Вселенная без меня уже не та... (с)
53 ошибки фрилансеров, которые стоят им клиентов, денег и репутации.
Я, конечно, не знаю насчет вас, но когда я только начал работать копирайтером-фрилансером, то наделал кучу ошибок.
Под "кучей" я имею в виду "все, что я делал, было просто катастрофой".
К счастью, ошибки можно исправлять. И, вопреки общественному мнению, ошибаться - это хорошо, если, конечно, вы учитесь на этих ошибках.
Но если вы думаете: "Отлично! Если я учусь на своих ошибках, значит, у меня все хорошо", то я вам кое-что скажу... и вам это не понравится.
Возможно, вы даже не знаете, что ошибаетесь.
А это может сильно сказаться на вашем фрилансерском бизнесе.
Вы были слишком заняты, чтобы заметить это (а теперь - нет).
Вот вы работаете, рвете задницу, и тут внезапно теряете клиента.
Причину вам не указывают, так что вы просто пожимаете плечами.
Затем так же внезапно теряете второго клиента, а третий говорит вам, что не собирается продлевать с вами договор.
М-м-м... что происходит?
Вы быстро вспоминаете, что уже давно не получали рекомендаций от клиентов. И похвальных отзывов тоже не было. Черт возьми, вам даже довольно трудно убедить потенциальных клиентов вас нанять!
Вы просто были слишком заняты, чтобы заметить это. А теперь - нет.
Даже самая глупая ошибка может лишить вас клиентов, разрушить репутацию и стоить вам заработка, если вы не исправите ее вовремя.
Она может уничтожить все, ради чего вы так долго и прилежно трудились.
Хотите избежать гибели вашего бизнеса? Прочитайте список типичных фрилансерских ошибок и узнайте, совершаете ли вы какие-либо из них.
много текста
1. Вы слишком мало просите
Цены на фрилансерские услуги субъективны. Цена, которую я считаю низкой, может быть для вас высокой.
Но тут вот какая штука: если вы не привлекаете клиентов, с которыми вам по-настоящему нравится работать, это значит, что вы, скорее всего, просите слишком мало.
Есть быстрый способ узнать, достаточно ли вы берете денег: посмотрите на свой календарь. Есть ли в нем место для новых клиентов? А для вашей личной жизни? Все ли ваши нынешние клиенты хорошо к вам относятся? Можете ли вы спокойно выполнить все свои нынешние проекты в срок? Хватает ли вам на жизнь?
Если вы ответили "нет" хотя бы на один из этих вопросов, то, возможно, установили слишком низкую цену на свои услуги. Если вы ответили "нет" на все эти вопросы, то точно берете слишком мало.
2. Вы позволяете клиентам диктовать цену
Ваши клиенты не знают, сколько работы уходит на то, что вы делаете. Они не знают, сколько времени вам понадобилось, чтобы стать хорошим копирайтером.
И, если честно, им наплевать. Их интересует только одно: выполненная работа с наименьшими возможными затратами.
Требовать справедливой оплаты вашего труда - это ваша работа.
Если вы сами не установите цену за свои услуги, то этим будут заниматься ваши клиенты - скажут, сколько максимум готовы заплатить. А их цифры радуют очень редко.
Не спрашивайте, какой у клиента бюджет. Вместо этого сообщите клиенту, сколько вы ждете за свою работу. А это вы можете сделать, только установив конкретные цены.
3. Вы не установили минимально допустимой цены - или вообще не знаете, что это такое
Знаете, что еще хуже, чем брать слишком мало или позволять клиентам диктовать цену? Не устанавливать минимально допустимую цену - которая "за меньшие деньги я просто работать не буду". Вообще.
Если вы установите минимальную цену, то это поможет вам принять правильное решение, когда работы мало, и вы готовы взяться за что угодно.
4. Вы считаете, что повременная оплата - это очень умно
Согласно логике повременной оплаты, вам платят за время, которое вы потратите на работу над проектом. Это все хорошо - при условии, что на проект требуется фиксированное количество часов.
Но что получится, когда вы станете настолько хороши, что сможете выполнить проект за половину отведенного времени?
Поздравляю, вы только что уполовинили свои доходы. Тут даже спорить не нужно. Требуйте деньги за отдельный проект. Все, точка.
5. Вы не помните, когда в последний раз повышали цены на свои услуги
Когда вы в последний раз повышали цену? Полгода назад? В прошлом году? Два года назад?
Если вас уже довольно давно не спрашивают "а почему так дорого?", пора повышать цену.
6. Вам трудно сказать "Нет"
У многих фрилансеров перехватывает дыхание, когда они пытаются сказать "Нет". Мы просто так не можем, не ощущая себя самыми большими злодеями мира.
Наша неспособность сказать "Нет" перерастает в согласие с любой просьбой клиента - а это просто плохой бизнес.
В следующий раз, когда вам очень хочется сказать "Нет" - просто скажите.
Да, вы говорите "Нет" деньгам, которые вам, может быть, очень нужны, но вам лучше будет потратить время на поиск интересной работы, за которую хорошо платят, чем часами копаться в проекте, к которому рады были бы не приближаться и на пушечный выстрел.
7. Вы забываете проверять клиентов
У каждого фрилансера должен быть свой процесс проверки клиентов - сигналы, которые говорят об опасности, при обсуждении проекта с потенциальным клиентом.
Если вы не проверите клиента перед тем, как начать с ним работать, у вас могут возникнуть серьезные проблемы, причем то, что вам не заплатят, будет самой простой из них.
Решите, на каких условиях точно не согласитесь работать, и обсуждайте их с клиентами. Это первый шаг к поиску клиентов, которые вам понравятся.
8. Вы не знаете, как общаться с клиентами, которые вполне обоснованно вами недовольны
Когда я говорю "недовольны", я имею в виду не проблемных клиентов с заведомо нереалистичными требованиями. Я говорю о клиенте, который вежливо сообщает вам, что ваша работа не оправдала его ожиданий.
Да, с проблемными клиентами тоже надо учиться разговаривать, потому что именно они обычно громче всех ругают вас и вашу трудовую этику.
Но вам нужно учиться и справляться с критикой. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы удовлетворить недовольного клиента. Возможно, вы потеряете деньги, или вам придется работать несколько лишних часов, но если результатом будет довольный клиент и незапятнанная репутация, то такие вложения стоят того.
9. Вы считаете, что "клиент всегда прав" - хорошая политика
Вы знаете, что делать все, что захочет клиент - особенно если вы точно знаете, что он неправ, - наносит вам больше вреда, чем ему?
Да, на первый взгляд кажется, что это вас вообще не должно интересовать. В конце концов, клиент должен получить все, что хочет, а ваша задача - просто дать ему это "что-то".
Но не забывайте, что вы - его фрилансер. Если что-то пойдет не так (а оно пойдет), то всю вину возложат на вас.
Потратьте время и объясните, почему что-то не сработает. Предложите альтернативное решение. А когда это решение сработает, примите вечную благодарность от клиента.
И, может быть, даже поднимите цену за свои услуги. Ну, это я так...
10. Вы не общаетесь с бывшими клиентами
Когда вы в последний раз писали бывшему клиенту? Просто короткое письмо - поздороваться и намекнуть, что если что, вы готовы работать?
Вполне может быть, что клиент вам что-нибудь предложит просто потому, что вы как раз вовремя подвернулись под руку.
11. Вы слишком доступны для своих клиентов
Вы даже не поймете, что совершили эту ошибку, пока клиенты не начнут звонить вам во время обеда или утром в воскресенье.
С самого начала обговорите определенные правила. Делайте исключения для экстренных случаев, конечно, но вы сами должны уважать собственные границы, если хотите, чтобы их уважали и клиенты.
12. Вы помните клиента... но не человека, с которым работали
Даже если вы уже завершили работу с клиентом, не забывайте о человеке, с которым вы держали связь. Сотрудники постоянно переходят из одной компании в другую.
Сохраняйте их контактную информацию и поддерживайте общение. Вполне может быть, что с их помощью вы найдете нового клиента.
13. Вы не обучаете ваших клиентов
Помните: клиенты не совсем понимают, какая работа стоит за хорошей статьей.
Клиент видит только пост в блоге на 1500 слов... не стратегию, исследования, черновики, редактирование и проверку фактов, необходимые для написания.
Если вы хотите, чтобы клиент ценил вашу работу и считал ее по-настоящему важной, подробно опишите ее. Чем больше они понимают, особенно насчет контентной стратегии, тем лучшими клиентами будут.
14. Вы непочтительно относитесь к срокам сдачи
Срок сдачи - это не примерная дата. Если вы согласились сдать работу в определенный срок, то обязаны сдать ее в этот срок.
Когда вы устанавливаете срок сдачи, оставляйте себе время пожить. Вы не можете предсказать, что простудитесь, что компьютер сломается, что вам предложат написать большую статью о типичных ошибках копирайтеров, ну и всякое такое.
Тогда, даже если вы и отстаете от графика, то у вас будет достаточно времени, чтобы все-таки выполнить все в срок или, по крайней мере, уведомить клиентов о задержке.
Короче говоря: если вы установили срок сдачи, придерживайтесь его во что бы то ни стало. Ваши клиенты в ответ будут вести себя так же надежно.
15. У вас нет календаря дедлайнов
Дедлайн - это основа работы фрилансера. Чем больше у вас работы или клиентов, тем больше у вас сроков сдачи. Если у вас слишком мало времени между двумя последовательными дедлайнами, рано или поздно вы хоть один проект, да не сдадите в срок.
Ведите дневник сроков сдачи. Не думайте, что успеете сделать все за неделю. Может быть, у вас на этой неделе образуется еще два дедлайна.
Подготовьте календарь дедлайнов и смотрите, какие даты вам лучше всего подходят.
Бизнес
16. Вы никогда не инвестировали в свой бизнес
Это ведь проблема в первую очередь успешных фрилансеров, правильно? У кого есть деньги на инвестиции, когда у него едва концы с концами сходятся?
Но если вы не будете инвестировать в свой бизнес, то через пару лет у вас уже не останется бизнеса, в который можно инвестировать.
Не обязательно вкладывать в подготовку тысячи долларов. Начните с библиотеки хороших книг по копирайтингу (как бумажных, так и электронных). Не забывайте и о высококачественных бесплатных ресурсах, например, библиотеке электронных книг на MyCopyblogger.
17. Вы боитесь контрактов
Да, я понимаю. Контракты - страшная штука. Но еще страшнее - не получить деньги, на которые вы рассчитывали, чтобы заплатить за квартиру.
Вы, наверное, думаете, что контракты нужно обязательно составлять на техническом юридическом языке (он же канцелярит), чтобы они имели юридическую силу, но это не обязательно так.
Электронное письмо, в котором излагаются сроки и условия выполнения работы, обговоренные с клиентом - это уже своеобразный контракт. В нем, конечно, побольше слабых мест, чем в договоре, составленном профессиональным юристом, но зачастую такого и не требуется. Если вы хотите формальностей - распечатайте ваше соглашение, подпишите его, перешлите клиенту и попросите тоже подписать.
Все еще не понимаете?
Вот примерный вариант:
"Это контракт на [какие-то там услуги] между Джоном Смитом, офигенным клиентом, и Джейн Доу, таким же офигенным фрилансером.
Ниже приведены условия этого контракта".
Вот и все.
18. У вас нет расписания выплат
Это ошибка желторотого новичка - я ее недавно совершил, потому что, ну, блин, работы было мало, а клиент казался нормальным. Я просидел несколько часов, отправил работу, а оплаты жду до сих пор, потому что работа не соответствовала ожиданиям клиента, а вместо того, чтобы объяснить мне, что именно не так, он просто перестал отвечать.
Знакомо?
Расписание выплат необходимо каждому. Требуйте, например, "50% предоплаты и 50% по факту выполнения работы (что бы ни случилось)", и вам не придется горевать.
19. У вас нет сроков и условий выполнения работ
У клиентов есть свои сроки и условия, есть они и у фрилансеров. Может быть, вы, например, принимаете оплату только на карточку, или не беретесь за срочные заказы. Какие бы у вас ни были условия, излагайте их клиенту, чтобы он знал, чего ожидать, нанимая вас.
Если нет, то вас ждут либо проблемы с клиентами, либо нежелательные компромиссы.
20. Вы не учитесь на своих ошибках
Мы все делаем ошибки. Отличаемся мы только тем, что делаем дальше.
Если у вас что-то не получается, то постарайтесь сделать все, чтобы это исправить, и разберитесь, что нужно сделать, чтобы в следующий раз это сработало.
21. Вы тратите все, что заработали
Когда-нибудь замечали, что в графе "расходы" у вас огромная цифра, а в графе "накопления" - мизерная?
Хреново, а?
Но знаете, что еще хреновее? Когда вы вообще ничего не накопили на черный день.
Рано или поздно черный день настает у всех. Например, работы мало, или замаячили большие расходы. Так или иначе, если вы ничего не припрятали на экстренные нужды, вам будет хреново.
Что делать? Тратьте поменьше и/или поднимите цены за свои услуги (см. пункт 1).
22. Вы считаете, что ваш фриланс - просто хобби
Вы занимаетесь фрилансом не потому, что вам скучно дома или больше нечего делать.
Фриланс - это бизнес. Лучшее тому доказательство - то, что вы работаете, не покладая рук, день за днем и ночь за ночью.
Ради хобби вы до глубокой ночи не засиживаетесь. А если и засиживаетесь, то спите потом до 3 часов дня, а не встаете ни свет ни заря и возвращаетесь к работе.
Сделайте себе одолжение и перестаньте относиться к фрилансу как к хобби. Фриланс - это бизнес. Подумайте об этом. Скажите это. Говорите это всем, кто спросит - да даже и тем, кто не спрашивает.
Не останавливайтесь, пока действительно не начнете относиться к нему как к бизнесу.
23. Вы не показываете клиентам ценности вашей работы
Мы часто думаем, что клиенты и сами понимают, насколько ценна наша работа.
Мы говорим им, сколько она будет стоить и сколько времени займет. И получаем в ответ письмо: "Что-то слишком много денег для такой небольшой работы". И вы чешете в затылке и думаете, в каком месте отправление рекламной рассылки для 10 с лишним тысяч подписчиков - "небольшая работа".
Ценность работы не в количестве написанных слов. Ценность - в количестве прочитанных писем, количестве кликов на ссылку с продажами и количестве собственно продаж. Не принимайте ценность, которую вы создаете, как должное. Если вы так поступите, то клиенты поступят так же.
Всегда делайте акцент на том, что клиент получит благодаря вашей статье, а не на количестве написанных слов.
24. Вы не обращаете внимания на деловую сторону фриланса
Фриланс - это не только работа, которую вы выполняете. Это еще и маркетинг, фактурирование, поиск потенциальных клиентов, бухгалтерия и многое, многое другое.
Мне, конечно, больно об этом говорить, но все эти вещи так же важны, как и непосредственно работа. Если будете их игнорировать, то начнете пропускать встречи, сроки сдачи и даже счета-фактуры.
25. У вас нет больших планов на ваш бизнес
Это, конечно, совершенно избитые вопросы, но все-таки:
- Какими вы видите себя через шесть месяцев?
- Что нужно изменить в нынешней ситуации, чтобы вы поняли, что ваш бизнес продвигается вперед?
Если вы не готовы ответить на эти вопросы, значит, не планируете наперед.
Удовлетворяться текущим положением дел - это не планирование.
Поставьте перед собой как можно более ясные и конкретные цели. Они должны быть количественными и зависеть от времени.
Например: "Я должен написать гостевой пост на Copyblogger в 2014 году" (гм). Или: "Я должен найти двух новых клиентов к концу квартала".
26. Вы не измеряете успех финансами
Сделать свой фриланс-бизнес "успешным" - это отличная цель. Но еще и самая расплывчатая цель в мире.
Что для вас успех? Чего вы должны добиться, чтобы объявить свой бизнес "успешным"? Сколько вам нужно заработать, чтобы сделать это?
Самый простой способ измерить успех - финансовый. И очень многим фрилансерам эта мерка неизвестна.
Искать клиентов - это не хорошая финансовая цель. А вот искать клиентов, которые заплатят вам больше, чем вы получаете сейчас - хорошая.
Какие вы ставите финансовые цели перед своим бизнесом?
27. Вы считаете, что опечатки в электронных письмах - это нормально
Ничего так не говорит о вашем непрофессионализме или даже безответственности, как плохо написанное электронное письмо.
Все мы ошибаемся, но если в вашей переписке опечатки - это норма, а не редкая случайность, то вы создаете себе не очень хороший имидж.
Потратьте 30 лишних секунд и перечитайте свое письмо перед отправкой. Вы сэкономите себе немало времени и не попадете в неловкое положение.
Поверьте мне: заметить недостающую "о" в слове поезда всегда ценно.
28. Вы считаете, что напоминать о себе - это назойливость
Фрилансеры с огромной неохотой напоминают о себе. Это кажется просто верхом назойливости.
Найдите какой-нибудь хороший способ.
Придумайте, например, неназойливый шаблон для письма с напоминанием. Например: "Я знаю, вы наверняка заняты. Просто хотел напомнить..." или "Хотел спросить, приняли ли вы решение?"
29. Вы слишком много расскатываете о себе
Если вы рассказываете о своих детях, нездоровых рабочих привычках, любви к трэш-литературе и так далее... то вы рассказываете слишком много.
В переписке с клиентами будьте проще, прямолинейнее и дружелюбнее. И - да, это все вполне возможно и без пересказа вашей биографии.
Ориентируйтесь по клиенту и всегда проявляйте излишнюю осторожность.
30. Вы считаете, что "переговоры" - это плохое слово.
По какой-то причине у слова "переговоры" сильная негативная коннотация. На самом деле это вовсе не так.
Переговоры не всегда означают, что вы должны снизить финансовые требования или выполнить все пожелания клиента. Любой вопрос - сроки сдачи, деньги, созданная ценность - обсуждается на переговорах.
На переговорах пользуйтесь умной тактикой, чтобы получить то, что нужно вам.
Если клиент говорит, что вы просите слишком много, то скажите в ответ, что можете сделать в рамках его бюджета. Предложите ему пакет услуг, которые окажутся для него ценными, но при этом не снижая своих запросов.
31. Вы позволяете клиенту уговорить вас сделать что-то, что вам не нравится
Если вы позволяете клиенту уговорить вас на что-то, с чем вы не согласны, пора проявить твердость.
Скажите клиенту, почему, как вы считаете, его идея не сработает и что нужно сделать вместо этого. Дайте ему понять, что не хотите что-то делать, потому что это пустая трата времени и денег - не говоря уже о том, что и ваша, и его репутация оказываются под угрозой.
32. Вы не предупреждаете клиентов, что будете их расспрашивать
Клиенты - не телепаты. Для них выполнение работы - это очень просто. Они платят вам заранее и ждут от вас законченного продукта в назначенный срок.
Некоторые из них начинают дергаться, если вы начинаете беспокоить их вопросами или просьбами предоставить дополнительные материалы.
Чтобы не раздражать клиентов, заранее разъясните им свой рабочий процесс. Сразу скажите, что у вас могут появиться вопросы.
33. Вы держите карты слишком близко к орденам
Есть тонкая грань между "вести себя профессионально" и "строить из себя крутого". Никому не нравится работать с фрилансером, который не может прямо ответить ни на один вопрос.
Не пытайтесь ставить под сомнения ответы клиента. Выложите все карты на стол, скажите все, что хотите, а затем ждите ответа клиента.
С точки зрения клиента, необщительный фрилансер - ненужный фрилансер.
34. Вы считаете, что слишком быстро отвечать на электронную почту - признак отчаяния
Если вы не ответите на письмо потенциального клиента как можно быстрее, он вполне может стать уже не вашим клиентом.
Главное - не быть лучше или бюджетнее конкурентов или выглядеть более занятым, чем они. Просто будьте быстрее них.
35. Вы берете слишком много работы
В идеальном мире вы бы занялись любым интересным проектом, который вам подвернется. Жаль, но в реальном мире все работает не так.
Делегируйте вашу работу, отдавайте ее на аутсорсинг, потому что в противном случае качество вашей работы пострадает - и клиент заметит это первым.
И помните: говорить клиенту, что вы сейчас слишком заняты и не сможете заняться его проектом - нормально. Более того, это лишь сделает вас притягательнее в их глазах. Возможно, вы даже подпишете какой-нибудь договор, который позволит клиенту регулярно обращаться к вам за услугами. Это полезно и для клиентов, и для ваших финансов.
36. Вы слишком много обещаете
А слишком много обещаете вы потому, что слишком много работаете.
Не обещайте результатов, которые не можете гарантировать. Вместо этого лучше всегда немного занижайте ожидания, потому что удивить клиента - всегда лучше, чем разочаровать его.
37. Вы регулярно становитесь жертвой расширения масштабов проекта
Эта страшная штука - бич множества фрилансеров.
Все начинается довольно невинно: клиент спрашивает, нельзя ли добавить в проект еще кое-что, а вы - милый, услужливый фрилансер - соглашаетесь. В конце концов, это же не займет много времени.
Вот так вы вступаете на скользкую дорожку постоянного расширения масштабов.
Самый легкий способ предотвратить подобное - иметь пункт в контракте, гласящий что-то вроде "Если масштабы проекта изменяются, соответствующим образом изменяются сроки сдачи и оплата".
Тогда, если клиент придет к вам с новым предложением, вы сможете сказать: "Да, я с удовольствием это сделаю. Новый срок сдачи будет тогда-то, и это будет стоить вам столько-то долларов".
38. Вы страдаете от "фрилансерского комплекса бога"
Фрилансеры обычно работают поодиночке. Мы - отшельники и страдаем манией контроля. Мы хотим делать все сами. Я это называю нашим фрилансерским комплексом бога.
Никто не может справиться с растущим бизнесом в одиночку - по крайней мере, если он человек.
Окажите себе услугу: отдайте некоторые задачи на аутсорсинг, хоть административные, хоть собственную работу.
Найдите время на выполнение любимой работы, делегировав кому-нибудь нелюбимую.
39. У вас нет никаких личных проектов
Каждый раз, когда кто-нибудь говорит мне "Я начал заниматься фрилансом, потому что хочу быть сам себе хозяином", я всегда в ответ спрашиваю: "Отлично! А над чем ты работаешь?"
Ответ почти всегда один и тот же: "Ну, знаешь, там, с клиентами".
Пожалуйста, хоть кто-нибудь объясните мне: почему это считается работой на себя? Вы обменяли одного начальника на нескольких - которых называете вашими клиентами.
Настоящая свобода - это возможность работать над вашими собственными проектами - чем-то, что заставляет вас побыстрее расправиться с клиентскими задачами, потому что вам не терпится к этому вернуться.
40. Вы беретесь за все, но ничего толком не умеете
Дебаты между специалистами и универсалами в фрилансерской среде идут уже давно. В обоих лагерях есть очень успешные фрилансеры.
Но если вы не освоили никакого навыка настолько, что можете считаться в нем экспертом, то сделать себе имя вряд ли сможете.
Например, если кто-то хочет сделать себе сайт, то уже ищет не просто дизайнера WordPress, а дизайнера WordPress с опытом работы в Genesis.
41. Вы слишком заняты, чтобы осваивать новые навыки
Даже если вы очень хороши в том, чем занимаетесь, это не значит, что вы сможете удержаться на том же уровне, если не будете следить за новшествами в своей отрасли.
В общем, как бы вы ни были заняты, обязательно найдите время и научитесь чему-нибудь новому. Иначе вскоре вам будут предпочитать менее опытных фрилансеров - просто потому, что они готовы учиться.
42. Вы считаете, что управление временем - для слабаков
Фрилансеры и интернет-работники - это едва ли не самые большие прокрастинаторы в сети. И это просто отлично, если у вас нет работы. Но когда у вас впереди сразу несколько дедлайнов, прокрастинация - это смерть.
Если вы ждете до последнего, прежде чем все-таки начать работу, у вас проблемы.
Придумайте какую-нибудь стратегию, которая включает в себя вашу любовь к авральному режиму и связанному с ним адреналину.
Проводите исследования и составляйте планы задолго до того, как приступите к непосредственной работе.
Я не буду советовать вам устанавливать еще один дедлайн за два дня до настоящего: мне это не помогло ни разу. Я всегда помню, что у меня есть еще два дня.
Но вот 30-минутный таймер на моем телефоне по-настоящему помог. Или, как вариант, найдите человека, которому будете отчитываться о проделанной работе - в общем, делайте все, чтобы успеть выполнить работу вовремя.
В конце концов, на кону стоит ваша репутация, деньги и честное имя.
43. Вы складываете все яйца в одну корзину
Никогда не доводите дело до того, что более 25 процентов вашего дохода зависят от одного клиента. (Это моя личная цифра - некоторые считают, что даже она слишком завышена.)
Звучит просто и осмысленно, верно?
Фрилансеров часто привлекает идея, что можно получать хорошие деньги, не работая при этом на кучу людей. Но потом в один прекрасный день клиент пишет: "Привет, этот проект закончен (отменен), и в твоих услугах мы больше не нуждаемся".
Паника.
Теперь вам нужно срочно закрывать огромную зияющую дыру в доходах, появившуюся из ниоткуда.
Мораль: диверсифицируйте ваши источники доходов.
44. Вы не отдыхаете
Если вы будете только работать, то рано или поздно (но совершенно точно) вас ждет синдром выгорания.
В течение года устраивайте себе несколько мини-отпусков: тут уик-энд, там день отдыха, может быть - даже полдня отдыха посреди недели каждые две недели.
И ваш мозг, и ваш бизнес скажут вам спасибо.
45. Вы не просите никому вас рекомендовать
Нет лучшей рекламы для вашей работы, чем довольный клиент. Если вы не просите его порекомендовать вас еще кому-нибудь, то теряете других потенциальных клиентов.
Представьте, что вам пришло письмо со словами: "Мы искали фрилансера, и нам порекомендовали вас". Это же лучше, чем вам самим отправлять приветственное письмо с перечислением своих навыков и достижений потенциальному клиенту?
46. Вы не просите и положительных отзывов
Положительные отзывы - это лучшее средство убедить клиента, что вы лучший кандидат для работы.
Если вы не получаете положительных отзывов от всех довольных клиентов, то готовите себя к необязательным вопросам и неудаче.
Но когда просить клиента о положительном отзыве?
Если честно, идеально верного ответа на этот вопрос нет. Руководствуйтесь интуицией.
Я лично прошу написать положительный отзыв сразу после хорошо выполненной работы. Клиенты не всегда возвращаются, так что если сразу не попросить отзыва, то они вас забудут и, возможно, уже не захотят ничего писать, если вы обратитесь к ним через несколько месяцев.
47. Вы не обновляли своего портфолио с тех пор, как его составили
Никто не захочет с вами работать, если увидят, что ваше портфолио не обновлялось уже два года.
Каждые два месяца выделяйте пару часов на обновление портфолио. А затем, когда почувствуете гордость за свою работу, отправьте его нескольким потенциальным клиентам.
48. Вы относитесь к портфолио как к чему-то несущественному
Очень многие фрилансеры небрежно относятся к своему портфолио. О, точно, я тут еще кой-какую работу сделал. Надо бы добавить ее в портфолио.
Э-э-э... нет. Портфолио работают не так.
В портфолио должны быть ваши лучшие работы. Не те, которых вы стыдитесь, а те, которые вызывают у вас неподдельную гордость.
Не нужно добавлять работу в портфолио сразу после ее завершения. Вместо этого найдите работу, которая будет хорошо смотреться в вашем портфолио. Это должна быть работа, от которой вы получите удовольствие, работа, привлекающая клиентов, которые вам нравятся.
Когда вы сделаете себе имя и станете считаться экспертом в своей нише, возможно, портфолио вам уже и не будет нужно. Но до тех пор... хотя и тогда оно все равно понадобится.
49. Вы считаете, что не обязательно вести блог
Если у вас нет блога, это не идет на пользу вашему фриланс-бизнесу. Это один из лучших способов привлекать клиентов.
Рассказывайте в вашем блоге о работе с клиентами, показывайте, как вы работаете: какие процессы используете, каких результатов добиваетесь и так далее. Дайте потенциальным клиентам заглянуть за кулисы.
И давайте уж начистоту: если у вас есть блог, ваше имя лучше гуглится.
50. Ваш сайт выглядит, как будто его делали в 1996 году
У вас сайт, открытый еще в 1996 году? И выглядит до сих пор точно так же? Да, клиентов вы точно не впечатлите.
Сделать прикольный современный сайт очень просто. Черт возьми, на него придется потратить меньше 100 долларов! Чего вы ждете?
51. Вы занимаетесь рекламой, только когда у вас нет работы
Если вы рекламируете себя, только когда у вас нет работы, у вас скоро начнутся проблемы.
Придумайте 5-10 различных рекламных действий и выполняйте одно из них каждый день. Сосредоточьтесь на интернет-маркетинге, если все остальное кажется слишком сложным.
- Напишите что-нибудь в своем блоге.
- Напишите электронные письма знакомым.
- Обновите статус в фейсбуке или твиттере.
- Проведите лотерею.
- Проведите конкурс.
- Напишите старым клиентам.
- Попробуйте продать более дорогую услугу нынешним клиентам.
- Попросите рекомендаций.
- Напишите потенциальному клиенту.
- Напишите гостевой пост в чьем-нибудь блоге.
Вот вам навскидку десять рекламных действий.
Придумайте свой собственный список, потом каждый день выбирайте из него какой-нибудь пункт и делайте. Не бойтесь быть навязчивыми.
52. Вы не знаете, зачем используете социальные сети
Сейчас я буду немного грубым: если вам не приходят предложения о работе через социальные сети, значит, вы делаете что-то не так.
Потратьте время на налаживание отношений с вашими подписчиками в социальных сетях. Общайтесь с ними, отвечайте на вопросы, выкладывайте важный контент, помогайте другим.
Делайте все, чтобы вас заметили и запомнили как человека, к которому можно обратиться, если потребуется.
53. Вы не устраиваете промо-акций
Промо-акции - один из маркетинговых ходов, который поможет вам привлечь больше клиентов в "неурожайные" месяцы.
Умные фрилансеры предвидят "неурожайное" время и составляют планы заранее.
Вместо того, чтобы просто смириться с отсутствием работы, с этим можно что-нибудь сделать.
Устройте промо-акцию на определенное время, объедините ваши услуги в пакет, добавьте новую ценность к вашим текущим услугам - все, что угодно, чтобы они стали привлекательнее для клиентов.
Вот в чем штука насчет ошибок
Мне, конечно, хотелось бы сказать, что этот список фрилансерских ошибок гарантирует, что, ознакомившись с ним, вы их уже не совершите, но это не так.
Но я могу вам сказать, что вы хотя бы сможете обнаружить свои ошибки быстрее. Он спасет вас от необратимого ущерба для бизнеса и репутации.
Перечитывайте его каждую пару месяцев. Ваши шансы на успех вырастают каждый раз, когда вы исправляете ошибку, о существовании которой до этого даже не знали.
Правда состоит в том, что невозможно заниматься бизнесом, не делая ошибок. Именно на ошибках вы учитесь. Именно благодаря ним добиваетесь успеха.
Так что не будьте фрилансером, который ждет, пока ошибки разрушат его бизнес. Будьте фрилансером, который найдет и исправит их до того, как это произойдет.
Начните сегодня.
Вы в долгу перед собой и перед жизнью, о которой вы мечтаете.
Я, конечно, не знаю насчет вас, но когда я только начал работать копирайтером-фрилансером, то наделал кучу ошибок.
Под "кучей" я имею в виду "все, что я делал, было просто катастрофой".
К счастью, ошибки можно исправлять. И, вопреки общественному мнению, ошибаться - это хорошо, если, конечно, вы учитесь на этих ошибках.
Но если вы думаете: "Отлично! Если я учусь на своих ошибках, значит, у меня все хорошо", то я вам кое-что скажу... и вам это не понравится.
Возможно, вы даже не знаете, что ошибаетесь.
А это может сильно сказаться на вашем фрилансерском бизнесе.
Вы были слишком заняты, чтобы заметить это (а теперь - нет).
Вот вы работаете, рвете задницу, и тут внезапно теряете клиента.
Причину вам не указывают, так что вы просто пожимаете плечами.
Затем так же внезапно теряете второго клиента, а третий говорит вам, что не собирается продлевать с вами договор.
М-м-м... что происходит?
Вы быстро вспоминаете, что уже давно не получали рекомендаций от клиентов. И похвальных отзывов тоже не было. Черт возьми, вам даже довольно трудно убедить потенциальных клиентов вас нанять!
Вы просто были слишком заняты, чтобы заметить это. А теперь - нет.
Даже самая глупая ошибка может лишить вас клиентов, разрушить репутацию и стоить вам заработка, если вы не исправите ее вовремя.
Она может уничтожить все, ради чего вы так долго и прилежно трудились.
Хотите избежать гибели вашего бизнеса? Прочитайте список типичных фрилансерских ошибок и узнайте, совершаете ли вы какие-либо из них.
много текста
Цены
1. Вы слишком мало просите
Цены на фрилансерские услуги субъективны. Цена, которую я считаю низкой, может быть для вас высокой.
Но тут вот какая штука: если вы не привлекаете клиентов, с которыми вам по-настоящему нравится работать, это значит, что вы, скорее всего, просите слишком мало.
Есть быстрый способ узнать, достаточно ли вы берете денег: посмотрите на свой календарь. Есть ли в нем место для новых клиентов? А для вашей личной жизни? Все ли ваши нынешние клиенты хорошо к вам относятся? Можете ли вы спокойно выполнить все свои нынешние проекты в срок? Хватает ли вам на жизнь?
Если вы ответили "нет" хотя бы на один из этих вопросов, то, возможно, установили слишком низкую цену на свои услуги. Если вы ответили "нет" на все эти вопросы, то точно берете слишком мало.
2. Вы позволяете клиентам диктовать цену
Ваши клиенты не знают, сколько работы уходит на то, что вы делаете. Они не знают, сколько времени вам понадобилось, чтобы стать хорошим копирайтером.
И, если честно, им наплевать. Их интересует только одно: выполненная работа с наименьшими возможными затратами.
Требовать справедливой оплаты вашего труда - это ваша работа.
Если вы сами не установите цену за свои услуги, то этим будут заниматься ваши клиенты - скажут, сколько максимум готовы заплатить. А их цифры радуют очень редко.
Не спрашивайте, какой у клиента бюджет. Вместо этого сообщите клиенту, сколько вы ждете за свою работу. А это вы можете сделать, только установив конкретные цены.
3. Вы не установили минимально допустимой цены - или вообще не знаете, что это такое
Знаете, что еще хуже, чем брать слишком мало или позволять клиентам диктовать цену? Не устанавливать минимально допустимую цену - которая "за меньшие деньги я просто работать не буду". Вообще.
Если вы установите минимальную цену, то это поможет вам принять правильное решение, когда работы мало, и вы готовы взяться за что угодно.
4. Вы считаете, что повременная оплата - это очень умно
Согласно логике повременной оплаты, вам платят за время, которое вы потратите на работу над проектом. Это все хорошо - при условии, что на проект требуется фиксированное количество часов.
Но что получится, когда вы станете настолько хороши, что сможете выполнить проект за половину отведенного времени?
Поздравляю, вы только что уполовинили свои доходы. Тут даже спорить не нужно. Требуйте деньги за отдельный проект. Все, точка.
5. Вы не помните, когда в последний раз повышали цены на свои услуги
Когда вы в последний раз повышали цену? Полгода назад? В прошлом году? Два года назад?
Если вас уже довольно давно не спрашивают "а почему так дорого?", пора повышать цену.
Клиенты
6. Вам трудно сказать "Нет"
У многих фрилансеров перехватывает дыхание, когда они пытаются сказать "Нет". Мы просто так не можем, не ощущая себя самыми большими злодеями мира.
Наша неспособность сказать "Нет" перерастает в согласие с любой просьбой клиента - а это просто плохой бизнес.
В следующий раз, когда вам очень хочется сказать "Нет" - просто скажите.
Да, вы говорите "Нет" деньгам, которые вам, может быть, очень нужны, но вам лучше будет потратить время на поиск интересной работы, за которую хорошо платят, чем часами копаться в проекте, к которому рады были бы не приближаться и на пушечный выстрел.
7. Вы забываете проверять клиентов
У каждого фрилансера должен быть свой процесс проверки клиентов - сигналы, которые говорят об опасности, при обсуждении проекта с потенциальным клиентом.
Если вы не проверите клиента перед тем, как начать с ним работать, у вас могут возникнуть серьезные проблемы, причем то, что вам не заплатят, будет самой простой из них.
Решите, на каких условиях точно не согласитесь работать, и обсуждайте их с клиентами. Это первый шаг к поиску клиентов, которые вам понравятся.
8. Вы не знаете, как общаться с клиентами, которые вполне обоснованно вами недовольны
Когда я говорю "недовольны", я имею в виду не проблемных клиентов с заведомо нереалистичными требованиями. Я говорю о клиенте, который вежливо сообщает вам, что ваша работа не оправдала его ожиданий.
Да, с проблемными клиентами тоже надо учиться разговаривать, потому что именно они обычно громче всех ругают вас и вашу трудовую этику.
Но вам нужно учиться и справляться с критикой. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы удовлетворить недовольного клиента. Возможно, вы потеряете деньги, или вам придется работать несколько лишних часов, но если результатом будет довольный клиент и незапятнанная репутация, то такие вложения стоят того.
9. Вы считаете, что "клиент всегда прав" - хорошая политика
Вы знаете, что делать все, что захочет клиент - особенно если вы точно знаете, что он неправ, - наносит вам больше вреда, чем ему?
Да, на первый взгляд кажется, что это вас вообще не должно интересовать. В конце концов, клиент должен получить все, что хочет, а ваша задача - просто дать ему это "что-то".
Но не забывайте, что вы - его фрилансер. Если что-то пойдет не так (а оно пойдет), то всю вину возложат на вас.
Потратьте время и объясните, почему что-то не сработает. Предложите альтернативное решение. А когда это решение сработает, примите вечную благодарность от клиента.
И, может быть, даже поднимите цену за свои услуги. Ну, это я так...
10. Вы не общаетесь с бывшими клиентами
Когда вы в последний раз писали бывшему клиенту? Просто короткое письмо - поздороваться и намекнуть, что если что, вы готовы работать?
Вполне может быть, что клиент вам что-нибудь предложит просто потому, что вы как раз вовремя подвернулись под руку.
11. Вы слишком доступны для своих клиентов
Вы даже не поймете, что совершили эту ошибку, пока клиенты не начнут звонить вам во время обеда или утром в воскресенье.
С самого начала обговорите определенные правила. Делайте исключения для экстренных случаев, конечно, но вы сами должны уважать собственные границы, если хотите, чтобы их уважали и клиенты.
12. Вы помните клиента... но не человека, с которым работали
Даже если вы уже завершили работу с клиентом, не забывайте о человеке, с которым вы держали связь. Сотрудники постоянно переходят из одной компании в другую.
Сохраняйте их контактную информацию и поддерживайте общение. Вполне может быть, что с их помощью вы найдете нового клиента.
13. Вы не обучаете ваших клиентов
Помните: клиенты не совсем понимают, какая работа стоит за хорошей статьей.
Клиент видит только пост в блоге на 1500 слов... не стратегию, исследования, черновики, редактирование и проверку фактов, необходимые для написания.
Если вы хотите, чтобы клиент ценил вашу работу и считал ее по-настоящему важной, подробно опишите ее. Чем больше они понимают, особенно насчет контентной стратегии, тем лучшими клиентами будут.
Сроки сдачи
14. Вы непочтительно относитесь к срокам сдачи
Срок сдачи - это не примерная дата. Если вы согласились сдать работу в определенный срок, то обязаны сдать ее в этот срок.
Когда вы устанавливаете срок сдачи, оставляйте себе время пожить. Вы не можете предсказать, что простудитесь, что компьютер сломается, что вам предложат написать большую статью о типичных ошибках копирайтеров, ну и всякое такое.
Тогда, даже если вы и отстаете от графика, то у вас будет достаточно времени, чтобы все-таки выполнить все в срок или, по крайней мере, уведомить клиентов о задержке.
Короче говоря: если вы установили срок сдачи, придерживайтесь его во что бы то ни стало. Ваши клиенты в ответ будут вести себя так же надежно.
15. У вас нет календаря дедлайнов
Дедлайн - это основа работы фрилансера. Чем больше у вас работы или клиентов, тем больше у вас сроков сдачи. Если у вас слишком мало времени между двумя последовательными дедлайнами, рано или поздно вы хоть один проект, да не сдадите в срок.
Ведите дневник сроков сдачи. Не думайте, что успеете сделать все за неделю. Может быть, у вас на этой неделе образуется еще два дедлайна.
Подготовьте календарь дедлайнов и смотрите, какие даты вам лучше всего подходят.
Бизнес
16. Вы никогда не инвестировали в свой бизнес
Это ведь проблема в первую очередь успешных фрилансеров, правильно? У кого есть деньги на инвестиции, когда у него едва концы с концами сходятся?
Но если вы не будете инвестировать в свой бизнес, то через пару лет у вас уже не останется бизнеса, в который можно инвестировать.
Не обязательно вкладывать в подготовку тысячи долларов. Начните с библиотеки хороших книг по копирайтингу (как бумажных, так и электронных). Не забывайте и о высококачественных бесплатных ресурсах, например, библиотеке электронных книг на MyCopyblogger.
17. Вы боитесь контрактов
Да, я понимаю. Контракты - страшная штука. Но еще страшнее - не получить деньги, на которые вы рассчитывали, чтобы заплатить за квартиру.
Вы, наверное, думаете, что контракты нужно обязательно составлять на техническом юридическом языке (он же канцелярит), чтобы они имели юридическую силу, но это не обязательно так.
Электронное письмо, в котором излагаются сроки и условия выполнения работы, обговоренные с клиентом - это уже своеобразный контракт. В нем, конечно, побольше слабых мест, чем в договоре, составленном профессиональным юристом, но зачастую такого и не требуется. Если вы хотите формальностей - распечатайте ваше соглашение, подпишите его, перешлите клиенту и попросите тоже подписать.
Все еще не понимаете?
Вот примерный вариант:
"Это контракт на [какие-то там услуги] между Джоном Смитом, офигенным клиентом, и Джейн Доу, таким же офигенным фрилансером.
Ниже приведены условия этого контракта".
Вот и все.
18. У вас нет расписания выплат
Это ошибка желторотого новичка - я ее недавно совершил, потому что, ну, блин, работы было мало, а клиент казался нормальным. Я просидел несколько часов, отправил работу, а оплаты жду до сих пор, потому что работа не соответствовала ожиданиям клиента, а вместо того, чтобы объяснить мне, что именно не так, он просто перестал отвечать.
Знакомо?
Расписание выплат необходимо каждому. Требуйте, например, "50% предоплаты и 50% по факту выполнения работы (что бы ни случилось)", и вам не придется горевать.
19. У вас нет сроков и условий выполнения работ
У клиентов есть свои сроки и условия, есть они и у фрилансеров. Может быть, вы, например, принимаете оплату только на карточку, или не беретесь за срочные заказы. Какие бы у вас ни были условия, излагайте их клиенту, чтобы он знал, чего ожидать, нанимая вас.
Если нет, то вас ждут либо проблемы с клиентами, либо нежелательные компромиссы.
20. Вы не учитесь на своих ошибках
Мы все делаем ошибки. Отличаемся мы только тем, что делаем дальше.
Если у вас что-то не получается, то постарайтесь сделать все, чтобы это исправить, и разберитесь, что нужно сделать, чтобы в следующий раз это сработало.
21. Вы тратите все, что заработали
Когда-нибудь замечали, что в графе "расходы" у вас огромная цифра, а в графе "накопления" - мизерная?
Хреново, а?
Но знаете, что еще хреновее? Когда вы вообще ничего не накопили на черный день.
Рано или поздно черный день настает у всех. Например, работы мало, или замаячили большие расходы. Так или иначе, если вы ничего не припрятали на экстренные нужды, вам будет хреново.
Что делать? Тратьте поменьше и/или поднимите цены за свои услуги (см. пункт 1).
22. Вы считаете, что ваш фриланс - просто хобби
Вы занимаетесь фрилансом не потому, что вам скучно дома или больше нечего делать.
Фриланс - это бизнес. Лучшее тому доказательство - то, что вы работаете, не покладая рук, день за днем и ночь за ночью.
Ради хобби вы до глубокой ночи не засиживаетесь. А если и засиживаетесь, то спите потом до 3 часов дня, а не встаете ни свет ни заря и возвращаетесь к работе.
Сделайте себе одолжение и перестаньте относиться к фрилансу как к хобби. Фриланс - это бизнес. Подумайте об этом. Скажите это. Говорите это всем, кто спросит - да даже и тем, кто не спрашивает.
Не останавливайтесь, пока действительно не начнете относиться к нему как к бизнесу.
23. Вы не показываете клиентам ценности вашей работы
Мы часто думаем, что клиенты и сами понимают, насколько ценна наша работа.
Мы говорим им, сколько она будет стоить и сколько времени займет. И получаем в ответ письмо: "Что-то слишком много денег для такой небольшой работы". И вы чешете в затылке и думаете, в каком месте отправление рекламной рассылки для 10 с лишним тысяч подписчиков - "небольшая работа".
Ценность работы не в количестве написанных слов. Ценность - в количестве прочитанных писем, количестве кликов на ссылку с продажами и количестве собственно продаж. Не принимайте ценность, которую вы создаете, как должное. Если вы так поступите, то клиенты поступят так же.
Всегда делайте акцент на том, что клиент получит благодаря вашей статье, а не на количестве написанных слов.
24. Вы не обращаете внимания на деловую сторону фриланса
Фриланс - это не только работа, которую вы выполняете. Это еще и маркетинг, фактурирование, поиск потенциальных клиентов, бухгалтерия и многое, многое другое.
Мне, конечно, больно об этом говорить, но все эти вещи так же важны, как и непосредственно работа. Если будете их игнорировать, то начнете пропускать встречи, сроки сдачи и даже счета-фактуры.
25. У вас нет больших планов на ваш бизнес
Это, конечно, совершенно избитые вопросы, но все-таки:
- Какими вы видите себя через шесть месяцев?
- Что нужно изменить в нынешней ситуации, чтобы вы поняли, что ваш бизнес продвигается вперед?
Если вы не готовы ответить на эти вопросы, значит, не планируете наперед.
Удовлетворяться текущим положением дел - это не планирование.
Поставьте перед собой как можно более ясные и конкретные цели. Они должны быть количественными и зависеть от времени.
Например: "Я должен написать гостевой пост на Copyblogger в 2014 году" (гм). Или: "Я должен найти двух новых клиентов к концу квартала".
26. Вы не измеряете успех финансами
Сделать свой фриланс-бизнес "успешным" - это отличная цель. Но еще и самая расплывчатая цель в мире.
Что для вас успех? Чего вы должны добиться, чтобы объявить свой бизнес "успешным"? Сколько вам нужно заработать, чтобы сделать это?
Самый простой способ измерить успех - финансовый. И очень многим фрилансерам эта мерка неизвестна.
Искать клиентов - это не хорошая финансовая цель. А вот искать клиентов, которые заплатят вам больше, чем вы получаете сейчас - хорошая.
Какие вы ставите финансовые цели перед своим бизнесом?
Общение
27. Вы считаете, что опечатки в электронных письмах - это нормально
Ничего так не говорит о вашем непрофессионализме или даже безответственности, как плохо написанное электронное письмо.
Все мы ошибаемся, но если в вашей переписке опечатки - это норма, а не редкая случайность, то вы создаете себе не очень хороший имидж.
Потратьте 30 лишних секунд и перечитайте свое письмо перед отправкой. Вы сэкономите себе немало времени и не попадете в неловкое положение.
Поверьте мне: заметить недостающую "о" в слове поезда всегда ценно.
28. Вы считаете, что напоминать о себе - это назойливость
Фрилансеры с огромной неохотой напоминают о себе. Это кажется просто верхом назойливости.
Найдите какой-нибудь хороший способ.
Придумайте, например, неназойливый шаблон для письма с напоминанием. Например: "Я знаю, вы наверняка заняты. Просто хотел напомнить..." или "Хотел спросить, приняли ли вы решение?"
29. Вы слишком много расскатываете о себе
Если вы рассказываете о своих детях, нездоровых рабочих привычках, любви к трэш-литературе и так далее... то вы рассказываете слишком много.
В переписке с клиентами будьте проще, прямолинейнее и дружелюбнее. И - да, это все вполне возможно и без пересказа вашей биографии.
Ориентируйтесь по клиенту и всегда проявляйте излишнюю осторожность.
30. Вы считаете, что "переговоры" - это плохое слово.
По какой-то причине у слова "переговоры" сильная негативная коннотация. На самом деле это вовсе не так.
Переговоры не всегда означают, что вы должны снизить финансовые требования или выполнить все пожелания клиента. Любой вопрос - сроки сдачи, деньги, созданная ценность - обсуждается на переговорах.
На переговорах пользуйтесь умной тактикой, чтобы получить то, что нужно вам.
Если клиент говорит, что вы просите слишком много, то скажите в ответ, что можете сделать в рамках его бюджета. Предложите ему пакет услуг, которые окажутся для него ценными, но при этом не снижая своих запросов.
31. Вы позволяете клиенту уговорить вас сделать что-то, что вам не нравится
Если вы позволяете клиенту уговорить вас на что-то, с чем вы не согласны, пора проявить твердость.
Скажите клиенту, почему, как вы считаете, его идея не сработает и что нужно сделать вместо этого. Дайте ему понять, что не хотите что-то делать, потому что это пустая трата времени и денег - не говоря уже о том, что и ваша, и его репутация оказываются под угрозой.
32. Вы не предупреждаете клиентов, что будете их расспрашивать
Клиенты - не телепаты. Для них выполнение работы - это очень просто. Они платят вам заранее и ждут от вас законченного продукта в назначенный срок.
Некоторые из них начинают дергаться, если вы начинаете беспокоить их вопросами или просьбами предоставить дополнительные материалы.
Чтобы не раздражать клиентов, заранее разъясните им свой рабочий процесс. Сразу скажите, что у вас могут появиться вопросы.
33. Вы держите карты слишком близко к орденам
Есть тонкая грань между "вести себя профессионально" и "строить из себя крутого". Никому не нравится работать с фрилансером, который не может прямо ответить ни на один вопрос.
Не пытайтесь ставить под сомнения ответы клиента. Выложите все карты на стол, скажите все, что хотите, а затем ждите ответа клиента.
С точки зрения клиента, необщительный фрилансер - ненужный фрилансер.
34. Вы считаете, что слишком быстро отвечать на электронную почту - признак отчаяния
Если вы не ответите на письмо потенциального клиента как можно быстрее, он вполне может стать уже не вашим клиентом.
Главное - не быть лучше или бюджетнее конкурентов или выглядеть более занятым, чем они. Просто будьте быстрее них.
Работа
35. Вы берете слишком много работы
В идеальном мире вы бы занялись любым интересным проектом, который вам подвернется. Жаль, но в реальном мире все работает не так.
Делегируйте вашу работу, отдавайте ее на аутсорсинг, потому что в противном случае качество вашей работы пострадает - и клиент заметит это первым.
И помните: говорить клиенту, что вы сейчас слишком заняты и не сможете заняться его проектом - нормально. Более того, это лишь сделает вас притягательнее в их глазах. Возможно, вы даже подпишете какой-нибудь договор, который позволит клиенту регулярно обращаться к вам за услугами. Это полезно и для клиентов, и для ваших финансов.
36. Вы слишком много обещаете
А слишком много обещаете вы потому, что слишком много работаете.
Не обещайте результатов, которые не можете гарантировать. Вместо этого лучше всегда немного занижайте ожидания, потому что удивить клиента - всегда лучше, чем разочаровать его.
37. Вы регулярно становитесь жертвой расширения масштабов проекта
Эта страшная штука - бич множества фрилансеров.
Все начинается довольно невинно: клиент спрашивает, нельзя ли добавить в проект еще кое-что, а вы - милый, услужливый фрилансер - соглашаетесь. В конце концов, это же не займет много времени.
Вот так вы вступаете на скользкую дорожку постоянного расширения масштабов.
Самый легкий способ предотвратить подобное - иметь пункт в контракте, гласящий что-то вроде "Если масштабы проекта изменяются, соответствующим образом изменяются сроки сдачи и оплата".
Тогда, если клиент придет к вам с новым предложением, вы сможете сказать: "Да, я с удовольствием это сделаю. Новый срок сдачи будет тогда-то, и это будет стоить вам столько-то долларов".
38. Вы страдаете от "фрилансерского комплекса бога"
Фрилансеры обычно работают поодиночке. Мы - отшельники и страдаем манией контроля. Мы хотим делать все сами. Я это называю нашим фрилансерским комплексом бога.
Никто не может справиться с растущим бизнесом в одиночку - по крайней мере, если он человек.
Окажите себе услугу: отдайте некоторые задачи на аутсорсинг, хоть административные, хоть собственную работу.
Найдите время на выполнение любимой работы, делегировав кому-нибудь нелюбимую.
39. У вас нет никаких личных проектов
Каждый раз, когда кто-нибудь говорит мне "Я начал заниматься фрилансом, потому что хочу быть сам себе хозяином", я всегда в ответ спрашиваю: "Отлично! А над чем ты работаешь?"
Ответ почти всегда один и тот же: "Ну, знаешь, там, с клиентами".
Пожалуйста, хоть кто-нибудь объясните мне: почему это считается работой на себя? Вы обменяли одного начальника на нескольких - которых называете вашими клиентами.
Настоящая свобода - это возможность работать над вашими собственными проектами - чем-то, что заставляет вас побыстрее расправиться с клиентскими задачами, потому что вам не терпится к этому вернуться.
40. Вы беретесь за все, но ничего толком не умеете
Дебаты между специалистами и универсалами в фрилансерской среде идут уже давно. В обоих лагерях есть очень успешные фрилансеры.
Но если вы не освоили никакого навыка настолько, что можете считаться в нем экспертом, то сделать себе имя вряд ли сможете.
Например, если кто-то хочет сделать себе сайт, то уже ищет не просто дизайнера WordPress, а дизайнера WordPress с опытом работы в Genesis.
41. Вы слишком заняты, чтобы осваивать новые навыки
Даже если вы очень хороши в том, чем занимаетесь, это не значит, что вы сможете удержаться на том же уровне, если не будете следить за новшествами в своей отрасли.
В общем, как бы вы ни были заняты, обязательно найдите время и научитесь чему-нибудь новому. Иначе вскоре вам будут предпочитать менее опытных фрилансеров - просто потому, что они готовы учиться.
Менеджмент
42. Вы считаете, что управление временем - для слабаков
Фрилансеры и интернет-работники - это едва ли не самые большие прокрастинаторы в сети. И это просто отлично, если у вас нет работы. Но когда у вас впереди сразу несколько дедлайнов, прокрастинация - это смерть.
Если вы ждете до последнего, прежде чем все-таки начать работу, у вас проблемы.
Придумайте какую-нибудь стратегию, которая включает в себя вашу любовь к авральному режиму и связанному с ним адреналину.
Проводите исследования и составляйте планы задолго до того, как приступите к непосредственной работе.
Я не буду советовать вам устанавливать еще один дедлайн за два дня до настоящего: мне это не помогло ни разу. Я всегда помню, что у меня есть еще два дня.
Но вот 30-минутный таймер на моем телефоне по-настоящему помог. Или, как вариант, найдите человека, которому будете отчитываться о проделанной работе - в общем, делайте все, чтобы успеть выполнить работу вовремя.
В конце концов, на кону стоит ваша репутация, деньги и честное имя.
43. Вы складываете все яйца в одну корзину
Никогда не доводите дело до того, что более 25 процентов вашего дохода зависят от одного клиента. (Это моя личная цифра - некоторые считают, что даже она слишком завышена.)
Звучит просто и осмысленно, верно?
Фрилансеров часто привлекает идея, что можно получать хорошие деньги, не работая при этом на кучу людей. Но потом в один прекрасный день клиент пишет: "Привет, этот проект закончен (отменен), и в твоих услугах мы больше не нуждаемся".
Паника.
Теперь вам нужно срочно закрывать огромную зияющую дыру в доходах, появившуюся из ниоткуда.
Мораль: диверсифицируйте ваши источники доходов.
44. Вы не отдыхаете
Если вы будете только работать, то рано или поздно (но совершенно точно) вас ждет синдром выгорания.
В течение года устраивайте себе несколько мини-отпусков: тут уик-энд, там день отдыха, может быть - даже полдня отдыха посреди недели каждые две недели.
И ваш мозг, и ваш бизнес скажут вам спасибо.
Маркетинг
45. Вы не просите никому вас рекомендовать
Нет лучшей рекламы для вашей работы, чем довольный клиент. Если вы не просите его порекомендовать вас еще кому-нибудь, то теряете других потенциальных клиентов.
Представьте, что вам пришло письмо со словами: "Мы искали фрилансера, и нам порекомендовали вас". Это же лучше, чем вам самим отправлять приветственное письмо с перечислением своих навыков и достижений потенциальному клиенту?
46. Вы не просите и положительных отзывов
Положительные отзывы - это лучшее средство убедить клиента, что вы лучший кандидат для работы.
Если вы не получаете положительных отзывов от всех довольных клиентов, то готовите себя к необязательным вопросам и неудаче.
Но когда просить клиента о положительном отзыве?
Если честно, идеально верного ответа на этот вопрос нет. Руководствуйтесь интуицией.
Я лично прошу написать положительный отзыв сразу после хорошо выполненной работы. Клиенты не всегда возвращаются, так что если сразу не попросить отзыва, то они вас забудут и, возможно, уже не захотят ничего писать, если вы обратитесь к ним через несколько месяцев.
47. Вы не обновляли своего портфолио с тех пор, как его составили
Никто не захочет с вами работать, если увидят, что ваше портфолио не обновлялось уже два года.
Каждые два месяца выделяйте пару часов на обновление портфолио. А затем, когда почувствуете гордость за свою работу, отправьте его нескольким потенциальным клиентам.
48. Вы относитесь к портфолио как к чему-то несущественному
Очень многие фрилансеры небрежно относятся к своему портфолио. О, точно, я тут еще кой-какую работу сделал. Надо бы добавить ее в портфолио.
Э-э-э... нет. Портфолио работают не так.
В портфолио должны быть ваши лучшие работы. Не те, которых вы стыдитесь, а те, которые вызывают у вас неподдельную гордость.
Не нужно добавлять работу в портфолио сразу после ее завершения. Вместо этого найдите работу, которая будет хорошо смотреться в вашем портфолио. Это должна быть работа, от которой вы получите удовольствие, работа, привлекающая клиентов, которые вам нравятся.
Когда вы сделаете себе имя и станете считаться экспертом в своей нише, возможно, портфолио вам уже и не будет нужно. Но до тех пор... хотя и тогда оно все равно понадобится.
49. Вы считаете, что не обязательно вести блог
Если у вас нет блога, это не идет на пользу вашему фриланс-бизнесу. Это один из лучших способов привлекать клиентов.
Рассказывайте в вашем блоге о работе с клиентами, показывайте, как вы работаете: какие процессы используете, каких результатов добиваетесь и так далее. Дайте потенциальным клиентам заглянуть за кулисы.
И давайте уж начистоту: если у вас есть блог, ваше имя лучше гуглится.
50. Ваш сайт выглядит, как будто его делали в 1996 году
У вас сайт, открытый еще в 1996 году? И выглядит до сих пор точно так же? Да, клиентов вы точно не впечатлите.
Сделать прикольный современный сайт очень просто. Черт возьми, на него придется потратить меньше 100 долларов! Чего вы ждете?
51. Вы занимаетесь рекламой, только когда у вас нет работы
Если вы рекламируете себя, только когда у вас нет работы, у вас скоро начнутся проблемы.
Придумайте 5-10 различных рекламных действий и выполняйте одно из них каждый день. Сосредоточьтесь на интернет-маркетинге, если все остальное кажется слишком сложным.
- Напишите что-нибудь в своем блоге.
- Напишите электронные письма знакомым.
- Обновите статус в фейсбуке или твиттере.
- Проведите лотерею.
- Проведите конкурс.
- Напишите старым клиентам.
- Попробуйте продать более дорогую услугу нынешним клиентам.
- Попросите рекомендаций.
- Напишите потенциальному клиенту.
- Напишите гостевой пост в чьем-нибудь блоге.
Вот вам навскидку десять рекламных действий.
Придумайте свой собственный список, потом каждый день выбирайте из него какой-нибудь пункт и делайте. Не бойтесь быть навязчивыми.
52. Вы не знаете, зачем используете социальные сети
Сейчас я буду немного грубым: если вам не приходят предложения о работе через социальные сети, значит, вы делаете что-то не так.
Потратьте время на налаживание отношений с вашими подписчиками в социальных сетях. Общайтесь с ними, отвечайте на вопросы, выкладывайте важный контент, помогайте другим.
Делайте все, чтобы вас заметили и запомнили как человека, к которому можно обратиться, если потребуется.
53. Вы не устраиваете промо-акций
Промо-акции - один из маркетинговых ходов, который поможет вам привлечь больше клиентов в "неурожайные" месяцы.
Умные фрилансеры предвидят "неурожайное" время и составляют планы заранее.
Вместо того, чтобы просто смириться с отсутствием работы, с этим можно что-нибудь сделать.
Устройте промо-акцию на определенное время, объедините ваши услуги в пакет, добавьте новую ценность к вашим текущим услугам - все, что угодно, чтобы они стали привлекательнее для клиентов.
Вот в чем штука насчет ошибок
Мне, конечно, хотелось бы сказать, что этот список фрилансерских ошибок гарантирует, что, ознакомившись с ним, вы их уже не совершите, но это не так.
Но я могу вам сказать, что вы хотя бы сможете обнаружить свои ошибки быстрее. Он спасет вас от необратимого ущерба для бизнеса и репутации.
Перечитывайте его каждую пару месяцев. Ваши шансы на успех вырастают каждый раз, когда вы исправляете ошибку, о существовании которой до этого даже не знали.
Правда состоит в том, что невозможно заниматься бизнесом, не делая ошибок. Именно на ошибках вы учитесь. Именно благодаря ним добиваетесь успеха.
Так что не будьте фрилансером, который ждет, пока ошибки разрушат его бизнес. Будьте фрилансером, который найдет и исправит их до того, как это произойдет.
Начните сегодня.
Вы в долгу перед собой и перед жизнью, о которой вы мечтаете.
@темы: Переводы
Вечером почитаю повнимательнее ))