Вселенная без меня уже не та... (с)
Почему столь многие христиане до сих пор верят в существование бесов и сатаны?
Если и есть в США место, где агрессивно-консервативная, властная религия стала пережитком прошлого - это, как вы могли бы подумать, толерантный и либеральный Массачусетс. Но даже в этом "синем" анклаве теократические позывы по-прежнему на удивление сильны. Мы узнали об этом, когда группа студентов-культурологов Гарвардского университета произвела фурор, заявив, что собирается устроить парад религиозных церемоний из разных уголков мира, и одной из этих церемоний должна стать черная месса, которую они устроят в сотрудничестве с Сатанистским храмом Нью-Йорка.
Поскольку такую ошибку делают очень многие, подчеркну: большинство сатанистов не поклоняются дьяволу в буквальном смысле. Это атеисты, которые относятся к сатане как к вдохновляющему мифологическому персонажу, символу личной свободы и сопротивлению репрессивной ортодоксии. (Один из их текущих проектов - компания за отмену телесных наказаний в школах.) И, конечно, нельзя не сказать, что есть в сатанизме и элемент сознательной сатиры, попытка шокировать тех, кого шокировать легко.
Несмотря на все это, сатанизм всегда вызывал истерический ужас у верующих, которых пугала сама его идея - несмотря на то, что они вроде как поклоняются бесконечно более могущественному богу. Что естественно, объявление о черной мессе вызвало огромное возмущение и страх у католиков Бостона и других городов. Преподаватели, капелланы, выпускники и студенты Гарварда, а также Бостонская епархия потребовали отменить черную мессу. Некоторые известные блогеры-католики вполне серьезно боялись, что студенты, сами того не желая, призовут настоящего дьявола и потеряют души. (Ну да, а игра Dungeons & Dragons учит игроков настоящим заклинаниям черной магии.)
Но больше всего возмущения вызвало то, что в настоящей черной мессе - из тех, что реально существуют, а не являются плодом воображения средневековых охотников за ересями - используется реквизит, символизирующий облатку для причастия; его символически же оскверняют, например, наступают ногой. Слух (опровергнутый самими сатанистами) о том, что они собираются использовать настоящую освященную облатку, вызвал новую волну истерики у католиков. В комментариях призывали арестовать сатанистов за преступление на почве нетерпимости (мне, конечно, очень не хочется никого печалить, но проведение религиозной церемонии, оскорбляющей последователей другой религии, не является в Америке преступлением). Другие комментаторы пошли еще дальше: предложили организовать налет на "сатанинский притон", чтобы спасти облатку от ужасной участи; это очень напоминает средневековые антисемитские слухи о том, что евреи воруют облатки для причастия и тыкают в них гвоздями и ножами, чтобы мучить Иисуса.
Несмотря на протесты, Гарвард с неохотой объявил, что уважает свободу слова и не отменит церемонию, но администрация ясно дала понять, на чьей стороне их симпатии. Президент Гарварда Дрю Фауст объявила, что посетит организованный католиками митинг против черной мессы. Декан Гарварда Роберт Нейгеборен также сказал: "Мы не согласны с решением группы студентов провести мероприятие, которое так глубоко беспокоит и оскорбляет многих обитателей Гарварда и других мест".
Хотя публично Гарвард заявлял, что не заставит сатанистов перенести мероприятие, какое-то закулисное давление все-таки было. В день, на который была запланирована месса, студенты объявили, что переносят ее с территории университета в другое место в знак доброй воли. Но даже после этого бостонские католики продолжили их травить - и стало ясно, что дело в не в разрешении Гарварда, а в том, что католики считают, что сатанисты не должны иметь права собираться и отправлять свои ритуалы где бы то ни было. В конце концов черную мессу провели, хотя и неформально и не так масштабно, как планировалось, в местном ресторане.
Шумиха вокруг сатанистов в Гарварде показывает невероятное лицемерие Католической церкви и ее представителей. В битве против разрешения на контрацепцию они особенно упирали на "религиозную свободу", заявляя, что право верующего следовать заветам своей веры священно, и его нельзя нарушать, даже если это наносит другим вред и неудобства. Но когда речь заходит о системе верований, которая церкви не нравится, они двулично заявляют, что вот именно эти верования нужно подавлять, а отправление ритуалов - запретить.
читать дальше
Если и есть в США место, где агрессивно-консервативная, властная религия стала пережитком прошлого - это, как вы могли бы подумать, толерантный и либеральный Массачусетс. Но даже в этом "синем" анклаве теократические позывы по-прежнему на удивление сильны. Мы узнали об этом, когда группа студентов-культурологов Гарвардского университета произвела фурор, заявив, что собирается устроить парад религиозных церемоний из разных уголков мира, и одной из этих церемоний должна стать черная месса, которую они устроят в сотрудничестве с Сатанистским храмом Нью-Йорка.
Поскольку такую ошибку делают очень многие, подчеркну: большинство сатанистов не поклоняются дьяволу в буквальном смысле. Это атеисты, которые относятся к сатане как к вдохновляющему мифологическому персонажу, символу личной свободы и сопротивлению репрессивной ортодоксии. (Один из их текущих проектов - компания за отмену телесных наказаний в школах.) И, конечно, нельзя не сказать, что есть в сатанизме и элемент сознательной сатиры, попытка шокировать тех, кого шокировать легко.
Несмотря на все это, сатанизм всегда вызывал истерический ужас у верующих, которых пугала сама его идея - несмотря на то, что они вроде как поклоняются бесконечно более могущественному богу. Что естественно, объявление о черной мессе вызвало огромное возмущение и страх у католиков Бостона и других городов. Преподаватели, капелланы, выпускники и студенты Гарварда, а также Бостонская епархия потребовали отменить черную мессу. Некоторые известные блогеры-католики вполне серьезно боялись, что студенты, сами того не желая, призовут настоящего дьявола и потеряют души. (Ну да, а игра Dungeons & Dragons учит игроков настоящим заклинаниям черной магии.)
Но больше всего возмущения вызвало то, что в настоящей черной мессе - из тех, что реально существуют, а не являются плодом воображения средневековых охотников за ересями - используется реквизит, символизирующий облатку для причастия; его символически же оскверняют, например, наступают ногой. Слух (опровергнутый самими сатанистами) о том, что они собираются использовать настоящую освященную облатку, вызвал новую волну истерики у католиков. В комментариях призывали арестовать сатанистов за преступление на почве нетерпимости (мне, конечно, очень не хочется никого печалить, но проведение религиозной церемонии, оскорбляющей последователей другой религии, не является в Америке преступлением). Другие комментаторы пошли еще дальше: предложили организовать налет на "сатанинский притон", чтобы спасти облатку от ужасной участи; это очень напоминает средневековые антисемитские слухи о том, что евреи воруют облатки для причастия и тыкают в них гвоздями и ножами, чтобы мучить Иисуса.
Несмотря на протесты, Гарвард с неохотой объявил, что уважает свободу слова и не отменит церемонию, но администрация ясно дала понять, на чьей стороне их симпатии. Президент Гарварда Дрю Фауст объявила, что посетит организованный католиками митинг против черной мессы. Декан Гарварда Роберт Нейгеборен также сказал: "Мы не согласны с решением группы студентов провести мероприятие, которое так глубоко беспокоит и оскорбляет многих обитателей Гарварда и других мест".
Хотя публично Гарвард заявлял, что не заставит сатанистов перенести мероприятие, какое-то закулисное давление все-таки было. В день, на который была запланирована месса, студенты объявили, что переносят ее с территории университета в другое место в знак доброй воли. Но даже после этого бостонские католики продолжили их травить - и стало ясно, что дело в не в разрешении Гарварда, а в том, что католики считают, что сатанисты не должны иметь права собираться и отправлять свои ритуалы где бы то ни было. В конце концов черную мессу провели, хотя и неформально и не так масштабно, как планировалось, в местном ресторане.
Шумиха вокруг сатанистов в Гарварде показывает невероятное лицемерие Католической церкви и ее представителей. В битве против разрешения на контрацепцию они особенно упирали на "религиозную свободу", заявляя, что право верующего следовать заветам своей веры священно, и его нельзя нарушать, даже если это наносит другим вред и неудобства. Но когда речь заходит о системе верований, которая церкви не нравится, они двулично заявляют, что вот именно эти верования нужно подавлять, а отправление ритуалов - запретить.
читать дальше