Вселенная без меня уже не та... (с)
Джон Ф. Шумейкер
Чтобы избежать саморазрушения при прогрессе, писал Генри Джордж в классической работе 1883 года “Проблемы общества”, культура должна развить в себе более высокое сознание, более острое чувство справедливости, более теплое товарищество, более широкий, возвышенный, истинный общественный дух, избирая для себя ответственных, дальновидных лидеров, которые обращают внимание на “умственную и моральную вселенную”. Напротив, современная потребительская культура несется в противоположном направлении, порождая все более тривиализированные и безразличные характеры, лишенные “возвышенных” качеств, необходимых для поддержки жизнеспособного общества и здоровой жизни.
Кризис человеческого характера
О все усугубляющемся кризисе душевного здоровья сейчас не говорит только ленивый, но вот куда меньше понимают еще более серьезный “кризис характера”, который сделал потребляющую публику в основном совершенно не готовой к демократии и почти бесполезной пред лицом многочисленных чрезвычайных ситуаций, которые требуют ответственных, добросовестных граждан.
Во времена кризиса мы рефлекторно обращаемся к “состоянию экономики”, не задумываясь о возможных коллапсах в общем “состоянии человека”, или, как это называл психолог Эрих Фромм, “социальном характере” культуры. Под этим термином он понимал общую совокупность черт характера, которые усваиваются обществом через доминирующие средства окультуривания; они необходимы для создания общих ценностей, приоритетов, этики, образа жизни и мировоззрения - и даже для так называемой “народной воли”.
Фромм писал более 50 лет назад, но уже тогда он замечал начинающийся кризис характера; термином “маркетинговый характер” он описывал одномерного, превращенного в товар и лишенного чувств “вечного сосунка”, который, как он предсказывал в знаменитом заключении “По ту сторону порабощающих нас иллюзий” (1962), подчинится созданному культурой “консенсусу глупости”, который приведет нас всех к печальному концу. С тех пор “социальный характер” оказался настолько задержан в развитии, а спад истинного института гражданства - настолько полным, что некоторые даже говорят об “апокалиптическом характере”, который гонит нас к самоуничтожению. Но сейчас проблема уже лежит далеко за пределами обговоренной “глупости”.
читать дальше


@темы: Переводы

Комментарии
18.12.2018 в 11:28

пунктуация искажает духовность | Это вообще днище, хоть и потолок
поорал от эмпатии
итс лайк

Древний мир: рабство, гладиаторские бои, ачотакова
Средневековье: о, Инквизиция жжот!
19 век: детский труд по 18 часов? А чо такова?!
ХХ век, середина: концлагеря? Сжечь людей живьем? Ну, нормальненько.
ХХI век: well oh shi~
18.12.2018 в 11:46

Вселенная без меня уже не та... (с)
Achenne, это немножко разные явления.
Эмпатия - это переживание за "своих". А с "чужими" действительно всегда можно было делать что хочешь.
18.12.2018 в 11:50

пунктуация искажает духовность | Это вообще днище, хоть и потолок
loony_spectre, Сейчас можно собрать деньги на лечение просто репостами (недавний пример с мошенницей Тигрой, конечно, негативный, но люди-то донатили от чистого сердца). Ну и другие фонды работают.
Расширение границы между своими и чужими, мб? Не замыкаться на токсичную среду, если можно выйти за ее пределы и жить в ней? Раньше это было невозможно физически .сейчас - да
18.12.2018 в 12:09

Вселенная без меня уже не та... (с)
Achenne, люди донатили от чистого сердца, потому что видели, как донатят и репостят знакомые, которые достойны доверия. Опять-таки считали "своей".
А вообще донат - это не эмпатия, а дофаминовая награда. "Я физически ничего не сделал, но зато лайкнул/репостнул/нажал "отправить денежку", вот какой я молодец".
18.12.2018 в 12:26

пунктуация искажает духовность | Это вообще днище, хоть и потолок
loony_spectre, Опять-таки считали "своей".
Но понятие "свой" ушло за пределы клана-семьи-цеха, очень далеко.

дофаминовая награда. "Я физически ничего не сделал, но зато лайкнул/репостнул/нажал "отправить денежку",
Во-первых, эмпатия все равно тут работает (поэтому легче собирать на детей и котиков, чем на взрослого мужика, например), во-вторых "ничего не сделал не = "отправил денежку", я даже не говорю о репостах, а денежка это очень даже сделал; как говорится, "не учите меня жить, помогите материально". Обесценивать это как-то странно.
18.12.2018 в 12:28

Вселенная без меня уже не та... (с)
Achenne, а я что, где-то спорил, что понятие "свой" куда-то ушло? Оно изменило границы, но вот деление на "своих" и "чужих" по-прежнему никуда не делось.
18.12.2018 в 12:29

пунктуация искажает духовность | Это вообще днище, хоть и потолок
loony_spectre, Но в тексте говорят, что у современных людей меньше эмпатии. Но наоборот же. Из-за вот этой размытости границ свой-чужой.
18.12.2018 в 12:31

Вселенная без меня уже не та... (с)
Achenne, да нет никакой размытости границ. Просто множества, из которых отбирают своих и чужих, изменились.
19.12.2018 в 11:57

"Я физически ничего не сделал, но зато лайкнул/репостнул/нажал "отправить денежку", вот какой я молодец".
Чтобы отправить денежку, надо сначала заработать эту денежку, так что насчет "ничего не сделал" я бы не согласилась.
19.12.2018 в 11:59

Achenne, Древний мир: рабство, гладиаторские бои, ачотакова
Средневековье: о, Инквизиция жжот!
19 век: детский труд по 18 часов? А чо такова?!
ХХ век, середина: концлагеря? Сжечь людей живьем? Ну, нормальненько.
ХХI век: well oh shi~

Плюсую. Я тут недавно читала статью о казнях в империи инков вот как раз перед вторжением испанцев, и у меня волосы шевелились во всех местах. То есть, я не представляла, что до такой такой жестокости вообще можно додуматься, не говоря уже о том, чтобы прописать в законах и применять.
19.12.2018 в 12:28

пунктуация искажает духовность | Это вообще днище, хоть и потолок
Аманита, Чтобы отправить денежку, надо сначала заработать эту денежку, так что насчет "ничего не сделал" я бы не согласилась.

Ну вот да, еще можно согласиться, что "лайк" или репост "ничего" (но сажают за лайки, тем не менее, как за весьма активное действе, лол), но уж донат денежек - реалистичнее некуда.