Вселенная без меня уже не та... (с)
Что психология говорит о "материализме" и праздниках
Тим Кассер
www.apa.org/news/press/releases/2014/12/materia...
"Материализм" взят в кавычки, чтобы не путать с соответствующим направлением в философии.
Что такое "материализм" и почему к нему обычно такое негативное отношение? Почему одни люди "материалистичны", а другие - нет?
У "материалиста" в приоритетах зарабатывание денег, материальные приобретения, а также имидж и популярность, которые тоже почти всегда выражаются через деньги и материальные приобретения.
Мне кажется, на "материализм" смотрят негативно, потому что у многих людей есть негативный опыт общения с "материалистами". Из исследований мы знаем, что "материалисты" обращаются с другими людьми манипулятивно и эгоистично, считают их конкурентами и меньше им сочувствуют. Среднестатистическому человеку такое поведение не нравится, а вот некоторые аспекты нашей капиталистической системы его приветствуют.
Исследования показывают два набора факторов, которые способствуют возникновению "материалистических" ценностей. Во-первых, люди становятся "материалистами", когда постоянно получают сообщения о том, что быть "материалистом" важно и нужно - от родителей и друзей, от общества, из прессы. Во-вторых, что менее очевидно, - люди становятся "материалистами", когда чувствуют неуверенность или угрозу - из-за неприятия обществом, экономических страхов или размышлений о собственной смерти.
Как пресса и в особенности социальные сети повлияли на развитие "материализма" в современном мире?
Исследования показывают, что чем больше люди смотрят телевизор, тем "материалистичнее" их ценности. Скорее всего - потому, что и из передач, и из рекламы они получают сообщения, что счастливые и успешные люди богаты, у них есть всякие классные вещи, они красивы и популярны. Не стоит забывать, что (по крайней мере, в США) подавляющим большинством СМИ владеет несколько коммерческих корпораций, которые зарабатывают деньги, продавая рекламу, а цель рекламы - продавать товары.
Вместе с психологом Жаном Твенге я недавно опубликовал исследование, посвященное тому, как менялись "материалистические" взгляды американских старшеклассников в течение десятилетий, сопоставив эти данные с национальными расходами на рекламу. Мы обнаружили, что степень "материалистических" стремлений учеников определенного года можно предсказать, зная, какую долю экономики США составляют расходы на рекламу и маркетинг - чем больше реклама доминировала в экономике, тем "материалистичнее" была молодежь.
В другом исследовании американской и арабской молодежи обнаружилось, что степень "материализма" растет вместе с ростом использования социальных сетей. Чтение соцсетей, как и просмотр телевизора, тоже напрямую связано с "материализмом". Это вполне ожидаемо: большинство социальных сетей тоже зарабатывает рекламными объявлениями.
В чем разница между крайним "материализмом" и шопоголизмом? Рискует ли "материалист" стать шопоголиком?
"Материализм" - это ценности, связанные со стремлением к деньгам, материальным приобретениям и прочему подобному. Навязчивое потребление - это когда человек не может справиться с желанием потреблять, зачастую - потому, что пытается заполнить некую пустоту в душе или борется с тревогой. "Материализм" и шопоголизм связаны между собой. В недавнем мета-анализе связи между "материализмом" и благосостоянием людей мы обнаружили, что корреляция между "материализмом" и проблемами с навязчивым шопингом сильна и подтверждается многими исследованиями.
"Материализм" - это фактор риска при развитии шопоголизма, но это не одно и то же. Психолог Мириам Татцель говорит, что среди "материалистов" есть две категории: "щедрых" и "скупых". И тех, и других волнуют деньги и материальные приобретения, но "щедрый материалист" готов тратить, тратить и тратить, а вот "скупой материалист" больше похож на Скруджа или Сайласа Марнера - он пытается копить богатство.
Какие у "материализма" есть положительные черты?
Из литературы мы знаем, что "материализм" связан с низкими уровнями благополучия, менее альтруистичным и более разрушительным для экологии поведением и более низкими учебными результатами. Кроме того, он связан с покупательными проблемами и долгами. С моей точки зрения все эти черты - отрицательные.
Но с точки зрения экономической и общественной системы, которая предусматривает траты, способствующие высоким доходам компаний, экономическому росту стран и налоговым поступлениям для государств, потребительство и избыточные траты, связанные с "материализмом", могут считаться положительными чертами.
Что говорят психологические исследования о связи "материализма" со счастьем?
Связь между "материализмом" и благополучием - это самый старый из всех рассматриваемых в литературе о "материализме" вопросов. Я и мои коллеги из Университета Суссекса недавно опубликовали мета-анализ, показавший, что между "материализмом" и благополучием существует отрицательная связь по любым параметрам, у любых людей и в любых культурах. Мы обнаружили, что чем больше люди выражали приверженность "материалистическим" ценностям, тем больше они выражали отрицательных эмоций, депрессии и тревоги, тем больше жаловались на проблемы с физическим здоровьем (в частности, боли в животе и в голове) и тем меньше чувствовали положительные эмоции и считали себя довольными жизнью.
Самое вероятное объяснение тому, что уровень благополучия обратно пропорционален уровню "материализма", связано с психологическими потребностями. Если конкретнее, "материалистические" ценности связаны с образом жизни, который довольно плохо удовлетворяет психологическую потребность чувствовать себя свободным, компетентным и связанным с другими людьми. Когда потребности людей удовлетворены плохо, они говорят о низком уровне благополучия и счастья, а также о более сильном стрессе.
Как религиозная вера влияет на "материализм", в частности, в период праздников?
В паре исследований обнаружилось, что у религиозных людей отрицательная связь между "материализмом" и благополучием выражена еще сильнее. Скорее всего, это происходит из-за конфликта между "материалистическими" и религиозными стремлениями. То есть, если проще, исследования того, как у людей организованы ценности, показали, что некоторые цели легко преследовать одновременно, но вот некоторые другие серьезно конфликтуют между собой. Например, довольно легко одновременно стремиться к деньгам и к популярности, потому что эти цели связаны между собой и взаимно способствуют своему достижению. Исследования показали, что между "материалистическими" целями и религиозными стремлениями есть конфликт - о чем уже давным-давно нам говорили Иисус, Мухаммед, Будда, Лао-цзы и многие другие религиозные мыслители. Похоже, что попытки одновременно преследовать "материалистические" и религиозные цели приводят к конфликту и стрессам, что, в свою очередь, сказывается на благополучии.
Одно исследование показало, что что-то подобное происходит и на Рождество. Я и психолог Кен Шелдон опубликовали научную работу, в которой обнаружилось, что чем больше люди в праздники думают об их "материалистическом" аспекте (тратах и получении подарков), тем меньше их интересуют духовные цели. Кроме того, люди рассказывали, что их Рождество было "более счастливым", когда в праздновании уделяли больше внимания духовным аспектам, но менее счастливым, если на празднике доминировала "материалистическая" часть.
Тим Кассер
www.apa.org/news/press/releases/2014/12/materia...
"Материализм" взят в кавычки, чтобы не путать с соответствующим направлением в философии.
Что такое "материализм" и почему к нему обычно такое негативное отношение? Почему одни люди "материалистичны", а другие - нет?
У "материалиста" в приоритетах зарабатывание денег, материальные приобретения, а также имидж и популярность, которые тоже почти всегда выражаются через деньги и материальные приобретения.
Мне кажется, на "материализм" смотрят негативно, потому что у многих людей есть негативный опыт общения с "материалистами". Из исследований мы знаем, что "материалисты" обращаются с другими людьми манипулятивно и эгоистично, считают их конкурентами и меньше им сочувствуют. Среднестатистическому человеку такое поведение не нравится, а вот некоторые аспекты нашей капиталистической системы его приветствуют.
Исследования показывают два набора факторов, которые способствуют возникновению "материалистических" ценностей. Во-первых, люди становятся "материалистами", когда постоянно получают сообщения о том, что быть "материалистом" важно и нужно - от родителей и друзей, от общества, из прессы. Во-вторых, что менее очевидно, - люди становятся "материалистами", когда чувствуют неуверенность или угрозу - из-за неприятия обществом, экономических страхов или размышлений о собственной смерти.
Как пресса и в особенности социальные сети повлияли на развитие "материализма" в современном мире?
Исследования показывают, что чем больше люди смотрят телевизор, тем "материалистичнее" их ценности. Скорее всего - потому, что и из передач, и из рекламы они получают сообщения, что счастливые и успешные люди богаты, у них есть всякие классные вещи, они красивы и популярны. Не стоит забывать, что (по крайней мере, в США) подавляющим большинством СМИ владеет несколько коммерческих корпораций, которые зарабатывают деньги, продавая рекламу, а цель рекламы - продавать товары.
Вместе с психологом Жаном Твенге я недавно опубликовал исследование, посвященное тому, как менялись "материалистические" взгляды американских старшеклассников в течение десятилетий, сопоставив эти данные с национальными расходами на рекламу. Мы обнаружили, что степень "материалистических" стремлений учеников определенного года можно предсказать, зная, какую долю экономики США составляют расходы на рекламу и маркетинг - чем больше реклама доминировала в экономике, тем "материалистичнее" была молодежь.
В другом исследовании американской и арабской молодежи обнаружилось, что степень "материализма" растет вместе с ростом использования социальных сетей. Чтение соцсетей, как и просмотр телевизора, тоже напрямую связано с "материализмом". Это вполне ожидаемо: большинство социальных сетей тоже зарабатывает рекламными объявлениями.
В чем разница между крайним "материализмом" и шопоголизмом? Рискует ли "материалист" стать шопоголиком?
"Материализм" - это ценности, связанные со стремлением к деньгам, материальным приобретениям и прочему подобному. Навязчивое потребление - это когда человек не может справиться с желанием потреблять, зачастую - потому, что пытается заполнить некую пустоту в душе или борется с тревогой. "Материализм" и шопоголизм связаны между собой. В недавнем мета-анализе связи между "материализмом" и благосостоянием людей мы обнаружили, что корреляция между "материализмом" и проблемами с навязчивым шопингом сильна и подтверждается многими исследованиями.
"Материализм" - это фактор риска при развитии шопоголизма, но это не одно и то же. Психолог Мириам Татцель говорит, что среди "материалистов" есть две категории: "щедрых" и "скупых". И тех, и других волнуют деньги и материальные приобретения, но "щедрый материалист" готов тратить, тратить и тратить, а вот "скупой материалист" больше похож на Скруджа или Сайласа Марнера - он пытается копить богатство.
Какие у "материализма" есть положительные черты?
Из литературы мы знаем, что "материализм" связан с низкими уровнями благополучия, менее альтруистичным и более разрушительным для экологии поведением и более низкими учебными результатами. Кроме того, он связан с покупательными проблемами и долгами. С моей точки зрения все эти черты - отрицательные.
Но с точки зрения экономической и общественной системы, которая предусматривает траты, способствующие высоким доходам компаний, экономическому росту стран и налоговым поступлениям для государств, потребительство и избыточные траты, связанные с "материализмом", могут считаться положительными чертами.
Что говорят психологические исследования о связи "материализма" со счастьем?
Связь между "материализмом" и благополучием - это самый старый из всех рассматриваемых в литературе о "материализме" вопросов. Я и мои коллеги из Университета Суссекса недавно опубликовали мета-анализ, показавший, что между "материализмом" и благополучием существует отрицательная связь по любым параметрам, у любых людей и в любых культурах. Мы обнаружили, что чем больше люди выражали приверженность "материалистическим" ценностям, тем больше они выражали отрицательных эмоций, депрессии и тревоги, тем больше жаловались на проблемы с физическим здоровьем (в частности, боли в животе и в голове) и тем меньше чувствовали положительные эмоции и считали себя довольными жизнью.
Самое вероятное объяснение тому, что уровень благополучия обратно пропорционален уровню "материализма", связано с психологическими потребностями. Если конкретнее, "материалистические" ценности связаны с образом жизни, который довольно плохо удовлетворяет психологическую потребность чувствовать себя свободным, компетентным и связанным с другими людьми. Когда потребности людей удовлетворены плохо, они говорят о низком уровне благополучия и счастья, а также о более сильном стрессе.
Как религиозная вера влияет на "материализм", в частности, в период праздников?
В паре исследований обнаружилось, что у религиозных людей отрицательная связь между "материализмом" и благополучием выражена еще сильнее. Скорее всего, это происходит из-за конфликта между "материалистическими" и религиозными стремлениями. То есть, если проще, исследования того, как у людей организованы ценности, показали, что некоторые цели легко преследовать одновременно, но вот некоторые другие серьезно конфликтуют между собой. Например, довольно легко одновременно стремиться к деньгам и к популярности, потому что эти цели связаны между собой и взаимно способствуют своему достижению. Исследования показали, что между "материалистическими" целями и религиозными стремлениями есть конфликт - о чем уже давным-давно нам говорили Иисус, Мухаммед, Будда, Лао-цзы и многие другие религиозные мыслители. Похоже, что попытки одновременно преследовать "материалистические" и религиозные цели приводят к конфликту и стрессам, что, в свою очередь, сказывается на благополучии.
Одно исследование показало, что что-то подобное происходит и на Рождество. Я и психолог Кен Шелдон опубликовали научную работу, в которой обнаружилось, что чем больше люди в праздники думают об их "материалистическом" аспекте (тратах и получении подарков), тем меньше их интересуют духовные цели. Кроме того, люди рассказывали, что их Рождество было "более счастливым", когда в праздновании уделяли больше внимания духовным аспектам, но менее счастливым, если на празднике доминировала "материалистическая" часть.