Вселенная без меня уже не та... (с)
Депрессивные люди видят мир реалистичнее
А счастливые, возможно, слегка заблуждаются.

Стефани Баклин

Вам грустно? Как ни странно, это может значить, что вы лучше можете оценивать свою работу - и реальность в целом, - чем когда вам не грустно.

Идея, что, в нашем нормальном состоянии мы действуем под влиянием счастливых заблуждений, которые отступают при депрессии, называется "депрессивным реализмом". Это предположение разрушает теорию, что депрессивные люди слишком негативно смотрят на мир: возможно, они видят его именно таким, какой он есть.

По данным Национального института умственного здоровья США, депрессия - это одно из самых распространенных душевных заболеваний в Соединенных Штатах, в 2015 году от нее страдали более 16 миллионов человек (или 6,7% населения). Значит ли это, что более 90 процентов населения ходят в розовых очках?

Некоторые исследования говорят именно об этом. Концепция депрессивного реализма впервые была изложена в статье 1979 года за авторством Лорен Аллой и Линн Абрамсон. В исследовании ученые предложили людям, страдавшим и не страдавшим от депрессии, установку, состоящую из кнопки и зеленой лампочки. Участники должны были определить, насколько их действия (нажатие на кнопку) контролирует лампочку. Участники с депрессией намного лучше определяли степень контроля над ситуацией, а вот участники, у которых депрессии не было, предполагали, что контролируют лампочку в намного большей степени, чем на самом деле.

Депрессивный реализм "до сих пор считается плодотворной гипотезой многими, но не всеми психологами", - говорит Колин Фелтхэм, почетный профессор психологических исследований в университете Шеффилд-Халлэм и автор книги Depressive Realism. Теорию пытались неоднократно проверить, результаты выходили смешанные.

По мнению Фелтхэма, депрессивный реализм может быть связан с некоторыми другими психологическими теориями, например, теорией управления страхом. Согласно этой теории, человеческая природа на самом деле запрограммирована на самообман: чтобы избежать пугающих идей, например, смерти, большинство из нас живут в состоянии самообмана. И, возможно, если у нас депрессия, нам сложнее обмануть себя.

На самом деле "некоторые психологи признают, что определенный элемент самообмана, возможно, необходим для благополучия", - говорит Фелтхэм. Возможно, у людей с депрессией просто нет того самого оптимизма, который помогает идти вперед в жизни, полной разочарований, бессмысленности и смерти. В общем, они видят все реалистичнее, но при этом все мы знаем, что иногда реальность откровенно кусается.

Люди, наиболее подверженные депрессивному реализму? Интроверты, мужчины и люди с высоким IQ, говорит Фелтхэм, добавляя, что чаще всего он проявляется у людей с легкой депрессией, а вот у тех, кто страдает от тяжелых депрессивных расстройств, искажения мышления обычно уже заметны.

Впрочем, не все уверены, что депрессивный реализм действительно действует так, как описано в литературе. Психолог Майкл Т. Мур, профессор из университета Адельфи, провел метаанализ 75 исследований, посвященных депрессивному реализму, в которых участвовали в общей сложности 7000 человек. Выводы? "Явление действительно существует, но имеющиеся данные показывают, что оно проявляется лишь в довольно узком "коридоре" условий, - говорит он. - Даже сломанные часы два раза в день показывают точное время".

Мур считает, что дело не в том, что участники с депрессией реалистичнее смотрят на мир, а в том, что контролируемые экспериментальные условия многих подобных исследований искусственно привели к такому результату.

"Если вы подготовите обстоятельства, при которых между нажатием на кнопку и включением лампочки нет никакой связи, то пациенты с депрессией действительно смогут заметить это лучше, потому что подобные обстоятельства подтверждают их слегка необъективный взгляд на мир - что плохие вещи происходят в нем без причины, - объясняет Мур. - Это не обязательно значит, что они вернее смотрят на мир в целом, но в таких ограниченных обстоятельствах их мышление действительно дает более хорошие результаты".

Мур подчеркивает, что мы не знаем, точнее ли восприятие мира у пациентов с депрессией, если говорить о более широком разбросе человеческих переживаний. На данный момент исследования слишком гомогенны.

Соответственно, вопрос о том, насколько широко возможное применение теории депрессивного реализма, остается открытым. Но этот вопрос важный, потому что может оказать серьезное влияние на профилактику и лечение депрессии.

На данный момент главный способ лечения депрессии - когнитивная терапия, при которой по умолчанию считается, что пациенту с депрессией грустно, потому что он неверно воспринимает окружающий мир - запоминает только плохие вещи и не замечает хороших. Предполагается, что когнитивная терапия помогает пациентам стать более точными и реалистичными в своих суждениях, после чего им становится лучше.

Но если теория депрессивного реализма подтвердится, возникает вопрос: помогает ли на самом деле когнитивная терапия пациентам воспринимать реальность более точно? Или же просто предлагает им надеть розовые очки?

На данный момент имеющаяся информация говорит нам, что люди с небольшой депрессией, возможно, воспринимают мир точнее. Подтвердится ли эта теория в более общем виде, пока неясно. Но пока что наслаждайтесь вашими розовыми очками - возможно, это симптом хорошего умственного здоровья.

@темы: Переводы

Комментарии
07.01.2019 в 12:39

Очень зыбко
07.01.2019 в 22:09

Me & The Minibar
Хм. Исходная точка текста крайне прихотливая: люди рассматриваются не самоценно, а в качестве механизмов для оценки реальности (вроде как сейсмографы для землетрясения, например). Для начала надо было бы понять, какова ценность этой реалистичной оценки действительности и какова та погрешность этой оценки, за которой начинается уже значительное ухудшение качества жизни? Понятно, что у человека в приступе мании реалистичной оценки настолько нет, что ему в итоге действительно хуже придется, чем депрессивному, но это, во-первых, экстремальная крайность, а во-вторых, абстрактное сравнение типа "Если кит на слона залезет, кто кого сборет". Во-вторых, вряд ли даже субдепрессивное состояние дает более адекватную оценку реальности, чем условно здоровое, это же все-таки патология. В-третьих, что именно считать реалистичной оценкой действительности и всегда ли она нужна? Снижение активности в депрессии в том числе возникает из-за неблагоприятного прогноза, но если этот депрессивный человек решает "Не буду пробовать новый рецепт, у меня вряд ли получится то, что я смогу потом съесть", то в итоге этот человек лишает себя такой важнейшей части жизни, как освоение нового (которое без ошибок не проиходит) и обрекает себя на отказ от всего, что не получается уже автоматически по накатанной. В-четвертых, свойство здорового человека - действовать (иначе говоря, жить) невзирая на (вполне релистичные) риски того, что через год ты окажешься безработным (и придется выкинуть в мусор невозвратный билет на самолет), что выйдя на лед учиться кататься на коньках, ты заработаешь сотрясение могзга, что начав встречаться с полюбившимся человеком, тебе придется через год расстаться с ним и ты окажешься в полном раздрае, ну и так далее. И тд,и тп - простите, что-то меня этот текст возмутил))
08.01.2019 в 00:41

Самым главным доказательством существования разумной жизни во Вселенной является то, что ещё никто не пытался с нами связаться. (с) Bill Watterson
На данный момент главный способ лечения депрессии - когнитивная терапия, при которой по умолчанию считается, что пациенту с депрессией грустно, потому что он неверно воспринимает окружающий мир - запоминает только плохие вещи и не замечает хороших. Предполагается, что когнитивная терапия помогает пациентам стать более точными и реалистичными в своих суждениях, после чего им становится лучше.
Но если теория депрессивного реализма подтвердится, возникает вопрос: помогает ли на самом деле когнитивная терапия пациентам воспринимать реальность более точно? Или же просто предлагает им надеть розовые очки?

А это зависит от конкретной ситуации каждого пациента. Если у него в жизни совершенно объективная задница (простите за выражение), которую видно невооруженным глазом, глупо и даже преступно убеждать его в том, что её нет. Лучше помочь найти силы на то, чтобы её преодолеть. А если пациент насочинял себе задницу, то да, надо как-то подвести его к мысли, что реальных проблем на самом деле нет.