Вселенная без меня уже не та... (с)
Глава 5У меня нет никаких правил сочинения песен. Все получается случайно. Некоторые песни получаются быстрее, чем другие. Я никогда не сажусь за рояль и говорю: "Хорошо, сейчас надо написать песню". Нет. Я сначала продумываю кое-какие вещи, а потом уже начинаю. Трудно это объяснить, но в моей голове постоянно вертятся какие-то идеи. Некоторые вещи просто удачно сходятся, над другими же приходится работать. Рискую прозвучать самодовольным, но Killer Queen, например, я сочинил за день. Как говорится, "паззл" сложился. Я записал слова ночью в субботу, на следующее утро - дописал. Все воскресенье работал, и к вечеру песня была готова. А над другими песнями пришлось хорошенько посидеть. Например, March Of The Black Queen с нашего второго альбома я сочинял очень долго. Я хотел, чтобы в песню поместилось все.
Я известен тем, что часто пишу тексты посреди ночи, не включая свет. Мне нравится, что я пишу песни различными способами, в зависимости от настроения. Crazy Little Thing Called Love я сочинил в ванной минут за пять или десять. В студии я сыграл ее на гитаре, а гитарист я хреновый - и в какой-то степени то, что я знаю всего два-три аккорда, было хорошо. Мне пришлось писать в очень небольших границах. Я не мог использовать много аккордов, и в результате получилась хорошая песня. Думаю, если бы я знал много аккордов, я бы запорол песню.
Я всегда думаю о новых песнях, которые сочиняю. Я не могу прекратить писать новые песни. У меня куча идей, которые буквально рвутся из меня. Все происходит инстинктивно. Мне нравится сочинять маленькие цепляющие песенки. Мне приходится это делать, но мне это нравится. Это что-то вроде веселого хобби. Это настолько полезно, что я не хочу прекращать этим заниматься, я хочу исследовать новые аспекты и посмотреть, что из этого получится. Словно рисуешь картину - нужно отойти от нее, чтобы увидеть полностью.
Мне всегда было сложно писать тексты. Лучше всего у меня получаются мелодии. В первую очередь я концентрируюсь на них, потом на структуре песни, а потом уже приходят тексты. С мелодиями мне очень просто, а вот с текстами сложновато. Над ними приходится хорошенько посидеть. Мне иногда кажется, что мои мелодии намного лучше, чем тексты, что тексты ухудшают мои песни. Ненавижу писать тексты. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь другой этим занимался. Хотелось бы мне, чтобы у меня был собственный Берни Тоупин. Но я не такой, мне нравится все делать самому. Я очень жадный.
Когда я сочиняю, меня нужно оставить в покое, чтобы я мог сконцентрироваться. Когда я сочиняю, я очень внимательно отношусь ко всему содержанию песни. Если это работает, значит, работает. Когда я об этом не думаю, получается лучше всего. Мне нравится сочинять песню быстро, чтобы она была свежей, и уже потом дорабатывать ее. Не люблю пытаться сочинить песню, если она плохо идет. Либо все получается быстро, и я говорю: "Хорошо, у нас есть песня", или же не получается, и тогда я обычно говорю: "Ладно, черт с ней".
Я пишу песни так, как чувствую, и я постоянно учусь. Гораздо интереснее сочинять разноплановые песни, чем повторять одну и ту же формулу. Я сочиняю песни, которые не слишком обдумываю - они сами ко мне приходят, если вы понимаете, о чем я.
Мне кажется, это что-то на подсознательном уровне. Думаю, большинство людей сочиняют песни, которые "живут" внутри них. Я не из тех сочинителей, которые следуют моде и говорят: "О, сегодня писать на эту тему круто, надо бы песенку сочинить". Мне просто нравится делать разные вещи и не повторяться. Мне не нравится долго быть на одном месте, и это отражается в моей музыке и текстах. Я хочу попробовать все и не боюсь провалов. Мне нравится вызов, мне нравится делать вещи, которые не являются частью мейнстрима. Я не боюсь искренне что-то высказывать в песнях, потому что самое главное при сочинении - быть собой.
Я не хвастаюсь, но иногда я довольно быстро сочиняю. Все приходит легко, если подходить к этому с умом. Я пишу песни намного быстрее остальных. Люди спрашивают: "Много ли ты сочиняешь?" Да по дюжине в день, дорогуша!
Если пытаться подвести все песни под одну категорию, мои, наверное, попадут в категорию "эмоции". Они все о любви, эмоциях и чувствах. О настроениях. Большинство песен, которые я сочиняю - любовные баллады и вещи о печали, мучениях и боли, но в то же время фривольные и насмешливые. Думаю, такая у меня природа. Я просто настоящий романтик и, хотя считаю, что об этом пишут все, я пишу как-то по-своему. Я не пишу ничего нового. Я не хочу сказать "Смотрите, я сочинил такую песню, какую никто раньше не сочинял!" Но я пишу обо всем со своей точки зрения.
Много людей влюблялись, многие разочаровывались в любви, люди по-прежнему влюбляются, так что я по-прежнему пишу об этом песни - в разном оформлении. Мне кажется, любовь и отсутствие любви будут всегда, и влюбиться и разлюбить можно очень по-разному. Думаю, большинство моих песен идет по этому пути, и о любви можно писать бесконечно. Мне кажется, я пишу о вещах, которые могут случиться с каждым. Я тоже через все это прошел, так что я использую свой опыт в исследовательских целях. Я настоящий романтик, вроде Рудольфа Валентина. Мне нравится писать романтические песни о любви, потому что они могут быть очень разнообразны и имеют отношение ко мне самому. Я всегда писал такие песни, с самых ранних дней, со времен второго альбома, и, думаю, всегда буду писать об этом, потому что это часть меня. Мне нравится писать самые разные песни, но романтические будут со мной всегда. Я не могу ничего с этим сделать, это происходит на автомате. Я бы и не прочь писать о чем-нибудь совсем другом, но все песни получаются эмоциональными и трагичными. Не знаю, почему. Но есть и элемент юмора. Вот, в общем, что такое мои песни.
На самом деле это очень весело; мои стихи и песни - в основном фантазия. Я их придумываю. Они не приземленные, скорее, в них есть что-то сказочное. Я не из тех писателей, кто выходит на улицу и внезапно вдохновляется видением, мне не нужно ездить на сафари, чтобы вдохновляться дикими животными вокруг, или подниматься на вершину горы... Нет, вдохновение может прийти даже в ванной. Я один из ТАКИХ людей. Мне не нужна природа для вдохновения. Меня обычно не вдохновляют какие-то определенные сцены, или живопись, хотя на Queen II есть один пример. Песня The Fairy Feller's Masterstroke, где я действительно вдохновился одной картиной. Это для меня очень необычно. Я из художественной школы, так что хожу по картинным галереям, и в галерее Тейта я увидел картину Ричарда Дэдда - викторианского художника, который мне нравился. Она меня очень вдохновила. Я нашел о картине много информации, и попытался как-то зарифмовать слова, но я использовал его текст, чтобы описать картину - то, что, как мне показалось, я там видел.
Вдохновение приходит везде. Оно появляется, когда меньше всего ожидаешь, и создает сложности в моей сексуальной жизни. Некоторые песни я сочинил буквально в постели. Мне приходится их записывать, иначе до утра я их забываю. Однажды, когда Мэри [Остин] и я еще жили вместе, я проснулся посреди ночи - песня никак не желала уходить. Я просто должен был записать ее, так что пришлось встать и подвинуть фортепиано к постели, чтобы я мог дотянуться до клавиш. Это долго не продлилось - она с этим так и не смирилась. Я не удивлен.
Многие вещи могут вдохновить на сочинение музыки, знаете ли, практически все, что вас окружает. Я иногда могу куда-то идти, и тут мне приходит в голову идея, и я ее запоминаю, но обычно я сажусь за фортепиано и начинаю что-то наигрывать. Мне приходят какие-то идеи, я стараюсь их запомнить, а потом возвращаюсь к ним и пытаюсь собрать вместе. Иногда я просто сажусь за фортепиано, и тут мне приходит в голову идея, и я пытаюсь сразу сочинить песню. Иногда я заставляю себя мыслить в определенном направлении, или же забываю об идеях где-нибудь на месяц, а потом они внезапно встают по местам. Но нет какого-то большого вдохновения. Песни все разные. Конечно, для многих людей это покажется унижением: они слышат фантазийные стихи и начинают думать - ух ты, а откуда это взялось? Они, наверное, уже настроили себе каких-нибудь видений. Я никакого строгого формата не придерживаюсь. Извините, что разочаровал.
У нас у всех свои идеи, какой должна быть песня, потому что песню написать можно многими разными способами, в зависимости от того, кто автор. Иногда можно что-то найти в чужих песнях. Мы иногда все друг другу помогаем, так что на это уходит много времени. Сейчас большинство песен мы доводим до ума в студии, а раньше у нас было специальное "рабочее" время. Сейчас времени ни на что не остается, так что мы просто снимаем студию и идем туда. Иногда мы там задерживаемся надолго, потому что тратим студийное время на сочинение песен, а не на их запись.
Сейчас я сочиняю по-другому. Раньше я часами сидел за фортепиано, придумывал аккорды и всю структуру, и только потом тема становилась песней. Теперь я думаю по-другому. В последнее время я пишу песни совершенно спонтанно. Прихожу в студию совершенно неготовым и думаю: "Что бы сделать в этот раз?" И внезапно появляется какая-то идея, и я думаю: "Стоит попробовать". Идея может быть отвратительной, ужасной, может, пара тактов неплохих, от которых можно оттолкнуться. Или я оставлю все как есть и вернусь к ней позже.
Я сочиняю на фортепиано или вообще без инструмента. Сначала я сочиняю мелодию, правда, иногда все начинается с текста. Одной из таких песен была Life Is Real [1982], сначала я сочинил текст. Я исписывал страницу за страницей, написал кучу слов. Потом я положил их на музыку. Я чувствовал, что может получиться вещь в стиле Леннона. Эта песня - ода Джону Леннону, насколько я мог написать с моими ограниченными способностями. Я очень редко пишу сначала текст, но тут у меня появились идеи, и я хотел сочинить нечто сюрреальное. Я придумал текст в Хьюстоне, когда было несколько выходных дней после мексиканского турне. Я подумал: "А почему нет? Я могу это сделать. Я музыкант". Послушав много песен Джона Леннона, я подумал, что смогу создать атмосферу, похожую на ту, что была у него. Так что в этой песне я на самом деле боролся за звук восточной скрипки - такой, плачущий, - мне он очень понравился. Я попытался положить на эту музыку сюрреальные стихи - для меня они воплощали Джона Леннона. Он был великим, настоящим гением. Даже на самых ранних стадиях, когда они были "Битлз", я всегда предпочитал песни Джона Леннона. Не знаю, почему. У него была эта магия.
Я не хочу изменить мир с помощью нашей музыки. В наших песнях нет скрытых посланий, не считая некоторых вещей Брайана. Мои песни похожи на одноразовые бритвы: они для развлечения и потребления. Люди могут выбросить их, как использованные салфетки. Они могут послушать их, полюбить их, выбросить, потом услышать новые. Одноразовый поп.
Мне не нравится писать песни с "месседжами", потому что у меня нет политической мотивации, как у Джона Леннона или Стиви Уандера. Я, конечно, не могу не думать о политике, но я отбрасываю все эти мысли, потому что мы музыканты. Мне не нравится участвовать в политике, и я не думаю, что у меня достаточно таланта для глубоких посланий. Музыка очень свободна. Зависит от того, кто вы такой. Джон Леннон может это делать, а я не могу. Мои песни - просто коммерческие песни о любви, и мне нравится вкладывать туда эмоции и талант. Я не хочу изменять мир или говорить о мире во всем мире, потому что у меня нет подобной мотивации. Политика - это совсем не мое. Я бы разрушил всю страну. Вы представляете? Я бы пел все свои речи!
Я сочиняю песни, которые, по сути, являются "кормом". Я уже это говорил. Песни - то же самое, что покупка нового платья или рубашки: надеваешь, потом выбрасываешь. Да, некоторые классические вещи останутся навсегда, но, по мне, то, что я написал в прошлом, уже закончилось. Ну да, если я услышу песню по радио или разговор о ней, я порадуюсь, но мне важнее то, что говорят о моих новых песнях. Если вы попросите меня сыграть на пианино некоторые мои старые песни, я не смогу. Я их забыл. Прежде чем сыграть их снова, мне придется их хорошенько разобрать заново... мои собственные песни! Я их очень быстро забываю. Например, Love Of My Life мы вживую играем на гитаре, но сочинена песня была на фортепиано. Я совершенно забыл оригинал, так что если вы попросите меня его сыграть, я не смогу.
Я думаю, наша музыка - чистый эскапизм, что-то вроде просмотра хорошего кино. Это для людей, которые приходят, слушают музыку, забывают на некоторое время о своих проблемах, получают два часа удовольствия, и все на этом. Уходят и возвращаются к своим проблемам, а потом приходят снова. Так и должно быть. Такими и должны быть театр и развлечения. Я не хочу проникать в политические области. У нас нет скрытых политических посланий в песнях, это не для нас. Мы - международная группа, мы хотим играть для любой аудитории и где угодно. Мы ездим в разные страны не по политическим мотивам. Мы - просто английская рок-группа, которая играет музыку для всех.
Моя музыка не принадлежит какой-то одной категории. Я не хочу, чтобы мои песни слушали только избранные интеллектуалы - я хочу, чтобы их слышали все, потому что они для всех. Это международный язык. Я не пишу музыку только для японцев или только для немцев, она для всех. Музыка безгранична. Я хочу, чтобы мою музыку слушал весь мир. Я не элитарист.
Я здесь не для того, чтобы объявить: "Измените свою жизнь, послушав песню Queen!" Я не встаю поутру и решаю, что сегодня напишу песню о мире во всем мире, это неправильно. Нужно действительно верить в то, что пишешь. Не то, что я не верю в идеи пацифизма, я просто считаю, что лично я могу писать пацифистские послания. Я не хочу помещать себя в такую среду, я пишу о том, что чувствую, мне нравится сочинять о любви и эмоциях. Джонов Леннонов в этом мире очень мало, и они разрознены. Некоторые люди способны писать подобные послания, но их очень мало. Леннон был таким. Из-за своего статуса он мог проповедовать и воздействовать на мысли людей. Но чтобы это делать, нужно иметь интеллект и какое-то волшебство. Просто талантливые люди, вроде меня, не способны обладать властью. Можно верить Джону Леннону или Стиви Уандеру, когда они пишут пацифистские песни, потому что они и жили так же, но я не такой. Для меня написать подобную песню было бы неправильным шагом, люди бы ей не поверили - о, Queen внезапно начали писать о пацифизме и спасении мира. Нужно совершить определенные поступки, чтобы люди знали, что ты веришь в то, о чем пишешь, и лично я надеюсь, что люди верят, что я прошел через боль и страдания в любви. Мне кажется, мне дано это от природы, и я хочу выражать в песнях именно это.
Если честно, я никогда бы не посчитал себя равным Джону Леннону, потому что он был величайшим. Не то, что я менее талантлив - просто некоторые люди могут делать определенные вещи лучше, чем все остальные, а я чувствую, что не могу сделать то, что делал Леннон. Да и не думаю, что кому-то стоит пытаться - Леннон был уникальным, единственным в своем роде, как-то так. Я обожаю Джона Леннона, и для меня этого достаточно. Я просто хочу как можно лучше выразить себя в своих песнях.
Когда я услышал, что Леннон погиб, я был шокирован и потрясен. Что делать? У меня слов нет, если честно. Думаешь, что это может произойти с кем угодно, с вами самими, в конце концов, и тут это происходит с кем-то, который оказался Джоном Ленноном. Я просто поверить не мог.
Когда Джон умер, и я написал песню его памяти, это было просто мое личное посвящение ему, нет никаких параллелей между тем, что делал он и тем, что делал я. Это был маленький подарок, потому что он умер. Life Is Real - не какой-то "месседж", это просто песня памяти человека, которая сильно отличается от того, что делал Джон.
Если меня к этому подтолкнуть, я могу сочинить песню-послание. Я не скажу, что никогда не писал песен с "месседжами", но это было не в духе Джона Леннона, а нечто другое. Я вот написал песню We Are The Champions, это некий гимн-послание, но не о мире во всем мире. Это другое направление.
Сказав все это, я должен добавить, что на моем сольном альбоме Mr Bad Guy [1985] я сочинил песню There Must Be More To Life Than This, и это, пожалуй, самое близкое к песне-посланию, что я когда-либо писал - и то не совсем. Это - самое большее, что я могу и хочу сказать о мировой политике или катастрофах, происходящих в мире. Мне не нравится писать песни в этой области, но приходит время, когда мне есть что сказать на эту тему, и это очень малая часть того, что сделал Джон Леннон. Это очень скромно с моей стороны, но и правдиво.
Люди говорят: "Почему ты написал такой текст, и что он значит?" Мне не нравится объяснять, о чем я думал, когда сочинял песню. Она значит это? Она значит то? Все только об этом и спрашивают. Пусть катятся к черту! Я скажу не больше, чем сказал бы любой порядочный поэт, если бы вы осмелились попросить его проанализировать свою работу. Если вы что-то видите в песне, значит, оно там есть. Вы ее интерпретируете, как хотите. Нет никаких особых посланий. Я пытаюсь создать текст, написать песню, а потом надеюсь, что люди сами будут шевелить мозгами на тему, о чем она - и это хорошо. Я именно так и думаю, когда слушаю чьи-нибудь пластинки.
Мне нравится, когда люди сами толкуют мои песни. На самом деле это короткие волшебные сказки. Я уже и забыл, о чем тогда писал. Это все литература, фантазия. Я понимаю, что это звучит просто как отговорка, но так оно и есть. Просто продукт моего воображения. Думаю, если бы я проанализировал каждое слово, это было бы очень скучно для слушателей и развеяло бы не одну иллюзию.
Многие люди - творческие, в той или иной области. Не обязательно только в музыке. Это тоже часть таланта, понимаете? Я всегда настаивал, что нельзя просто сидеть дома и говорить: "Смотрите, какой я замечательный и творческий, я просто подожду своего шанса". Нет. Нужно идти и хвататься за шанс, использовать его, заставлять работать. Это часть таланта.
Иметь талант - одно дело, но на самом деле пользоваться им и скармливать его массам - совершенно другое. Эти два аспекта идут рука об руку. Нужно уметь продавать свою задницу. Нужно идти, запихивать свой талант людям в глотку и говорить: "Вот он я! Я творческий человек! Я замечательный! Вот... ЕШЬТЕ!" Нужно так делать. Если есть какой-то другой способ... Господи, расскажите тогда мне о нем!
Все еще возможно сочинять хорошие и оригинальные песни? О, я должен с этим согласиться! Я должен надеяться. Да. Неважно, насколько сильна конкуренция, всегда останется место для оригинальности и хороших песен. Конечно. Я считаю, что хорошие песни не закончатся никогда. Всегда будут хорошие поэты и композиторы - в зависимости от того, как их будет принимать пресса. Думаю, место все еще есть, хотя становится сложнее. Для оригинальности и хороших песен место будет всегда. Есть множество места для классики - и я прикладываю все усилия.
Я не могу вечно сочинять абсолютно разные вещи - можно с ума сойти! Это постоянно сидит в подсознании. Я сочиняю какой-то проход и думаю: "Ага, он похож на вот эту песню!" Но так на это смотреть не стоит. Давайте посмотрим, скажем, с точки зрения вокальных гармоний: мы их делали задом наперед, наизнанку, как только ни выкручивали, так что становится все труднее и труднее каждый раз быть оригинальным, но мы постоянно к этому стремимся.
Я знаю, что люди могут на самом деле исписаться. Я знаю людей, с которыми это случилось. Иногда я и сам об этом думаю. Думаю, что в один прекрасный день я уже не смогу писать так хорошо, как сейчас, но он еще не наступил. Что мне делать? Я хочу писать лучшие песни. Это моя карьера, дело всей жизни. Я не просыпаюсь каждое утро и задаю себе вопрос: "Исписался ли я?" Сейчас... я пишу очень много. И, вы знаете, Он за мной приглядывает, так что со мной все в порядке. Это меня не беспокоит. Я просто об этом не думаю. Другие люди об этом думают. Когда это случится, я разберусь. Это не случится. Не думаю, что это когда-нибудь произойдет. Я умру раньше.
Я хочу потратить время и сочинить мюзикл. Думаю, время пришло. Если говорить о сольных проектах, то я записал альбом Mr Bad Guy в 1985 году, еще был проект с Монтсеррат Кабалье в 1988, но сейчас я хочу, чтобы это было больше, чем альбом, поэтому попробую сочинить мюзикл. Я знаю, что это займет немало времени, но это будет моим сольным проектом, так что я смогу работать над сценарием, и все такое. Я смогу написать песни, которые будут составлять сюжетную линию, а не смотреть фильм, а потом писать песни, которые для него подходят. Это большой проект, и я много о нем думаю.
Еще я думаю снять кино по моей биографии, в котором я приму ключевое участие. Я даже, наверное, сам не буду играть главную роль. Дорогие, я за свою жизнь столько всего сделал... у фильма точно будет рейтинг XXX!
Нельзя сказать, что кто-то написал песню лучше, чем твоя, потому что в конце концов все решает публика. Единственный способ понять, что песня хороша - если ее хорошо принимают.
Вы не знаете, что это за чувство, когда сочиняешь песню, которая очень нравится людям, и они говорят, что песня хороша. Это великолепно!
Если моя музыка делает людей счастливыми, это здорово. Я тоже этому радуюсь. Если мне удалось своей песней хоть что-то донести - это хорошо. А если людям песня не нравится... и хрен с ней! Пусть купят чью-нибудь еще пластинку. Я точно не буду страдать бессонницей и не покроюсь сыпью от того, что кто-то скажет "Господи, что за ужасная песня!" Я слишком толстокожий.
Обычно мы возвращаемся с гастролей и знаем, что через пару месяцев надо будет записывать новый альбом. Мы на некоторое время расходимся, пишем поодиночке, потом собираемся и играем друг другу свои идеи. Именно тогда мы решаем, какие из них оставить, а какие отвергнуть. Мы пытаемся понять, какой у нас будет альбом. Такими были последние несколько альбомов: отдельные песни отдельных авторов. Когда мы собираемся, мы подолгу спорим, отбирая лучшие песни. Это зависит не только от качества песни, но и от того, сработает ли она и как будет звучать в сочетании с остальными. Мы рассматриваем все как альбом, а не просто набор песен.
Думаю, мы в курсе последних изменений музыкального рынка, и сочиняем соответствующие песни. Брайан, конечно, до сих пор сочиняет свой тяжелый рок, но мы вчетвером пишем очень разные песни, и это хорошо. Чем больше мы сочиняем, тем разнообразнее наш репертуар. Мне кажется, мы собираем все больше и больше исследовательского материала и захватываем все новые и новые территории. Я сейчас пишу песни, которые очень отличаются от того, что делали Queen, предположим, года три назад.
Сейчас очень большая конкуренция внутри группы - еще до того, как песни издаются и начинают конкурировать с песнями других групп. У нас вся группа особая. Мы не приемлем полумер, я отношусь к себе очень критично. Никаких компромиссов. Если я думаю, что песня не очень хороша, я выброшу ее. У нас четыре отличных автора, которые пишут одинаково хорошо. Нет "пассажиров", Роджер и Джон сейчас пишут отличные песни. Когда-то мы с Брайаном писали основную часть материала, но сейчас мы сочиняем все. В начале работы над каждым альбомом у нас постоянные сражения: мы показываем друг другу материал и говорим: "Ну как тебе?", и потом начинается битва.
Можно записываться с лучшими музыкантами в мире, но песня от этого лучше не станет. Все зависит только от самой песни и человека, который ее сочиняет. Нужно сражаться. Хочу добавить свои два пенса. Если бы мне было слишком легко, я бы писал намного менее качественные песни. Из-за наших бесконечных споров все получается намного интереснее, мы снимаем самые сливки. Сражения за то, какие песни будут на новом альбоме Queen - стоящая вещь. Иногда я думаю, что чем дольше мы спорим, тем лучше получается.
Я уже это говорил, но я себе так все представляю: вы сочиняете песни, выпускаете их, а потом просто двигаетесь дальше. Если новый альбом провалится, мы просто станем писать следующий. У нас были относительно неуспешные альбомы, вроде Jazz, но мы просто пошли дальше. Люди считали, что мы немного снизили свой уровень, но нас это не остановило. Мы выпустили следующий альбом, The Game, и он стал очень успешным.
Я хорошо осведомлен о ситуации на музыкальном рынке, но это не значит, что у меня в песнях обязательно будут новомодные веяния. Я все еще сочиняю песни так, как я их чувствую, и если это значит, что требуется какой-то старомодный ход, я сочиню его. Я ни в коем случае не хочу подводить песню. Это самое важное. Я очень ответственно отношусь к своим песням, если они сделаны не так, как надо, я считаю, что лучше бы их не делали вообще.
Во многих рецензиях, которые я недавно читал, пишут: "Если вы ассоциируете Queen с гармониями Bohemian Rhapsody и атмосферой в духе Сесила Б. Де Милла, забудьте - на новом альбоме нет ничего похожего". В какой-то степени это хорошо. Либо черное, либо белое. В случае с Hot Space, думаю, это был большой риск, и публика его приняла весьма неоднозначно. Надеюсь, в Америке увидят в этом альбоме нечто новое, потому что в Англии его вообще полностью проигнорировали. Это явно было не для них, так что они его отвергли.
Я очень расстроен... нет, даже разозлен. Думаю, им нужно было хоть немного... Я знаю, что Body Language [1982] для нас была первой песней в таком жанре, но в Англии ее просто возненавидели. Господи! Если они думали, что из-за этого я отступлюсь и сочиню новую переделку "Рапсодии", они ошиблись. Я никогда этого не сделаю. Но я рад, что американцам песня понравилась больше.
Хорошие песни не обязательно должны быть пропитаны величественными оперными сценами или еще чем-то там. Я на самом деле считаю, что важной частью таланта является не просто быть хорошим музыкантом и писать потрясающие песни, но и знать ситуацию на музыкальном рынке и не отставать от прогресса. А после этого все зависит от удачи.
Мне кажется, что Queen написала несколько хороших песен, которые не стали хитами, но я все равно считаю их хорошими. Песни считаются хорошими, только если они продаются и попадают в чарты. Я хочу писать коммерческую музыку, которую купят все. Если я написал хорошую песню, которая не продается, я скажу: "Хорошо, забудьте об этой песне, давайте напишем следующую!" Я просто начинаю писать новую песню.
Если бы мы все сочиняли одинаковые песни, нам был это давным-давно наскучило, но мы все пишем по-разному, и поэтому нам до сих пор интересно. Если бы все писали похожие песни для одной и той же аудитории, это было бы скучно. У нас очень разнообразные характеры, и это хорошо. Мы все еще воюем! Мы деремся, как мальчишки. Альбомы Queen состоят из этого. Нужно драться. Думаю, это лучший способ. Мне нравится сражаться за лучший результат, и, думаю, я заставляю сражаться и остальных. Так гораздо интереснее.
Иногда я приношу какую-нибудь свою песню Брайану, а он вписывает туда гитары так, как хочет он, а не я. Так что мы спорим. Иногда мы самая стервозная группа в мире. Иногда бывает неприятно, но в конце концов все складывается как надо. Мы должны конфликтовать, иначе будет скучно. Иногда мы не соглашаемся друг с другом, но решающий голос всегда у автора. Он может сказать: "Смотри, я хочу, чтобы песня была такой, и она будет такой". Я считаю, что автор песни - тот, кто написал к ней текст.
Я принимаю участие в сочинении песен Джона и Роджера, потому что они позволяют мне помогать и советовать. А у Брайана свои авторские идеи, и они весьма сильные, так что с его идеями я особо не работаю. Песни Джона и Роджера я смотрю на ранних стадиях создания, и они не возражают, если я разбираю песни на части и собираю заново. Иногда я даже полностью перерабатываю песню, как это случилось... я не боюсь этого сказать, с песней Роджера Radio Ga Ga. Я сразу же почувствовал, что из нее можно сделать отличный сильный и коммерчески успешный товар. Он уехал на выходные кататься на лыжах, а я поработал над песней. Но сочинил ее он. Он уже собрал все идеи, но я почувствовал, что кое-что там не так. Роджер сказал: "Ладно, делай, что хочешь".
Трудно сказать, насколько изменится песня, пока не приходишь в студию. Очень многое разворачивается во время записи, например, как получилось с Somebody To Love [1976]. Я хотел, чтобы песня была похожа на госпел, и я знал, что нам придется делать все самим. На этой песне мы имитируем 160-голосный хор. Вы представляете, сколько времени это заняло - снова, и снова, и снова. Мы неделю потратили на эту запись, но она того стоила. Я никогда не хочу оглядываться на какой-нибудь из наших альбомов и думать: "Если бы мы только потратили больше времени, сделали вот это, тогда бы все было лучше!" Мы перфекционисты и считаем, что лучше потратить больше времени. Люди, наверное, думают: "О Господи, они опять засели на студию на четыре с половиной месяца", но мы считаем, что это необходимо, чтобы сделать все, как надо.
Думаю, людям, которые сейчас покупают наши пластинки, интересны изменения в Queen. Они уже привыкли к тому, что каждый раз мы выпускаем что-то совершенно новое, и адаптировались. Думаю, что они будут разочарованы, если мы так не сделаем. Мне не нравится повторять одну формулу больше, чем один раз, потому что это скучно. Я всегда ищу чего-то нового, и это хорошо, потому что это новый вызов. Это естественно. Песни разнообразны. У нас меняется настроение, мы адаптируемся. Очень многое мы сочиняем спонтанно, особенно не обдумывая. Думаю, так лучше всего. Если все планировать заранее, это уже будем не мы.
QUEEN
Keep Yourself Alive - хороший способ дать людям понять, что тогда представляла собой Queen.
QUEEN II
В альбоме нет глубокого смысла или концепции. Это произошло спонтанно во время записи. Я сочинил песню March Of The Black Queen для альбома, и тогда мы решили сделать "белую" и "черную" стороны, отражающие "белые" и "черные" настроения. Получился хороший контраст.
Seven Seas Of Rhye - просто фантазия. Я понимаю, что это звучит как дешевая отговорка, но это на самом деле так. Просто продукт моего воображения. Я тогда многому учился в сочинении песен, например, построению песенной структуры - узнавал разные техники.
На Ogre Battle мы использовали огромный гонг. Он был даже больше того, что Pink Floyd использовали на сцене, и Роджеру пришлось приложить все силы, чтобы хотя бы поднять молот!
Сначала фраза "Мы не используем синтезаторов" была шуткой, но потом оказалось, что это очень хорошая идея, потому что нам удалось обмануть даже Джона Пила. Он сказал в рецензии, что мы очень здорово использовали синтезатор "Муг", хотя на самом деле это была многодорожечная партия гитары.
SHEER HEART ATTACK
Killer Queen - это песня об элитной девочке по вызову. Я пытался сказать, что девушки из высшего общества тоже могут быть шлюхами. Вот о чем эта песня, хотя я бы предпочел, чтобы люди интерпретировали ее по-своему - придумывали какое-то свое видение. Люди ожидают от Queen энергичного хард-рока, а эту песню мог бы спеть какой-нибудь Ноэл Ковард.
Мы гордимся этой песней. Это просто одна из песен, которую я написал для альбома, она не была специально написана для сингла. Я написал для Sheer Heart Attack несколько песен, и, когда мы ее записали, мы обнаружили, что это очень сильный сингл. Так и получилось. В то время это было очень не похоже на Queen. Это был один из наших рисков, но пока что все наши риски оправдывались.
Killer Queen - еще одна песня, к которой я сначала написал текст. Это была песня, совершенно не соответствовавшая формату, в котором я писал. Обычно сначала я придумываю музыку, но на этот раз первыми появились слова и замысловатый стиль, который я хотел передать. Многие мои песни - фантазия, я могу что угодно придумать.
Now I'm Here - отличная песня. Ее Брайан Мэй написал. Мы выпустили ее после Killer Queen. Полнейший контраст. Мы хотели показать, что не забыли о наших рок-н-ролльных корнях. Ее очень хорошо исполнять на сцене, мне нравится петь ее вживую.
A NIGHT AT THE OPERA
A Night At The Opera - один из лучших альбомов Queen. Из первых четырех альбомов мы записывали этот дольше всех. Мы не то, что к этому стремились, но мы собрались, и я сказал, что мы сделаем очень много. Мы записывали его почти четыре месяца, едва-едва уложившись в сроки - предстояли большие гастроли. Было очень важно записать альбом так, как мы хотели, особенно после того, как потратили на него столько времени. Каждая песня с "Оперы" самодостаточна.
Мы много чего хотели сделать на Queen II и Sheer Heart Attack, но там не хватало места. А вот на "Опере" хватило. Мы такое вытворяли с гитарами и вокалом, чего раньше никогда не делали. На альбоме звучало все, от тубы до расчески. И ничего не казалось лишним.
Мы хотели сделать много песен в самых разных стилях. Получается хороший контраст, когда делаешь и короткие, и длинные номера. Альбом такой разнообразный, что мы ударились в крайности. Каждая молекула этого альбома - это мы, мы четверо, каждая йота. Не было никаких сессионных музыкантов - ни для струнных, ни для чего.
Это был дорогой альбом - он нам обошелся в 15-20 тысяч фунтов, по-моему, потому что мы хотели сделать его как можно лучше, и, думаю, мы хотели доказать, что можем это сделать... но какое же облегчение мы почувствовали, закончив его!
Death On Two Legs - самый злобный текст из всех, что я когда-либо сочинял. Такая мстительная песня, что Брайану даже плохо становилось, когда он ее пел. Никто не поверит, сколько ненависти и яда в исполнении этой песни, а уж про текст я молчу. Прислушайтесь к словам, ребята. Это злобная маленькая песня, которая показывает, каким злым я могу быть.
Я решил, что если уж хочу что-то показать, то нужно идти до конца и забыть о компромиссах. Мне трудно пришлось со словами. Я хотел сделать их как можно более грубыми. У меня буквально кровь горлом шла от этих слов. Я каждый день менял текст, пытаясь сделать его насколько возможно злобным. Когда остальные в первый раз услышали песню, они были в шоке. Когда я им ее описывал, им очень понравилась идея, но потом они увидели текст и перепугались. Но я уже сделал шаг и полностью погрузился в песню. Несколько дней я был настоящим демоном.
Альбому нужно было сильное начало, а что может быть лучше, чем первые слова "Ты сосешь мою кровь, как пиявка"? Сначала мы задумывали так: вступление, потом все останавливается, и звучат слова: "Ты, соси мой ***!" - но, пожалуй, это было слишком. Давайте просто скажем, что песня сделала то, что от нее ждали!
Lazing On A Sunday Afternoon - короткая песня, всего минута и 6 секунд. Очень остренькая такая песенка. Брайан ее обожает.
Вот куда меня может завести настроение. Это одна моя сторона - я могу меняться. Все на песне Lazing On Sunday Afternoon немного отличается от нормы. Я обожаю водевиль. Люблю писать подобные вещи, я точно напишу еще что-то в таком духе.
А вот песня Good Company, которую написал Брайан. Она в стиле Джорджа Формби, с саксофонами, тромбонами и кларнетами - и гитара Брайана играет за все эти инструменты. Я не люблю сессионных музыкантов, мы все делаем сами, от высокого фальцета до самых низких басовых партий. Это все мы.
Это знак переходного периода. Мы могли бы эти песни записать еще на первом альбоме, но нельзя сделать все сразу, так что пришлось подождать до четвертого. Мы хотели столько всего попробовать. Я всегда хотел написать что-то подобное. Ogre Battle была сочинена на гитаре, но потом меня стали привлекать вещи вроде Love Of My Life или Lily Of The Valley, написанные на фортепиано. Я всегда любил подобную музыку.
Seaside Rendezvous написана в духе 20-х годов, Роджер там спел за тубу и кларнет, если вы понимаете, о чем я. Я еще собираюсь заставить его станцевать чечетку. Куплю ему специальные подкованные туфли от Джинджера Роджерса.
'39 - маленькая песенка Брайана, что-то вроде скиффла, мы такое еще не пробовали. Мы так можем, но люди не верят, что это мы. Это хотел сделать Брайан Мэй, и это совсем не похоже на Queen. Наверное, мы выпустим ее на стороне B сингла You're My Best Friend.
Брайан сочинил огромнейшую эпическую песню The Prophet's Song, это одна из самых тяжелых наших песен. Он там такое с гитарой вытворяет! Знаете, гитара Брайана сделана вручную, так что он может практически заставить ее говорить. И она будет говорить на этой песне.
Запись сингла Bohemian Rhapsody заняла целую вечность, а The Prophet's Song мы записывали три недели, но у нас была свобода, и мы могли ударяться в любые крайности. Мы же оперу сделали! Мне кажется, альбом соединил в себе необычность Queen II и хорошие песни с Sheer Heart Attack. Это лучшие песни, когда либо написанные!
I'm In Love With My Car, выпущенная на стороне B "Рапсодии", стала первым хитом Роджера. Он очень этого хотел, и, думаю, заслужил. Песня стала большим хитом в Европе.
Love Of My Life - милая маленькая баллада. Здесь проявляются мои классические влияния. Брайан здесь играет на настоящей арфе. Помню, я думал: "Я буду заставлять его играть до тех пор, пока у него пальцы не отвалятся!"
Сейчас песня адаптирована для гитары, но сочинил я ее на фортепиано. Где бы мы ни выступали, все знают, как петь Love Of My Life - просто невероятно смотреть, как эту песню поет столько народу.
Я однажды посвятил Love Of My Life Кенни Эверетту в его радиопрограмме [1976] за то, что он к нам очень хорошо относился и позволил "захватить" программу Be Bop Bonanza. Она с альбома Sheer Heart Attack... а, нет, с A Night At The Opera. Господи! Мы уже столько всего выпустили, что я начинаю забывать.
You're My Best Friend - песня Джона Дикона. Я был очень доволен. Джон к тому времени наконец-то обрел себя в группе. Он хорошо поработал над этой песней, и это ведь хорошо, не правда ли? Queen стала еще более разнообразной - понимаете, о чем я?
A DAY AT THE RACES
На You Take My Breath Away я записал только себя. Остальные бэк-вокал не пели. Я играл на фортепиано, в общем-то, это все. Я не знаю, как нам удалось сохранить песню такой простой, со всеми нашими наложениями и прочими штучками. Люди считают, что мы слишком сложные, но это не так. Все зависит от песни. Если нужна сложность, мы сделаем ее сложной. Эта песня довольно необычна для Queen.
Long Away - песня для 12-струнной гитары, написанная Брайаном. У нее очень интересные гармонии.
В Somebody To Love хоровую партию пели все те же три человека, но технический подход был немного другим, потому что мы пели госпел. Я из-за этой песни очень злился. Я хотел написать что-то в духе Ареты Франклин. Меня вдохновил госпел с ее ранних альбомов. Хотя гармонии могут показаться похожими, в студии все совершенно по-другому, потому что там другой диапазон.
The Millionaire Waltz - очень странная песня. Она из тех, которые я хочу записывать для каждого альбома - что-то совершенно не вписывающееся в формат Queen. Брайан полностью оркестровал ее гитарами, так он еще не делал. От туб и флейт-пикколо до виолончелей. Запись заняла несколько недель. Брайан очень педантичен. Такие вещи Queen еще не делала - это вальс в духе Штрауса.
Эта песня на самом деле о Джоне Риде, нашем тогдашнем менеджере. Думаю, довольно безумная вещица. Но все получилось хорошо, и люди часто над ней смеются.
Я бы хотел сказать, что Брайан очень хорошо записал гитары. Он дошел до пределов гитарной оркестровки. Я даже не знаю, как он сможет превзойти эту вещь. А Джон очень хорошо сыграл на басу. Я думаю, что все было здорово, и мы хвалили друг друга за эту песню. Думаю, песня вышла очень хорошей, особенно с точки зрения оркестровки. Брайан использовал гитару совершенно по-другому. Я знаю, что он и раньше делал оркестровки, но эта вышла ну просто отлично.
You And I, завершающая первую сторону пластинки - песня Джона Дикона, его вклад в этот альбом. Его песни становятся все лучше. Я на самом деле начинаю беспокоиться.
Tie Your Mother Down - одна из самых тяжелых песен Брайана. Помню, еще до того, как записать эту песню, мы сыграли ее в Гайд-парке летом 1976 года. Мне удалось справиться с вокалом вживую до того, как записать его в студии. Песня была шумная, очень хорошо мне подошла.
White Man, выпущенная на стороне B сингла Somebody To Love - тоже песня Брайана. Очень блюзовый трек, у меня была возможность поддать хрипотцы. Думаю, это будет отличная концертная песня.
Good Old-Fashioned Lover Boy - еще один мой водевиль. Я люблю водевили, хотя Lover Boy куда прямолинейнее, чем, скажем, Seaside Rendezvous. Это довольно простая вещь для фортепиано и голоса с цепляющим ритмом; альбому нужна была подобная разрядка.
Drowse - очень интересная вещь Роджера. Роджер - рок-н-ролльщик. На ней отличная слайд-гитара Брайана, а Роджер спел в октаву. Эту песню хорошо напевать, я ее напеваю постоянно.
Альбом A Day At The Races (не Horse Feathers - другой фильм братьев Маркс) заканчивается японской вещицей, которую Брайан назвал Teo Toriatte ("Будем вместе"). Это очень эмоциональная вещь, одна из лучших. Брайан сыграл на фисгармонии и записал отличные гитарные партии. Отличная песня для завершения альбома.
NEWS OF THE WORLD
We Are The Champions - самая эгоистичная и высокомерная песня из всех мной написанных. Когда я написал ее, я думал о футболе. Я хотел сочинить песню, в которой могли участвовать фанаты. Она была направлена на массы. Я думал: "Посмотрим, как они ее примут". Она великолепно сработала. Когда мы исполнили ее на закрытом концерте в Лондоне, фанаты между песнями "зарядили" какую-то футбольную кричалку. Конечно же, я придал песне побольше театрального изящества, чем футбольному "заряду". Вы же меня знаете!
Я уж точно не думал о прессе, когда писал эту песню. Я вообще не думаю о британской музыкальной прессе. Эта песня предназначалась для музыкантов и фанатов. Еще это можно посчитать моей версией I Did It My Way. Мы сделали эту песню, и это было непросто. Это не постель из роз, как говорится в песне. Все непросто до сих пор. Эту песню освоили фанаты футбола, потому что это песня победителя. Не могу поверить, что никто не написал новую песню, которая превзойдет мою.
Spread Your Wings - песня очень в духе Джона Дикона, но с более шумными гитарами. После того, как я записал вокал, Джон записал гитары, и настроение изменилось. Думаю, это самая сильная его песня на нынешний момент.
THE GAME
Я сочинил Crazy Little Thing Called Love на гитаре и записал в студии ритм-партии, и это очень хорошо, потому что Брайан играет всякие "заполнения", ну и свое обычное соло. Меня немного ограничивает количество аккордов, которые я знаю. Я просто учусь, но надеюсь больше играть на гитаре в будущем. Эта песня для меня не типична, но только потому, что для моей работы вообще ничего не типично.
Another One Bites The Dust стала танцивальным хитом, но это не значило, что мы собирались писать только в этом же духе. Нам нравится экспериментировать, хотя я многому научился, слушая негритянское диско - Майкла Джексона, Арету Франклин и Стиви Уандера.
UNDER PRESSURE
Under Pressure получилась совершенно случайно. Дэвид [Боуи] пришел в гости в нашу студию в Монтре, где мы записывались. Мы начали джемовать, и все получилось очень быстро и спонтанно. И мы, и он были довольны результатом.
Это была совершенно неожиданная вещь, но наша группа любит делать необычные, неожиданные для нас и неординарные вещи. Мы не хотим идти накатанной колеей или попадать в застой, а если вы вместе так долго, как мы, всегда существует подобная опасность. Есть опасность просто почить на лаврах и расслабиться, а мы такого не хотим.
С Дэвидом работать было одно удовольствие. Он очень талантлив. Когда я увидел, как он играет в спектакле "Человек-слон" на Бродвее, я сам захотел попробовать себя в роли актера. Возможно, в будущем я попробую что-то подобное, но сейчас я работаю над проектами с Queen. Мы не хотим стоять на месте. Есть еще столько неосвоенных земель.
THE WORKS
На этом альбоме я сочинил песню вместе с Брайаном. Точно будет солнечное затмение!
Песня называется Is This The World We Created. Мне нравится, как мы подошли к этой песне. Мы смотрели на песни с нашего альбома и решили, что нам не хватает какой-нибудь простенькой баллады, или распевной такой вещи, вроде Love Of My Life. И вместо того, чтобы кто-нибудь из нас ушел и сочинил песню один, я сказал Брайану: "Давай придумаем что-нибудь прямо сейчас". Песня появилась буквально за два дня. Он принес акустическую гитару, я сел рядом с ним, и мы написали песню.
Если бы мы заранее решили, что должны сесть и сочинить песню вместе, не думаю, что у нас бы что-нибудь получилось, потому что тогда бы началась схватка наших "эго", споры, кто что будет делать, и так далее. Но когда мы сделали так, у нас не было времени на раздумье. Мы просто пошли и сочинили песню. Если бы у нас не получилось, мы бы просто выкинули ее, но все сработало, песня получилась сильной, так что мы сказали: "Да, будет отличная концовка альбома". А потом мы спели ее на Live Aid.
THE MIRACLE
Мне лично не нравятся названия, которые дают альбому концепцию, потому что иногда люди начинают думать не о том. Например, рабочим названием альбома The Miracle было The Invisible Man. На альбоме есть песня с таким же названием, мы обсуждали клип, в котором мы бы делали всякие волшебные вещи. Но представьте, что журналисты неправильно поймут название. На самом деле альбом назывался The Invisible Man буквально до последней недели. По-моему, Роджер сказал: "Вы что, не пойдет это название!" Мы подумали, на что бы заменить название, была у нас песня The Miracle, так что мы решили, что это название хорошо выразит то, что мы сделали. И назвали альбом The Miracle. Конечно же, многие люди подумают, что мы считаем наши песни чудесами, но, черт возьми! Если они хотят так думать, пусть думают. Название альбома было просто по песне.
Все было хорошо, правда, без споров не обошлось.
INNUENDO
Я очень доволен своим вокалом на альбоме. Innuendo - слово, которое я часто использую в скрэббле. Отличное название для Queen.
Юлия? Вот так тесен мир... Я для intellectualonly-mercury уже кое-что переводил, интервью кое-какие... Ну и статейку "О нашем поражении" написал, опять же
Рада встретить. На сайте Вас давно не видела.
Ч.п., этот перевод получается качественней оригинала по проработке материала. Можно считать комплиментом