групп с 20-канальными подкладами из портастудий. "Прикинь, девочка берет один аккорд, а дальше гитара типа сама играет!"
Гречишников выжимал все возможное из клубного пульта, делая разные каналы то погромче, то потише. Толком даже уже и не помню, что на чеке игралось; разве что "Герой асфальта" с частью аранжировки из "Харона", где я, сидя за столом, изображал клавишное соло ("Так вот как выглядит твоя маниакальная фаза", - заметила LDSZ).
В конце концов все остались довольны, и на сцену пригласили чекаться гостей. С Тарасом Уманским и Лусинэ Геворкян, она же просто Лу, все прошло довольно гладко, потом на сцену вышли победители "Дай руку мне". Договорившись о порядке исполнения (Артем неожиданно самоустранился - вообще, уже судя по чеку, было ясно, что ему немного нездоровится. Так, видать, и не отошел от простуды, полученной еще на украинском турне, где приходилось ночевать прямо в автобусе - даже в шутку посетовал, что "надо было тебя с собой взять, чтобы подменял". В общем, так или иначе, примечание в скобках затянулось... Скажу наконец, что последний "ударный" куплет взял на себя я), мы проверили микрофоны (я решил для этого почитать текст "Матери России" с выражением, в стиле Уильяма Шатнера. Немногие присутствующие в зале поржали, кто-то даже спросил: "А ты что, так и будешь исполнять?") и начали петь...
После прогона к нам вышел Гречишников и спросил: "Ребята, скажите мне, кто-нибудь из вас знает ПРАВИЛЬНЫЙ текст?" Вопрос был совсем не праздный - может, ребята волновались, может, нашли в Интернете неправильный вариант текста (о, это легче, чем вы думаете - мне попадались даже перлы типа "На рот покажут рукой" вместо "Норов покажут крутой")... в общем, слова путали, скажем так.
Узнав, какой "Мать Россия" по порядку, я с энной попытки дозвонился домой, но там ждала нерадостная новость - Ника приболела и прийти не сможет. Жаль, так ждали концерт, и так все в результате получилось.
Потом Маврин наконец взял со стойки "Урал". LDSZ сделала поистине исторический кадр - первое появление Сергея с этой гитарой на сцене, хотя и не перед публикой.
Время шло, постепенно подтягивался народ по спискам... Незадолго до семи вечера наконец стали пускать и "обычную" публику; я как раз в этот момент вышел к охране и обнаружил обвешанную сумками Марину, которую досматривали так тщательно, словно проверяли, уж не заложена ли в объективы взрывчатка. За Мариной последовали и прочие фан-клубовцы из Москвы и Ярославля. Карина пронесла купленную накануне небольшую елку, которую ярославцы тут же украсили светящимися браслетами, а вместо звездочки повесили одну из моих "шиповок". Остальные одиннадцать быстро разошлись по рукам - один я нацепил себе, один еще на саундчеке взяла LDSZ, где-то половину взяли ярославцы... Так, что-то звучит это почти как толкиеновская присказка про Кольца

Три заготовленных надувных гитары я тоже передал фан-клубу, попросив одну из них отдать мне на "Матери России". Да-да, у меня был хитрый план.
Народ все прибывал. Вскоре появилась Эстел и тут же рассказала, что никак не могла выбрать, на каких именно каблуках идти в клуб, поэтому взяла аж три пары обуви. Марина тут же отреагировала: "С такой дамской сумочкой под названием "багажник машины" ты можешь взять и побольше!" В другой части зала обнаружилась Надя с компанией... Где-то в это же время я добыл для Марины и Жени браслеты, с которыми их должны были пустить фотографировать на лестницу к балкону.
Фан-клуб столпился возле входа в гримерку и отлавливал проходивших мавриков. Первым "одарили" Диму Завидова, после чего попросили его позвать кого-нибудь еще. Затем точно таким же манером отправили "гонцами" в гримерку Гречишникова и Славика. Вышли, впрочем, только по очереди Артем и Алексис.
Ярославцы подарили группе хитрые магниты ручной работы... что лежало в сумках московского фан-клуба и околофан-клуба, честно скажу, не знаю.
(Забегая вперед, скажу, что Сергею и Лёне подарки лично вручить так и не удалось - пришлось передавать через Аню Балашову.)
В гостевой гримерке народ цивильно ел бутерброды, запивая минеральной водой. Зашел разговор про диеты - кто-то вообще сказал, что ест любое мясо и любую колбасу, "главное - есть их без мучного - макарон, хлеба и прочего". На секунду заглянула Эстел, спросила, не видел ли я Карину (позже, в перерыве между какими-то песнями, она толкнула мне небольшую речь на тему "Ты так мило с ними смотрелся!") Я сфотографировал на телефон сет-лист, взял одну бутылку минералки и отправился делиться с фан-клубовским народом и тем, и другим. Прямо внучатый племянник старика Хоттабыча (я как раз сейчас весьма небрит): хотите браслеты, яхонтами переливающиеся, и древо новогоднее - доставлю вам, о дивные пери; хотите браслеты иные, стражам бдительным взор отводящие - возьмите, о совоокие служительницы пророка Никона, и да откроются вам виды наилучшие; желаете знать наперед, какими песнями нынешним вечером будут услаждать слух наш любимые музыканты, или жажда иссушила уста ваши после долгой дороги - и это для вас исполню, о избранные из избранных, соль земли Мавританской.
В первый ряд мне по очевидным причинам путь был заказан - к двадцатой песне я бы начисто посадил голос и устал, - так что пришлось обосноваться на лестнице в гримерку. Началось действо на удивление вовремя, прямо в восемь вечера... с накладки. Вместе с "Интро", традиционно предварявшим "Дьявольский вальс", из портастудии зазвучали сначала аккорды симфонического оркестра, а потом и вовсе "С новым веком". Накаркали гости про "двадцать треков подклада" прямо.
После этого, впрочем, цифровой клавишник работал без сбоев. Маврин все-таки презентовал широкой публике серьезно модернизированный "Урал" и почти сразу же, на "Диком поле", отправил его "отдыхать" до конца концерта. А мигающие браслеты на фан-клубовцах в первых рядах смотрелись весьма эффектно. Думаю, стоит снова наведаться на Восточный базар.
Вслед за мини-блоком песен с "Неформата" (перед "Поездом" Маврин рассказал о злоключениях на украинских гастролях, порадовался, что больше тринадцатилетие отмечать не придется - кстати, что интересно, московский концерт вышел тринадцатым в этой части тура... Ну да, тринадцатилетие закончилось, но вот в две тысячи, знаете ли, тринадцатом году предстоит отмечать 15-летие группы и 50-летие самого Маврина; говорят, что он через КузЪмича договорился с Гарольдом Кемпингом и Тецкатлипокой об отсрочке конца света в этих целях. Хотя что нам, мы и при свечах отпразднуем...) практически нон-стопом последовала первая половина альбома "Моя свобода". Где-то в начале "Души" я ретировался в гримерку, и там, почуяв, видимо, во мне эксперта по мавринскому материалу, ко мне подошел Тарас с вопросом "Скоро мне играть?" Я сказал, что торопиться особо не стоит - песни у мавриков длинные, вон, "Душа" целых шесть минут, а она только началась... На чью-то удивленную реплику "Вот ведь... Песни по 6 минут играют" тут же последовал ответ: "Это еще что, вот "Моя свобода только что закончилась, она 11 минут". Сам факт существования у Маврина одиннадцатиминутной композиции, похоже, ввел собравшийся в гримерке народ в культурный шок.
Передохнув и душевно поболтав (и пропустив за сим занятием еще и "Мое небо"), на "Вольной птице" я выбрался обратно на лестницу. Мимо периодически пробегали, выбираясь на дальний край сцены, Марина и Эстел, вооруженные совсем уж устрашающих размеров телеобъективами. Впрочем, судя по концептуальному сине-красному освещению, предложенному клубом, фотографам, чую, вскоре придется таскать на выступления еще и собственные софиты.
Прозвучало уже второе за концерт "Интро", на этот раз - к альбому "Скиталец", и группа сыграла "песню, написанную еще в прошлом веке, но актуальную и поныне" - "Хватит врать". В самом деле, "лжи экранной" сейчас много, как никогда, причем на компьютерных экранах ее временами в разы больше.
И вот "Хранитель" и первый на сегодня гость - гитарист "Stigmata" Тарас Уманский. По-моему, именно тогда Маврин прочитал скорбную эпитафию: "На ваших глазах умирает легендарный микрофон, в который были записаны абсолютно все выпуски "Железного занавеса". К сожалению, его время пришло..."
Если честно, какая именно концептуальная идея скрывалась за приглашением гитаристов, я так и не понял. И Тарас, и отыгравший в самом конце концерта песню "За чертой" Мульт из Tracktor Bowling играли точно такую же партию ритм-гитары, как и Алексис. Разве что, как говорится, движухи (или, для особо эстетствующих читателей - динамики) на сцене прибавилось. Тарас увлеченно тряс головой, подходил то к Лёне, то к Маврину... В общем, вышло зрелищно. А лично я порадовался еще и тому, что в сет-лист наконец-то вернули песни с "Химического сна" - после "Стаи" прозвучала еще и заглавная композиция этого альбома десятилетней давности. Правда, Артем, похоже, несколько от нее отвык и вслед за "Стаей" сначала сразу объявил "Пока боги спят".
На "Воинах" я решил-таки пробраться в первый ряд, но традиционных мотыляний хайрами как-то не вышло, так что я быстро выбрался обратно и ушел в гримерку. Там за консультацией ко мне обратились уже музыканты Tracktor Bowling - Лу и вышеупомянутый Мульт. На вопрос "Через сколько будет песня "За чертой"?" я решил дать максимально точный ответ и начал тыкать пальцем в сет-лист, подсчитывая примерную длительность оставшихся песен и бормоча под нос "Воины - девять минут, Кастельвания - шесть..." На Мульта это произвело неизгладимое впечатление - он потом каждому вошедшему в гримерку показывал на меня и говорил: "Этот человек знает, сколько длятся все песни Маврина!" В подтверждение этих слов я подписал рядом с каждой песней их длины с округлением до полуминуты.
Вообще из-за тесноты в гримерке было весело. Каждый, кто заходил и вставал у двери, рано или поздно нажимал на выключатель, сделанный заботливыми электриками аккурат на уровне ягодиц человека среднего роста. Каждое погружение комнатки в темноту сопровождалось смехом и просьбой включить мой мигающий браслет.
После двух вышеупомянутых песен народ из гримерки (к тому времени там собралось уже, наверное, человек десять) потянулся в зал - послушать две, пожалуй, наиболее близких к альтернативе композиции "Маврика" и приготовиться к выступлению Лу.
"Эй, человек" в репертуаре группы не было аж со времен Витарта (очевидцы концертов начала 2000-х меня поправят, если что). Вокал Стаса на "Неформате" я люблю нежною любовью; если с другими песнями с этого альбома Артем, несмотря на болезнь, хорошо справился, то вот "Эй, человек"... можете со мной сколько угодно не соглашаться, но песня эта совершенно "не его". Не хватает ему истеричных ноток Витарта в припевах и издевательских - в куплетах.
На "Шоу Тайм", если я ничего не путаю, изначально должна была петь Лу, но в результате ее выход перенесли на "Рожденных жить". Аня Балашова на припевы не вышла, но и дуэт Сергея (певшего уже в "местный" микрофон) и Артема слушался вполне органично и хорошо. В том числе потому, что Артему нужно было только петь, а не читать рэп и выкрикивать слова припева.
Дуэт Артема и Лу вышел не менее органичным и запоминающимся. "Рожденных жить" они разделили не по куплетам, а буквально по строчкам, и это было отличным решением - зрители, грубо говоря, не успевали забыть, кто как звучит. Вышло все здорово, даже экстремальные верхние ноты Лу оказались вполне к месту. После песни Лу вручили огромную новогоднюю елку (а мы-то еще беспокоились, как пронести нашу карликовую), которая, правда, развалилась прямо у нее в руках.
По сет-листу дальше следовал "Город, стоящий у Солнца", так что, объявив "Мать Россию" и вызвав на сцену победителей конкурса "Дай руку мне", Сергей застал меня врасплох. Впрочем, дальше все пошло по плану: Карина выдала мне заранее заготовленную надувную гитару, и началась обещанная еще в заголовке отчета феерия для трио и рок-группы. Стоять на месте или просто бегать по сцене с микрофоном совершенно не хотелось, так что я, можно сказать, стал хронологически вторым за вечер гостем-гитаристом. Пока ребята пели свои куплеты (скажу честно - особо за их исполнением не следил, пусть рассказывают очевидцы из зала), я успел закрепить микрофон на оставленной Артемом стойке, поизображать игру на ритм-гитаре последовательно с Юрой, Сергеем и снова Юрой, подпеть в двух припевах (интересно, уж не специально ли Гречишников нарулил звук так, что мои бэки напрочь перекрывали все остальное?), поучаствовать в спровоцированной Алексисом войной шариками (да-да, видео не врет: именно Юра под конец второго припева поймал шарик, надел его себе на голову, а потом бросил в мою сторону; уже после этого шарики полетели и из зала) и сыграть то самое соло на надувной гитаре, встав рядом с игравшим настоящее соло Мавриным. Выбросив верой и правдой послуживший инструмент в зал (а представляете - реально бы гитаристы гитары зрителям кидали! Правда, быстро разорились бы...), я взял микрофон и спел свой куплет. Эх, как давно не выходил на сцену без гитары... аж повторить захотелось.
Позитивный контакт со зрителями - это, доложу вам, ощущение потрясающее. Когда вернувшийся на сцену под самый конец Артем шепнул на ухо "Пройдись по рукам" (не в смысле "ногами", конечно - просто дать всем "пять", так сказать) , этих рук ко мне потянулось столько, словно я был фронтменом не одну минуту, а весь предыдущий концерт. Руки, лица, искренняя радость человека, поймавшего вторую брошенную надувную гитару... Такой заряд позитивных эмоций запомнится надолго.
(Вообще на этом концерте в отличном настроении были ВСЕ, с кем довелось пообщаться - и до, и после, и во время. Всеобщее, как говорят в одной сверхсекретнополишинельной законспирированной общеизвестной организации, мимими и пипипи.)
Группа ушла со сцены, но явно не насовсем: Маврин, поздравив всех с новым годом, обещал явление Деда Мороза. После пары минут скандирования "Маврик" вышел одинокий Артем (кстати, в этот раз он между песнями устраивал как никогда много распевок в стиле Фредди) и поинтересовался, не устали ли мы. Я за это время успел встретить Виолку, отдать ей обещанный браслет и добраться до фан-клубовского пристанища справа от сцены и обнаружить отсутствие на елке светящегося браслета (как я узнал лишь спустя несколько дней по фотографии, браслет экспроприировал Маврин и нацепил его на головку грифа "Джексона". Определенно удачная идея). Зрители, конечно, ответили, что не устали, и к Артему присоединился Сергей, нацепивший клоунский нос с накладными "чаплиновскими" усиками (да, похоже, с надувной гитарой я таки попал "в струю"). После небольшой речи о "старой песне, переделанной по-новому", зазвучало вступление к "Харону", на сцену вышли Лёня, Дима и...
Юра.
Поверьте мне на слово - его убранство было достойно и троеточия, и отдельного абзаца. Он всех просто покорил. Костюм не то царя, не то татарского хана... с фатой и довольно-таки длинной и толстой косой. По итогам бурных обсуждений в Интернете решили, что это Дед Снегур, и никак иначе. В общем, на "Герое асфальта" феерия продолжилась в полный рост.
Чтобы разоблачиться из пышных одежд, Алексису понадобилась вся следующая песня, так что "Утоли мои печали" группа отыграла вчетвером. Было бы у Артема фортепиано, сходство с Queen оказалось бы еще более разительным, но и так в одну гитару получилось чем-то похоже на баллады этого прославленного коллектива.
После "Печалей" Сергей представил группу и объявил, что сейчас на сцене будет шампанское в честь случившегося в начале месяца дня рождения Лёни. (Ну и что, что давно - московские фанаты-то не поздравляли!) Шампанское вынесла Аня, торт - Славик. Уже по тому, как он поднес торт к лицу Леонида, чтобы тот задул свечки, стало ясно, что задумал он что-то недоброе. Мог ведь и просто дать торт ему, вряд ли у Лёни настолько руки устали, чтобы не удержать килограмм крема и бисквита. А так - сразу после задувания (задутия?) Слава отточенным движением залепил имениннику тортом в лицо! Зал взорвался от хохота.
Минуты две понадобилось, чтобы Лёня привел себя в порядок (обтерся полотенцем, умылся и исторг из себя эффектный сноп брызг набранных в рот остатков воды), после чего Сергей представил Андрея "Мульта" (у которого оказались эффектные волосы почти до пояса), и группа наконец сыграла "За чертой". Под "Финал" все, как и полагается, вышли на поклон (в том числе Тарас и Лу), и LDSZ протянула Маврину нашу елочку, которую он забрал в гримерку.
Народ постепенно начал расходиться. Самые стойкие остались ждать группу в надежде на автографы; я в шутку даже предложил фан-клубу тоже давать автографы - в конце концов, тоже участники действа, я так и вовсе на сцене побывал. И ведь даже дали бы, да маркера не нашлось. Увиделся с Танатом, Ярославной... правда, самый удивительный разговор был с человеком, который видел меня с Артемом шесть лет назад на концерте "Каллисто".
Охранники постепенно начали вытеснять немногих оставшихся зрителей к раздевалке - мол, "все равно они тоже через эту дверь выйдут". Я даже не додумался показать свой браслет и покорно ушел к выходу. Там с Женей, Кариной и каким-то товарищем из Пустыни мы простояли до 12 ночи и действительно дождались всех по очереди. Дима и Лёня прошмыгнули незаметно, Артем остановился чуть-чуть поболтать, Юра о чем-то долго разговаривал с друзьями... Сергей вышел с тремя гитарами в руках, крайне слабо воспринимая окружающую действительность.
Выполнив свою миссию, наша сверхстойкая троица направилась к метро "Достоевская". Вот так и закончился сей насыщенный день.
Выглядело так, будто в первых трёх рядах стоял твой личный фан-клуб, очень позитивно
Лёне удалось вручить, когда он уходил со сцены))